Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте (чтение) "Звук [у]. Буква Уу"»
Обучение грамоте.
Тема: Звук [у]. Буква Уу.
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с гласным звуком [у], буквой Уу, развития речи.
Тип урока: решение учебной задачи.
Планируемые результаты:Предметные: усваивоют главные понятия курса русского языка (фонетические, лексические), представляющие основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношение и функции; знать особенности произношения звука [у] и его характеристику; называть букву Уу как знак звука [у]; различать печатную и письменную, заглавную (большую) и строчную (маленькую) букву; составлять небольшой рассказ повествовательного характера по сюжетной картинке; уметь разгадывать ребус; анализировать слова по модели.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать; осознавать значимость чтения, потребность в систематическом чтении, важность и необходимость помощи нуждающимся в ней; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные:общеучебные- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; структурировать знания; логические – овладевать основами смыслового чтения художественных текстов; строить рассуждения в форме связи простых суждений; устанавливать причинно–следственные связи.
Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходят к общему решению в совместной деятельности; в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть диалогической формой речи.
Основное содержание темы, понятия и термины: А.Барто «Кто как кричит», звук [у]. Буква Уу. Звуковая модель слова.
Образовательные ресурсы: Азбука 1 кл. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой. Электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого, презентации физкультминуток, образец буквы Аа.
Ход урока.
I.Мотивирование к учебной деятельности.
- Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам в гости пришли ваши наставники и друзья из детских садиков. Давайте проведём урок так, чтобы они вами гордились.
1)Психологическая установка на работу.
У вас на парте всё в порядке?
Готовы вы начать урок?
Звени скорей для нас, звонок!
2) Создание эмоционального настроя урока.
- Чтобы наша работа была успешной, вспомним законы урока (по картинкам).
- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.
- НАСТРОЕНИЕ (Смайлики)
II.Актуализация знаний. Речевая разминка.
У. Наши друзья АНЯ и ВАНЯ опять сегодня с нами. Им очень интересно узнать, чему же вы научились в их отсутствии.
1. Беседа (по табличке)
- Ребята, на какие группы мы можем разделить звуки речи? (гласные и согласные).
-Как отличить гласный звук от согласного?
Гласные бывают…(ударные и безударные)
Согласные бывают…(твёрдые и мягкие)
2.На наборном полотне буквы А О
-Это буквы каких звуков? (гласных)
Речевая разминка (СТОЯ)
-Вспомним их. Подготовим речевой аппарат к работе. ( Дети поют песенку, например: [оооо ааа о-о-о-о а-а-а-а].)
3.Постановка познавательной задачи.
-Все ли звуки речи приходили к нам на урок?
-Всё ли мы знаем про согласные звуки?
-Достаточно ли нам знаний?
-Вы готовы их получать?
III.Целеполагание.
АНЯ и ВАНЯ приглашают вас на прогулку. Будьте очень внимательными и наблюдательными. (Слайды 1-3)
-Понравилась прогулка? Где вы побывали?
-Какие звуки природы услышали?
-Почему выл волк? (Ему страшно в лесу ночью)
-Предлагаю оставить его в классе, чтобы не было ему страшно и своими хорошими ответами создать настроение.
-Какой звук повторялся чаще всего? (УУУУУ)
-Дайте ему характеристику.
- Кто догадался, какая тема урока?
-Какие задачи нам предстоит решать в связи с этим? (по табличкам)
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Ребус (на экране)(Слайд 4)
-У нас очередной гость. Разгадаем ребус (УЛИТКА)
-Почему именно она пришла к нам сегодня? (похожа на букву У)
-Произнесите первый звук в слове УЛИТКА (УУУУУ)
-Зачем же ей нужна буква УУУУУ (чтобы писать слово улитка)
2.Электронное приложение к учебнику Климановой. Отгадай загадку (Улитка) 1 ученик у компьютера
-А на что ещё похожа букваУ?
У- сучок. В любом лесу ты увидишь букву У
2.Знакомство с буквой У(на доске табличка)
- Мы с вами произносили звук, а теперь его надо записать. Для этого придумали значки-буквы. Печатные и письменные, заглавные и строчные.
-Когда понадобится заглавная буква У?
3.Выкладывание буквы У пуговицами.
Физкультминутка (Или игра «Ворота») Назвать слово, в котором новый звук.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели.
4.Работа со звуковыми схемами.
а) На доске картинки и схемы слов (туча и луна)
- Модели каких слов представлены?
-Как вы догадались? (По картинкам)
-Сравните модели слов. (Одинаковое количество звуков)
-Можно ли сразу определить, где записано слово туча, а где слово луна?
б) Игра «Живые звуки». (У доски 4 человека, а остальные выкладывают модели слов фишками на партах).
-Рассмотрите картинку в учебнике и поделитесь с нами своими мыслями и чувствами.
-Прочитаем текст.
7.Составление предложения по заданной схеме в учебнике.
-Посмотрите на схему предложения в учебнике. Сколько должно быть слов?
-Какое первое? Последнее?
-С помощью каких слов можно связать по смыслу слова волчонок и луна?
-Какое маленькое слово обозначено маленьким квадратом? (на)
-Прочитаем хором полученное предложение.
-Почему волчонок воет на луну? Кто знает?
8.Чтение отрывка из стих.(Маска волка)
Армянский поэт Арам Гюрджян «Волчонок»
Волчонок воет на луну,
Он одинок и ищет друга,
Волчонком быть порой так туго,
Когда кругом лишь ночь да вьюга,
Когда устал, но не до сна,
Тебя услышит лишь луна.
-Кто понял, почему именно на луну воет волчонок? (Ночью может услышать лишь луна.)
9.Работа в паре. Распознавние в тексте изученных букв.
Раскрытие звукописи как художественного приёма.
- Посчитайте, сколько раз в тексте встретились буквы О,А.
Чтобы получились быстрее, один в паре считает буквы О, другой – А.
-Почему же так много букв О иА в словах этого текста? (Не только звукоподражательное слово У, но и другие слова с гласными звуками ОООО помогают озвучивать описываемую картину, передавая её настроение.
- Повторите этот текст ещё раз, выделяя протяжным произношением звуки [о] [а].
10.Электронное приложение.
б). Упражнение №1.(1 мин) Игра «Разведчики».
- Найдите в словах звук [у]. УТКА КЕНГУРУ ЩУКА
(Сначала называют изображённые предметы, а затем находят звук).