kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уроки чтения в 4 классе по произведению А. Н. Толстого "Детство Никиты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены 2 урока чтения в коррекционной школе VIII  вида. 1 урок закрепление сказки "Старый мороз и молодой Молрозец" и знакомство с отрывком из повести А. Н. Толстого "Детство никиты" - "Ёлка", в ходе урока используется презентация. 2 урок посвящён продолжению изучения главы из повести  А. Н. Толстого, используются различные коррекционные приёмы, при закреплении обучающиеся просматривают отрывок из фильма. в конце урока при рефлексии исполоьзуется приём "Закончи предложение... "

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«мои уроки - копия»

Конспект урока

Учитель начальных классов: Овечкина Ольга Геннадьевна г. Сарапул

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №5


Предмет: чтение и развитие речи Класс: 4


Тема урока: По А. Н. Толстому «Ёлка» (отрывок из повести «Детство Никиты») 1 часть


Цель урока: создать условия для формирования беглого, осмысленного чтения при знакомстве с главой из книги А Н. Толстого «Детство Никиты» «Ёлка».

Задачи урока: 1) образовательные: формировать беглое, осмысленное чтение; закрепить знания полученные при работе над сказкой « Старый мороз и молодой морозец», познакомить с краткой биографией А. Н. Толстого, учить выделять и находить необходимую информацию по произведению А. Н. Толстого «Ёлка».

2)Коррекционные: формировать слуховое восприятие при выполнении задания в узнавании и соотнесении предмета, формировать умение анализировать и обобщать при закреплении и знакомстве с новым текстом.

3) Воспитательные: воспитывать интерес к народному творчеству на основе работы с пословицами о труде, формировать положительное отношение к труду, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу на этапе работы в парах.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: умеют осознанно и правильно читать целыми словами, имеют представление о писателе

А. Н. Толстом, знают значение трудных по смыслу слов;

Личностные результаты: проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, оценивают поступки героев сказки при помощи пословиц

Метапредметные результаты: Познавательные: анализируют ситуации, действия в рассказе, определяют смысл пословиц, умеют находить необходимую информацию и ответы на вопросы в тексте, умеют работать с текстом (прогнозировать по описанию, названию, отвечают на вопросы по тексту, выделяют главную мысль произведения)

Регулятивные: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; оценивают свои действия

Коммуникативные: умеют слушать и слышать речь других, строят высказывания в устной форме, умеют сотрудничать при работе в парах

Оборудование: «Чтение» 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, мультимедийная презентация, ёлка, карточки со словами (1 комплект на парту), шкала оценивания


Этапы урока, время

Планируемый результат в области


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приёмы

Организационный момент

2 мин.

П: умеют анализировать и выполнять предложенное задание



Р: формулируют цель урока

- Сядет тот, кто выберет слова наиболее подходящие к уроку чтения



Чему мы будем учиться сегодня на уроке чтения?

Ребята, сейчас мы проверим домашнее задание и закрепим знания о сказке, а о новой теме вы узнаете позже.

Каждый обучающийся прочитывают вслух выбранное слово со слайда и садится на своё место.

Правильно и бегло читать, отвечать на вопросы, рассуждать,, пересказывать и т. д.

Слайд 1

(читать, бегать, думать, размышлять, спать, придумывать, анализировать..)


Опрос обучающихся по заданному на дом материалу

(13 мин.)



К.: Строят высказывания в устной форме


Пр. Выделяют главную мысль произведения





Пр.: умеют правильно, бегло читать целыми словами 2 часть сказки

К. сотрудничают во время парной работы

Р: умеют анализировать предложенное задание

П: анализируют смысл пословиц о труде.

Л: оценивают поступки при помощи русских народных пословиц

Пр: выделяют главную мысль рассказа





С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- Вспомните кого морозил Морозец в первой части?

- Получилось ему его заморозить и почему?

- Кого он морозил во второй части и что у него получилось?


- Какой можно сделать вывод?


Читаем по цепочке 2 часть, соблюдая знаки препинания


- Работа в парах. Какие черты характера проявил мужик во время работы? Выберите наиболее подходящие слова из предложенных карточек.


Ученикам 1 группы было дано задание подготовить пословицы, которые подходят для данной сказки.

- Чему учит это произведение?

Литовская сказка «Старый мороз и молодой морозец».


- Морозец морозил пана.

- Очень сильно Морозец заморозил прана, потому что он ничего не далал, сидел без движения.

- Морозец морозил мужика, но тот не замёрз потому что он усердно трудился.

Трудолюбивому человеку и мороз не страшен.


Ученики выбирают из предложенных слов наиболее подходящие: старание, жадность, хваставство, трудолюбие,

упорство, доброта, упорство.

Пословицы подготовленные детьми Быть трудолюбивым, не лениться......

















Чтение текста по цепочке


Практический метод

Работа в парах


Подбор пословиц

Физминутка 1 минута

Объяснение нового материала

15 мин.

П. извлечение необходимой информации из прослушанного текста











Пр. имеют представление о писателе А. Н. Толстом

Пр. прогнозируют по названию рассказа




К. умеют слушать и слышать речи учителя









Пр. знают значение трудных слов

Ребята я вам прочитаю ключевые слова, взятые из текста, который мы будем читать, а вы догадайтесь, о чём это произведение: «От неё веяло холодом, но понемногу ветви оттаяли, поднялись и распушились, и по всему дому запахло хвоей»

- Сегодня мы познакомимся с произведением А. Н. Толстого «Ёлка». А вы слышали, что - нибудь о писателе А. Н. Толстом?

Что вы сегодня на уроке узнаете?

- А. Н. Толстой это известный русский писатель который жил более 70 лет назад. Он писал повести, стихи. Его знаменитая повесть «Детство Никиты» где он описал своё детство и посвятил эту книгу сыну Никите. Одну главу из этой книги мы и будем читать.

- Как вы думаете, судя по названию, о чём будет рассказ?

- Сейчас я прочитаю 1 главу этого рассказа, а вы ответите, как дети украшали ёлку.

- Почему дети сами изготовляли игрушки, а не купили их в магазине?

- Ознакомьтесь с текстом, обратите снимание на слова, которые вам непонятны.

- Предположите, какое значение у следующих слов: веяло, вороха, суматоха, наспех, слонялись.

- Что такое сочельник?








Это ёлка




Ответы детей


Ответы детей

Мы узнаем о писателе русском писателе Толстом и об его произведении.

Клеили фантики, золотые орехи, привязывали к пряникам и яблокам серебряные верёвочки.

Потому что действия рассказа описывают старое время когда было принято игрушки изготовлять своими руками.

Ответы детей



Это ночь перед рождеством, 6 января.

















1 слайд





Первичное чтение рассказа учителем.


Жужжащее чтение

2 слайд

Словарная работа определение значения слов. Слайд 3

Закрепление учебного материала

7 мин




Пр.: умеют отвечать на вопросы





К. строят высказывания в устной форме

- Сейчас будем читать с остановками. Вы сами или я буду задавать вопросы по прочитанным отрывкам.

Примерные вопросы для учеников: Красивая ли ёлка была когда её привезли? Докажите словами из текста

Что означает «убирать ёлку?» Подберите синоним.

- Как сейчас украшают ёлки?

Как вы думаете детям нравились игрушки? Почему? И т. д.

- Почему матушка не велела детям до вечера входить в гостиную?

- Что чувствовали дети когда готовились к рождеству?






Нет, автор называет её мёрзлой.


Украсить игрушками

Да нравились потому что они делали их своими руками.


Ощущение радости.

Чтение с

остановками














Задание на дом

(3 мин)



Л. Самоопределение при выборе домашнего задания

Ребята, у меня для вас тоже есть ёлка. Она вам нравится? Чего не хватает?

В своих ответах вы сказали, что ребятам нравилось делать игрушки собственными руками. Предлагаю, кто желает, вместе с родителями тоже сделать игрушки из тех материалов, которые будут у вас под руками. Что можно использовать?

И завтра мы тоже украсим нашу ёлку.

Дома прочитайте внимательно рассказ, обращая внимание на словарные слова. 1 группе подумать какое заглавие можно придумать к первой части рассказа и кто желает узнайте в библиотеке. Какие ещё книги написал А. Толстой

- она не нарядная не хватает игрушек.








- Цветную бумагу, мишуру, ленточки....

Творческое задание на дом







Дифференцированное задание на дом

Рефлексивно — оценочный этап

П. делают выводы в результате совместной работы класса и учителя

Р. проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности


- Вы сегодня активно работали, оцените свою работу по шкале оценивания Прокомментируйте что у вас получилось.

- Подведём итог, справились ли вы с поставленными целями? Продолжите фразу.

- Я узнал....

- Я смог......

Я умею …...

- Я запомнил.....

Комментарии обучающихся






Рефлексивно оценочный этап

слайд 4






Конспект урока

Аттестуемый педагог: Овечкина Ольга Геннадьевна учитель начальных классов (высшая категория)

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №5»

г. Сарапул

Предмет: чтение и развитие речи Класс: 4 класс

Тема урока: А. Н. Толстой «Ёлка» глава из повести «Детство Никиты» 2 часть

Цель урока: создать условия для формирования беглого, осмысленного чтения на основе литературного произведения «Ёлка» из книги «Детство Никиты» А. Н. Толстого.

Задачи урока:

1) образовательные: формировать беглое, осмысленное чтение; закрепить знания полученные при изучении 1 главы на этапе проверки домашнего задания, формировать умение отвечать на вопросы, придумывать заглавие к частям текста, выделять и находить необходимую информацию в тексте.

2)Коррекционные: формировать умение анализировать и обобщать, формировать зрительную память при работе с деформированным текстом и при просмотре видеофрагмента.

3) Воспитательные: воспитывать уважение к традициям русского народа, способствовать формированию ответственного отношения к выполнению домашнего задания

Планируемые результаты:

Предметные результаты: умеют осознанно и правильно читать целыми словами, знают значение трудных по смыслу слов.

Личностные результаты: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные результаты:

Познавательные: осуществляют анализ ситуаций в литературном произведении, в видеофрагменте, умеют находить необходимую информацию, умеют работать с текстом (придумывают заглавия к частям текста, отвечают на вопросы по тексту, выделяют главную мысль произведения, восстанавливают правильный порядок слов).

Регулятивные: умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умеют оценивать свои действия

Коммуникативные: умение слушать и слышать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, договариваются о правилах поведения и общения на уроке.

Оборудование: «Чтение» 4 класс учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, мультимедийная презентация, фрагмент фильма «Детство Никиты», ёлка, разноц. магниты, изображение дерева.



Этапы урока, время

Планируемый результат

Универсальные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приёмы

Организационный момент

2 мин.

К.: договариваются о правилах поведения и общения на уроке





Р: определяют и формулируют цель урока

Проговаривают стихотворение — правила — поведения на уроке.

Прозвенел уже звонок,

начинается урок

На уроке не лениться,

Всем работать , отвечать,

Думать, верно рассуждать

И отличные оценки за ответы получать

Тема урока: «Ёлка» А. Н. Толстого 2 часть

Чему мы будем учиться сегодня на уроке чтения?

Дети повторяют слова за учителем, настраиваются на урок.




Правильно и бегло читать, отвечать на вопросы, рассуждать,, пересказывать и т. д.

Словесный метод

Опрос обучающихся по заданному этапу на дом.

15 мин.




П: умеют анализировать, находить лишнее слово



П. анализируют текст, восстанавливают порядок слов








П. Осознанное правильное чтение

П. придумывают заглавие к частям текста


С каким писателем мы познакомились на предыдущем уроке? Выберите его портрет

Какие ещё книги написал А. Н. Толстой?

- Определить какое слово встретилось в домашнем тексте. Почему остальные лишние?

Внимательно ли вы читали текст дома, восстановите в предложенном отрывке слова

(Пришлось опять клеить _________, золотить _______, привязывать к ______ и ________ серебряные верёвочки.

- В сочельник принято наряжать ёлку, вам было дано задание сделать игрушки своими руками, давайте украсим нашу ёлку, так же как в прочитанном рассказе

Чтение 1 главы «По цепочке»

- Почему детей интересовал скоро ли наступит вечер?

- 1 группа какое название вы придумали для 1 части.

Вывод по данному этапу урока.

- Выбирают портрет А. Н. Толстого


Сочельник, об остальных праздниках не говорилось у в учебнике.








Рассказывают из чего сделана игрушка, и что испытывали при её изготовлении.





Варианты названий

Слайд 1




Слайд 2

Наглядный метод

Рождество, Благовещенье, пасха, сочельник



Слайд 2




Чтение по цепочке

Дефференцированный опрос

Физминутка 1 мин.

Игрушки для ёлки мы делали сами:

И деда мороза с большими усами,

С большой бородой

и очень красивой цветной мишурой.

И крошку – снегурочку в шубке богатой.

Вот клоун весёлый нам машет рукой.

Вот дождь золотистый по веткам струится.

Тут заяц пушистый, а это жар птица.

Осталось подвесить на веточке колкой

Лишь красненький шарик и убрана ёлка.

Вправо влево повернёмся

и к уроку снова вернёмся.

Объяснение нового материала

15 мин


К: умеют слушать учителя и отвечать на вопрос после чтения




Пр. осмысленное чтение, нахождение трудных по смыслу слов в тексте

- Мы продолжим знакомиться с рассказом «Ёлка», предположите чему будем учиться.

- Чтение 2 главы. Как изменилась ёлка?

Первичное знакомство с текстом.

Читайте, обращайте внимание на непонятные слова.

- Чтение и разбор трудных для понимания слов: галоп, фанты.

- Чтение слов трудных в произношении

Чтение с остановками. Вопросы по тексту.

- Почему автор так подробно описывает приготовление к рождеству?

Быстро и правильно читать, анализировать текст. Отвечать на вопросы

Ответы детей

Чтение текста шёпотом













Жужжащее чтение

Слайд 3

переливаясь

потрясённые

тускнела

Закрепление нового материала

5 мин

П: осуществляют анализ просмотра видеофрагмента



П. умеют находить необходимую информацию по тексту

Просмотр видеофрагмента из фильма. Цель перед просмотром

- Какой отрывок из рассказа продемонстрирован в фильме. Обратите внимание на детей, их настроение, чувства.

- Найдите слова из текста которые соответствуют данному фрагменту




Ответы обучающихся

Видеофраг-мент из фильма «Детство Никиты»

Задание на дом

1 мин


Дома прочитать рассказ, ответить на вопросы по тексту, 1 группе придумать несколько названий для 2 части рассказа.



Рефлексивно – оценчный этап

2 минуты

Р.: умеют проводить самооценку на основе критерия успешной деятельности











Подведём итоги чему учились на уроке? Закончите предложения:

- Сегодня на уроке я узнал ……

- Особенно мне понравилось…..

- Меня удивило (порадовало) …..

Оцените себя с помощью «Дерево успеха»

- Комментированные оценки учителя

- Я вам очень советую прочитать всю книгу А. Н. Толстого «Детство Никиты» вы узнаете о другом времени, старинных традиция, о детстве Никиты.



Оценивают свою деятельность на уроке.




Слайд 4


Приём

оценивания «Дерево успеха»


































Просмотр содержимого презентации
«Алексей Николаевич Толстой»

Алексей Николаевич Толстой    русский  писатель  поэт

Алексей Николаевич Толстой русский писатель поэт

Алексей Николаевич Толстой Отрывок из повести «Детство Никиты» Ёлка

Алексей Николаевич Толстой

Отрывок из повести «Детство Никиты»

Ёлка

очень много   суматоха - очень быстро ходили без дела Узнай, что это значит веяло -  обдувало  вороха  -  наспех - суета, шум

очень много

  • суматоха -

очень быстро

ходили без дела

Узнай, что это значит

  • веяло -

обдувало

  • вороха -
  • наспех -

суета, шум

  • слонялись -
Сочельник

Сочельник

Читай целыми словами  вер – ху – шеч - ка  за – щи – поч – ки  у – кра – ше – ни – я - ми

Читай целыми словами

вер – ху – шеч - ка

за – щи – поч – ки

у – кра – ше – ни – я - ми

Алексей Николаевич Толстой Отрывок из повести «Детство Никиты» Ёлка

Алексей Николаевич Толстой

Отрывок из повести «Детство Никиты»

Ёлка

Я узнал ………………   Я смог ………………   Я умею ………………   Я запомнил ……………….

Я узнал ……………… Я смог ……………… Я умею ……………… Я запомнил ……………….

Алексей Николаевич Толстой Отрывок из повести «Детство Никиты» Ёлка

Алексей Николаевич Толстой

Отрывок из повести «Детство Никиты»

Ёлка

1  2     3 4

1 2 3 4

Алексей Николаевич Толстой    русский  писатель  поэт

Алексей Николаевич Толстой русский писатель поэт

рождество  сочельник  пасха  благовещенье

рождество сочельник пасха благовещенье

Сочельник

Сочельник

Пришлось опять сесть и клеить ___________ , золотить ________  привязывать к __________ и __________серебрянные веточки.

Пришлось опять сесть и клеить ___________ , золотить ________ привязывать к __________ и __________серебрянные веточки.

Пришлось опять сесть и клеить орехи , золотить орехи  привязывать к пряникам и яблокам серебряные веточки

Пришлось опять сесть и клеить

орехи , золотить орехи привязывать к пряникам и яблокам серебряные веточки

Алексей Николаевич Толстой Отрывок из повести «Детство Никиты» Ёлка

Алексей Николаевич Толстой

Отрывок из повести «Детство Никиты»

Ёлка

удивлённые  тускнела - не сверкала огнями сверкая

удивлённые

  • тускнела -

не сверкала огнями

сверкая

  • переливаясь -
  • потрясённые -
ГАЛОП Быстрый бальный танец Самый быстрый способ бега лошадей

ГАЛОП

Быстрый бальный танец

Самый быстрый способ бега лошадей

ФАНТЫ  Название игры происходит от немецкого

ФАНТЫ

Название игры происходит от немецкого "залог, заклад".

Смысл игры заключается в исполнении заданий для фантов - пожеланий других игроков

Читай целыми словами хлопали – захлопали  хлопушки – хлопушечным завернуть – завёрнутые развязывать - развязывая

Читай целыми словами

хлопали – захлопали

хлопушки – хлопушечным

завернуть – завёрнутые

развязывать - развязывая

Алексей Николаевич Толстой Отрывок из повести «Детство Никиты» Ёлка

Алексей Николаевич Толстой

Отрывок из повести «Детство Никиты»

Ёлка

Сегодня на уроке я узнал ……   -Особенно мне понравилось …….   - Меня удивило (порадовало)…….
  • Сегодня на уроке я узнал …… -Особенно мне понравилось ……. - Меня удивило (порадовало)…….


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
уроки чтения в 4 классе по произведению А. Н. Толстого "Детство Никиты"

Автор: Овечкина Ольга Геннадьевна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 141983

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект А.Н. Толстой "Детство Никиты" гл. Стрелка барометра "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-a-n-tolstoi-dietstvo-nikity-ghl-strielka-baromietra"
    ["file_id"] => string(6) "123771"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414567425"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Программа элективного курса по литературе "Мы в ответе за тех, кого приручили" "
    ["seo_title"] => string(86) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-litieraturie-my-v-otvietie-za-tiekh-kogho-priruchili"
    ["file_id"] => string(6) "143243"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418482673"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Здравствуй, гостья-Зима" "
    ["seo_title"] => string(26) "zdravstvui-ghost-ia-zima-1"
    ["file_id"] => string(6) "180461"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425199936"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Россия на рубеже 17-18 веков. "
    ["seo_title"] => string(33) "rossiia-na-rubiezhie-17-18-viekov"
    ["file_id"] => string(6) "157093"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421526373"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства