Просмотр содержимого документа
«Урок "Умножение и деление круглых чисел"»
Тема. «Умножение и деление круглых чисел»
Математика 3 класс
Цель: познакомиться с приемами умножения и деления двузначных чисел, оканчивающихся нулем, на однозначное число; закреплять умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научаться моделировать приемы умножения и деления круглых чисел с помощью предметов; читать равенства, используя математическую терминологию; использовать переместительное свойство умножения и взаимосвязь умножения и деления при вычислениях; определять порядок действий в выражениях.
Ход урока
Ӏ. Организационный момент
ӀӀ. Актуализация знаний
Устный счет
- Назови примеры с ответом 56.
52+4 = 53+2 = 65 – 9= 78 – 2 =
26+20 = 47+9 = 67 – 9 = 86 – 30 =
- Вставь пропущенные знаки арифметических действий так, чтобы получились верные равенства.
0 О 5 = 5 25 О 25 =1
1 О 11 = 11 0 О 1 = 0
Индивидуальная работа
(Несколько учеников получают карточки с задачами.)
° Сумма двух чисел 28, первое слагаемое 7. На сколько сумма больше этого слагаемого? Во сколько раз это слагаемое меньше суммы?
° Когда из бидона налили 5 кувшинов молока по 2 л в каждый, в нем осталось 9 л молока. Сколько литров молока было в бидоне?
Геометрический материал
- Заполни таблицу
а
6 см
5 см
3 м
5 м
в
7 см
6м
2м
P
14м
S
40 см²
48м²
ӀӀӀ. Самоопределение к деятельности
(Учитель показывает монету достоинством 10 рублей.)
- Какое число на монете вы видите?
- Что вы можете сказать об этом числе? (Оно двузначное, оканчивается на ноль, в нем 1 десяток, единицы отсутствуют.)
- Как по-другому называется число 10? (Десяток)
(Учитель кладет монету на полочку на доске.)
- Сколько монет по десять я выкладываю? (Одну.)
- Запишите это выражением. (10 · 1 = 10)
(Учитель записывает выражение на доске, затем кладет вторую монету достоинством 10 руб. и предлагает записать второе произведение, затем третье и т.д. на доске появляется запись.)
10 · 1 = 10
10 · 2 = 10
10 · 3 = 10
10 · 4 = 10
10 · 5 = 10
- Изменится ли результат, если мы поменяем множители местами? (Нет)
(Учитель записывает на доске второй столбик примеров.)
10 · 1 = 10 1 · 10 = 10
10 · 2 = 20 2 · 10 = 20
10 · 3 = 30 3 · 10 = 30
10 · 4 = 40 4 · 10 = 40
10 · 5 = 50 5 · 10 = 50
- Сравните второй множитель и произведение в первом столбике. Что вы заметили? (Ко второму множителю приписывается ноль, и получается значение произведения.)
- Что получится, если произведение разделить на первый множитель? ( Второй множитель.)
(Учитель записывает на доске третий столбик примеров.)
10 · 1 = 10 1 · 10 = 10 10 : 1 = 10
10 · 2 = 20 2 · 10 = 20 20 : 2 = 10
10 · 3 = 30 3 · 10 = 30 30 : 3 = 10
10 · 4 = 40 4 · 10 = 40 40 : 4 = 10
10 · 5 = 50 5 · 10 = 50 50 : 5 = 10
- Сравните делимое и частное в третьем столбике. Что вы наблюдаете? (К результату деления десятков в частном приписываем ноль.)
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Делением и умножением круглых чисел на однозначные числа.)
ӀV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Рассмотрите рисунок на стр.4.
- Сколько полочек в каждом пучке? (10.)
- По сколько десятков отделено чертой? (По 2.)
- Сколько раз по два десятка взяли? (3.)
-Сколько десятков получилось? (6.)
-Сколько всего единиц? (60.)
-Какое произведение получилось? (20·3=60.)
- Как получили произведение во втором столбике? (Поменяли множители местами.)
-Изменился ли результат? Почему? (Нет, так как от перестановки множителей значение произведения не изменится.)
- Какое частное записано в третьем столбике? ( 60 :3.)
-Как узнать результат? (Если произведение разделить на один из множителей, то получиться другой множитель: 60:3=20.)
-Сделайте вывод : как выполнить умножение и деление чисел, оканчивающихся нулём? (Надо умножить или разделить число десятков, а потом к результату приписать ноль.)
№1 (с.4).
(Устное выполнение по цепочке.)
-Какие математические законы помогли вам найти значения выражений? (От перестановки множителей значение произведения не меняется. Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.)
№2 (с.4).
(Письменное выполнение с комментарием по цепочке.)
V. Физкультминутка
Очень трудно так стоять:
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
(Стихотворение декламируется два раза: первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой.)
VӀ. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№3 (с.4).
(устное выполнение)
№4 (с.4).
-Прочитай задачу.
- Как удобнее записать условие задачи? (В таблице.)
- Составьте таблицу и решите задачу.
(Один ученик записывает решение на доске с объяснением. Проверка.)
Количество блюдец в одной коробке
Количество коробок
Количество блюдец
? (одинаковое)
3 шт.
90 шт.
2 шт.
?
Решение: 1) 90:3 = 30 (шт.) – в одной коробке.
2) 30 · 2= 60 (шт.)
Ответ: в двух коробках 60 блюдец.
№5 (с.4).
(Устное выполнение. Подготовка к изучению темы «Деление с остатком».)