kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Состав почвы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по естсествознанию. На тему "Состав почвы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок Состав почвы»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 26» АКИМАТА ГОРОДА УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА











Разработка открытого урока


Предмет: ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ


ТЕМА: «Состав почвы»


3 «В» КЛАСС










Разработала:

учитель начальных классов

Колмагорова Е.Ю.






2019 учебный год





Поурочный план-конспект открытого урока по естествознанию

в 3 «В» классе


Дата: 18.01.2019 г.

Тема: «Состав почвы»

Цели:

Задачи, направленные на достижение предметных результатов: 

-

- развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить

- прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;

- воспитывать интерес к предмету познание мира


1 Побуждение

- Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг - другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза)


- Есть просто храм, 
Есть храм науки. 

А есть еще природы храм – 
С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам. 

Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь. 

Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.
– Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не возможна? (Без земли.)


- Слово “земля” имеет много значений, …. нашла в словаре толкование этого слова, послушайте ее:

  • это и название нашей планеты, на которой мы живем;

  • это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;

  • это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.


Метод «Аквариум»

-Я приглашаю к доске ….(называю имена 4 учеников). Садитесь ребята на стульчики, вы будете «Золотыми рыбками», я буду задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать. Остальные ребята внимательно слушают, не вмешиваются.

-  В ней есть живые существа: микробы, различные животные (черви, насекомые и другие). (Почва).

- Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Почва).

- Плодородный верхний слой земли, на котором могут расти или растут растения. (Почва).

-Прокопаешь и польёшь,
Сорную траву найдёшь,
Выкопаешь урожай —
Им соседей поражай! (почва)


- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? (о почве)

Почва – на казахском - английском

-Ребята, какие цели мы поставим сегодня на уроке?

– Сегодня на уроке нам предстоит узнать состав почвы


Деление на малые группы и знакомство с правилами поведения в группе.  

«Собраться вместе - это начало.

 Держаться вместе - это прогресс.

 Работать вместе - это успех». Генри Форд

Переверните карточку объединитесь в группы


Правила работы в группе

  • Проявляй активность.

  • Слушай друга, не перебивая.

  • Говори спокойно и ясно;

  • Говори только по делу;

  • говори по очереди;

  • реагируй жестами и знаками;

  • возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;

  • обращайся к другу по имени.


Повторение

Составление синквейна к слову «Почва»

1 Почва

2 Песчаная, подзолистая

3 Питает, выращивает, кормит

4 Верхний плодородный слой земли

5 Земля


Изучение нового

-Сегодня на уроке вы будете не учениками, а сотрудниками Академии наук.- Чем занимаются в Академии наук?

- В Академии наук работают учёные, научные сотрудники, которые изучают какие – либо проблемы в различных науках, исследуют что-то новое, ставят опыты, эксперименты, а созданные научные открытия люди используют в своей жизни. - Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны


– Научные сотрудники работают по плану.

– Я предлагаю план работы на уроке. Изучите его.

План работы:

1 Что такое почва и как она образуется?

2 Из чего состоит почва?

3 Свойства почвы?


Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва?

1 группа - работа с толковым словарем

2 группа – с учебником стр 97

3 группа – пытаются сформулировать ответ самостоятельно.

4 группа - рассматривают почву

Сделайте вывод.
– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.
– Правильно. Почва – верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.

– Ответили на первый пункт плана? (Да.)



Образование почвы.

Ученик 1 - Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.


Ученик 2- В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.


Физминутка


Перейдём ко 2 пункту плана.

- Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.

– Исследуем состав почвы. Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)
– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.

Проведение опытов.

Опыт № 1 (группа 1).

Возьмите стакан с водой. Бросьте туда комочек почвы. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.


Опыт № 2 (группа 2).

Возьмите фильтровальную бумагу. Насыпьте на нее немного почвы. Плотно придавите её к бумаге вторым листом. Стряхните почву обратно в стакан. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке _____________________


Опыт № 3 (группа 3).

Возьмите стакан с почвой. Налейте туда немного воды. Держите горшок над пустым стаканом. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва_______________________________________________ воду.


Опыт № 4 (группа 4).

Возьмите посуду с почвой. Рассмотрите почву через лупу. Что вы увидели?

Запишите.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели __________________________________________________________.


 

- Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?/да…/

- Итак, подведём итоги: заслушаем ответы каждой группы./ если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/

После заслушивания всех групп на экране -слайд

В почве есть воздух.

В почве есть вода.

Почва не удерживает воду.

В почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/

-Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.

- Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?  Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

В плодородной почве лучше растут растения. Это главное свойство почвы.

- А какие же животные обитают в почве?

-Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.


Физминутка

-Какие времена года вы знаете? 
- Какое сейчас время года? 

  • -Я называются месяцы.

  • Если месяц летний, то вы машете руками себе в лицо (жарко).

  • Если осенний, то – приседаете (собираем картофель).

  • Если зимний, то – танцуем и кружимся, как снежинки.

  • Если  весенний, то поднимаем руки вверх и тянемся, растём.

Март, июнь, сентябрь, май, февраль, апрель, июль, декабрь, март, август, январь, март, октябрь.



Закрепление. - Разгадав, кроссворд мы повторим состав почвы.

Вопросы к кроссворду:

Обобщение урока.

– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог. 
– А вы любите кроссворды?

Перед вами кроссворд

Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)

Основное свойство почвы. (Плодородие.)

Животные, которые рыхлят почву? /Черви/

Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – 
Она понадобится сразу. (Глина.)

 

 

 

 

п

е

р

е

г

н

о

й

 

 

п

л

о

д

о

р

о

д

и

е

 

 

 

 

ч

е

р

в

и

 

 

 

 

 

 

 

в

о

з

д

у

х

 

 

г

л

и

н

а

 

 

 

 

 

 

 


-Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА.

-Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?

 -А вы хотите узнать как люди заботятся о почве? Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве.


Итог  урока.

Человек – часть природы. Наблюдая за природой и исследуя её, мы познаем сами себя. - Давайте вместе вспомним цель сегодняшнего урока: «Я узнал …….. , я научился  …., я сам смог….»


Чтение стих- я подготовленным учеником

-Берегите землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените, 
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики.
Ястреба, палящего над полем, 
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите, 
Берегите Землю! Берегите!


Рефлексия.

Оценивание «Яблоня, яблоки, листья (желтые, зеленые), цветы»

 Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

•      Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

•      Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

•      Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

•      А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.


Итак, пришло время подвести итог нашему уроку. Подумайте, был ли он для вас полезен? Чем?

«Посадить» цветок в почву:

Оранжевая лилия – доволен собой, все понял, могу помочь другому.

Желтая ромашка – я на пути к получению знаний

Синий вьюнок – испытываю затруднения


Домашнее задание

Оранжевая лилия – Выяснить, какие виды почв в нашей области. Как они охраняются.

Желтая ромашка – Изготовить книжку-малышку с пословицами о земле

Синий вьюнок - стр. 96-97, читать, отвечать на вопросы.


-Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Помните всегда: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок Состав почвы

Автор: Колмагорова Екатерина Юрьевна

Дата: 24.11.2019

Номер свидетельства: 528374

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Почва. Состав почвы "
    ["seo_title"] => string(20) "pochva-sostav-pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "177688"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424696216"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Тема урока:" Почва. Состав почвы.""
    ["seo_title"] => string(28) "tiemaurokapochvasostavpochvy"
    ["file_id"] => string(6) "289697"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454852368"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "презентация. Почва. Состав почвы. "
    ["seo_title"] => string(36) "priezientatsiia-pochva-sostav-pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "177699"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424697964"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Презентация по окружающему миру "Почва. Состав почвы" "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-po-okruzhaiushchiemu-miru-pochva-sostav-pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "131132"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416080028"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Тема урока:  «Образование почв и их разнообразие». "
    ["seo_title"] => string(50) "tiema-uroka-obrazovaniie-pochv-i-ikh-raznoobraziie"
    ["file_id"] => string(6) "116829"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412613642"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства