Просмотр содержимого документа
«Урок Состав почвы»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 26» АКИМАТА ГОРОДА УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
Разработка открытого урока
Предмет: ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
ТЕМА: «Состав почвы»
3 «В» КЛАСС
Разработала:
учитель начальных классов
Колмагорова Е.Ю.
2019 учебный год
Поурочный план-конспект открытого урока по естествознанию
в 3 «В» классе
Дата:18.01.2019 г.
Тема: «Состав почвы»
Цели:
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
-
- развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить
- прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;
- воспитывать интерес к предмету познание мира
1 Побуждение
- Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг - другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза)
- Есть просто храм, Есть храм науки.
А есть еще природы храм – С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.
Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым. – Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не возможна? (Без земли.)
- Слово “земля” имеет много значений, …. нашла в словаре толкование этого слова, послушайте ее:
это и название нашей планеты, на которой мы живем;
это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.
Метод «Аквариум»
-Я приглашаю к доске ….(называю имена4 учеников). Садитесь ребята на стульчики, вы будете «Золотыми рыбками», я буду задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать. Остальные ребята внимательно слушают, не вмешиваются.
- В ней есть живые существа: микробы, различные животные (черви, насекомые и другие). (Почва).
- Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Почва).
- Плодородный верхний слой земли, на котором могут расти или растут растения. (Почва).
-Прокопаешь и польёшь, Сорную траву найдёшь, Выкопаешь урожай — Им соседей поражай! (почва)
- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? (о почве)
Почва – на казахском - английском
-Ребята, какие цели мы поставим сегодня на уроке?
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать состав почвы
Деление на малые группы и знакомство с правилами поведения в группе.
«Собраться вместе - это начало.
Держаться вместе - это прогресс.
Работать вместе - это успех». Генри Форд
Переверните карточку объединитесь в группы
Правила работы в группе
Проявляй активность.
Слушай друга, не перебивая.
Говори спокойно и ясно;
Говори только по делу;
говори по очереди;
реагируй жестами и знаками;
возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;
убедись, что в разговоре участвует каждый;
обращайся к другу по имени.
Повторение
Составление синквейна к слову «Почва»
1 Почва
2 Песчаная, подзолистая
3 Питает, выращивает, кормит
4 Верхний плодородный слой земли
5 Земля
Изучение нового
-Сегодня на уроке вы будете не учениками, а сотрудниками Академии наук.- Чем занимаются в Академии наук?
- В Академии наук работают учёные, научные сотрудники, которые изучают какие – либо проблемы в различных науках, исследуют что-то новое, ставят опыты, эксперименты, а созданные научные открытия люди используют в своей жизни. - Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны
– Научные сотрудники работают по плану.
– Я предлагаю план работы на уроке. Изучите его.
План работы:
1 Что такое почва и как она образуется?
2 Из чего состоит почва?
3 Свойства почвы?
Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва?
1 группа - работа с толковым словарем
2 группа – с учебником стр 97
3 группа – пытаются сформулировать ответ самостоятельно.
4 группа - рассматривают почву
Сделайте вывод. – Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой. – Правильно. Почва – верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.
– Ответили на первый пункт плана? (Да.)
Образование почвы.
Ученик 1 - Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.
Ученик 2- В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.
Физминутка
Перейдём ко 2 пункту плана.
- Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.
– Исследуем состав почвы. Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.) – Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.
Проведение опытов.
Опыт № 1 (группа 1).
Возьмите стакан с водой. Бросьте туда комочек почвы. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова:пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ.Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.
Опыт № 2 (группа 2).
Возьмите фильтровальную бумагу. Насыпьте на нее немного почвы. Плотно придавите её к бумаге вторым листом. Стряхните почву обратно в стакан. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке _____________________
Опыт № 3 (группа 3).
Возьмите стакан с почвой. Налейте туда немного воды. Держите горшок над пустым стаканом. Что вы наблюдаете?
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва_______________________________________________ воду.
Опыт № 4 (группа 4).
Возьмите посуду с почвой. Рассмотрите почву через лупу. Что вы увидели?
Запишите.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели __________________________________________________________.
- Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?/да…/
- Итак, подведём итоги: заслушаем ответы каждой группы./ если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/
После заслушивания всех групп на экране -слайд
В почве есть воздух.
В почве есть вода.
Почва не удерживает воду.
В почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.
– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/
-Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.
- Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
В плодородной почве лучше растут растения. Это главное свойство почвы.
- А какие же животные обитают в почве?
-Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.
Физминутка
-Какие времена года вы знаете? - Какое сейчас время года?
-Я называются месяцы.
Если месяц летний, то вы машете руками себе в лицо (жарко).
Если осенний, то – приседаете (собираем картофель).
Если зимний, то – танцуем и кружимся, как снежинки.
Если весенний, то поднимаем руки вверх и тянемся, растём.
Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина.)
п
е
р
е
г
н
о
й
п
л
о
д
о
р
о
д
и
е
ч
е
р
в
и
в
о
з
д
у
х
г
л
и
н
а
-Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА.
-Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?
-А вы хотите узнать как люди заботятся о почве? Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве.
Итог урока.
Человек – часть природы. Наблюдая за природой и исследуя её, мы познаем сами себя. - Давайте вместе вспомним цель сегодняшнего урока: «Я узнал …….. , я научился …., я сам смог….»
Чтение стих- я подготовленным учеником
-Берегите землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики. Ястреба, палящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите, Берегите Землю! Берегите!
Рефлексия.
Оценивание «Яблоня, яблоки, листья (желтые, зеленые), цветы»
Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
• Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
• Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
• Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.
• А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.
Итак, пришло время подвести итог нашему уроку. Подумайте, был ли он для вас полезен? Чем?
«Посадить» цветок в почву:
Оранжевая лилия – доволен собой, все понял, могу помочь другому.
Желтая ромашка – я на пути к получению знаний
Синий вьюнок – испытываю затруднения
Домашнее задание
Оранжевая лилия – Выяснить, какие виды почв в нашей области. Как они охраняются.
Желтая ромашка – Изготовить книжку-малышку с пословицами о земле
Синий вьюнок - стр. 96-97, читать, отвечать на вопросы.
-Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Помните всегда: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».