2. Актуализация знаний Словарная работа, подводящая к теме урока | - Чтобы узнать, над какой темой мы будем сегодня работать, напишем небольшой буквенный диктант. Будьте внимательны! -1-я буква – соответствует первой букве из названия нашего посёлка (С) 2-я – соединяет части сложного слова ПАРОВОЗ (о) 3-ю букву мы бы написали на конце слова АДРЕС (с) 4-я – на конце слова БИЛЕТ (т) 5-я – на месте безударного гласного звука в корне слова МАШИНА (а) 6-я буква – на месте непроизносимого согласного в слове ЗДРАВСТВУЙ (в) ……………………………………… 1-я буква – 19-я по счёту в русском алфавите (с) 2-я – на месте непроизносимого согласного в слове СОЛНЦЕ (л) 3-я – на месте безударного гласного в названии столицы нашего государства (о) 4-я – на месте парного согласного в конце корня слова СПРАВКА (в) 5-ю – вы бы написали в слове на месте безударного гласного звука в слове НАРОД (а) - Продемонстрируйте и оцените свои работы. (Приложение 2: если всё удалось – закрасьте кружок зелёным цветом, если нет- красным) - Прочитайте название темы урока. | Мыслительные операции и учебные навыки Словарная работа в парах (У детей на столах – листы со схемами вида (Приложение1): (Задания читаются учителем, клетки заполняются детьми последовательно) | Коммуникативные(согласование действий с партнёром); познавательные (общеучебные); регулятивные (коррекция, оценка) |
3. Постановка учебной задачи. | Слайд №1 - Что же такое состав слова? Когда ещё вам приходилось слышать слово состав? Давайте посмотрим на это слово с точки зрения его толкования и заглянем в толковый словарь. Слайд №2 - Итак, какое это слово, судя по количеству значений? (Многозначное) - Как вы считаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какие знания нам потребуются? - А сейчас предлагаю посмотреть на нашу запись с точки зрения каллиграфии. Какие элементы написанных вами букв встретились вам чаще других? (Овал и полуовал) - Запишите название темы в тетради каллиграфически правильно. (Состав слова) - Оцените свою работу. (Приложение 2) - Пока мы с вами беседовали и записывали название темы урока, у Маши и Миши уже возник спор. Прочитайте об этом в учебнике Слайд № 3 | Знакомятся с новым понятием с разных точек зрения, ставят цели | Регулятивные (целеполагание); познавательные (общеучебные, логические); коммуникативные (построение речевых высказываний) |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности | (стр. 74-75) - С чьим мнением вы согласны? Почему? А почему ошибся Миша? Все ли слова имеют такой же состав, как и слово ПРОВОДНИК? (Нет, у каждого слова – свой состав, а слов очень много) - А что нужно знать и уметь, чтобы не ошибиться? (Части слова, их место в слове, значение и назначение; умение делать разбор слова по составу) - Да, действительно, слов в русском языке очень много, но сегодня мы сможем понаблюдать за целыми группами слов и посмотрим на них с точки зрения их состава. | Составляют план достижения цели и определяют средства (рассматривание слов с разных точек зрения; алгоритм разбора слова по составу) | Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблем); коммуникативные (построение речевых высказываний) |
5. Первичное закрепление, воспроизведение материала на новом уровне 6. Обобщение и систематизация знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | №79 – работа с Обратным словарём (Словарный список: слова на –иха: ежиха, моржиха, слониха, портниха, лосиха, ткачиха, зайчиха, волчиха, паучиха; кроме слова повариха ) - Когда мы уже работали с этими словами? (Когда изучали, как делаются слова) - Итак, что можете сказать о составе этих слов? (Их состав одинаковый) - Из каких частей состоит каждое слово? (Из корня, суффикса и окончания) - Есть ли в этих словах одинаковые части? Какие именно? ( Суффикс и окончание) - Это придаёт им что-то общее? Что именно с точки зрениясмысла? ( Суффикс –их- в словах-предметах показывает, что все эти слова женского пола; окончание –а – все слова – женского рода) - Разберём по составу первые 3 слова, используя алгоритм разбора. (Спрашиваю 3-х человек) - Проверим. Слайд № 4 - Оцените свою работу.(Приложение 2) Физкультминутка № 80 – работа с Обратным словарём (Словарный список: слова на – ик: лобик, зубик, кубик, …., ёжик, чижик,…., гномик) -Миша и Маша уверены, что каждое из этих слов состоит из 3-х частей. Вы согласны? Докажите. (У каждого из этих слов есть корень, суффикс и нулевое окончание) - Какой оттенок смысла сообщает всем словам суффикс – ик? (Уменьшительно-ласкательный) - О чём нам говорит нулевое окончание?( О том, что сейчас его не видно, а появится оно, если форму слова изменить. - Измените (устно). (Лобики, нет зубика, кубики, у ёжика и т.д.) - Выполните разбор 3-х любых слов по составу. - Проверим. Слайд №5 - У кого такой же разбор? Оцените свою работу. (Приложение 2) № 81 – работа с Обратным словарём (Словарный список: слово ЧИТАТЬ и все родственные ему слова: зачитать, перечитать, дочитать, почитать, прочитать) - Рассмотрим эти слова с точки зрения смысла. Начать предлагаю с плаката Летучей Мыши. Что значит «зачитать книгу до дыр»? (Истрепать) А ещё варианты есть? (Зачитать отрывок) -А остальные слова? (Прочитать ещё раз, дочитать до конца, почитать перед сном, прочитать полностью - завершить действие) - Рассмотрите эти слова с точки зрения состава. Сколько частей? (4) Назовите их. (Приставка, корень и 2 суффикса) - Есть ли в словах нулевое окончание? (Нет, так как это – неопределённая, неизменяемая форма слова) - Какие части совершенно одинаковые? (Корень, суффикс – а - и суффикс –ть ) - А чем отличаются слова? (Приставками, придающими каждому слову свой смысл) - Разберите по составу 3 любых слова. - Проверим. Слайд №6 - Кто справился? Оцените свою работу. (Приложение 2) -Итак, мы поработали с разными группами слов. С каких точек зрения мы их рассматривали? Можем ли сказать, что между смыслом слов и их составом есть связь? В какой последовательности выполняли разбор слов по составу? - Выполните задания на карточках. (Приложение 3) - Кому было трудно? В чём сомневались? - Оцените работу. | Выполнение упражнений учебника Решают типовые задания с наблюдением за группами слов с одинаковым составом, находят общее с точки зрения смысла, проговаривают алгоритм разбора вслух (упражнения под музыку) Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Индивидуальная работа на карточках | Регулятивные (коррекция, оценка); познавательные (общеучебные, логические) коммуникативные |
7. Применение знаний и умений в новой ситуации. Творческое воспроизведение знаний. | - Ребята, я вот что решила: а почему бы нам не написать письмо нашим друзьям, Маше и Мише? Давайте расскажем им о нашей станции Сонково и пригласим их в гости! Но, чтобы было интереснее, придумаем для них задания. Слайд №7 - Только нужно учесть, что тот, кто придумывает задания, должен сам знать, как с ними справиться. Ну что, согласны? Поработаем командами. Ваша задача будет заключаться в том, чтобы составить для наших друзей задания к выделенным словам. Слайды № 8 – 14 (Работа детей представлена в Приложении 4) | Выполнение продуктивных заданий на формулирование вопросов по теме урока. (Слайды показываются поочерёдно; дети, работая в группах, обсуждают возможные варианты заданий; ответственные из каждой команды выступают перед классом, а ребята из других команд отвечают) | Коммуникативные(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, построение речевых высказываний, лидерство и согласование действий с партнёрами); регулятивные (контроль, коррекция); общеучебные(логические) |