kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 3А классе на тему: «Однокоренные слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с признаками однокоренных  слов,  учить выделять в однокоренных  словах  корень,  вырабатывать  умение  и  навык  единообразного написания  и  выделения  корней  в однокоренных  словах;  развивать умение  сравнивать слова, анализировать,  обобщать,  делать  выводы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3А классе на тему: «Однокоренные слова»»

Урок русского языка в 3А классе на тему: «Однокоренные слова»


Цели: познакомить с признаками однокоренных слов, учить выделять в однокоренных словах корень, вырабатывать умение и навык единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах; развивать умение сравнивать слова, анализировать, обобщать, делать выводы.

Технологии: Технология проблемного диалога

Задачи:

Образовательные:

- совершенствование умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.

Развивающие:

развивать умение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

- развивать самостоятельную деятельность

Воспитательные:

- воспитывать культуру речи;

- воспитывать наблюдательность, трудолюбие, прилежание, ответственность за результат совместной деятельности, интерес к изучению родного языка.

- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;


Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- у учащихся сформированы умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень;

- осмыслена взаимосвязь материала по теме с другими науками.

Личностные УУД: 

– установка связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

- сформировано умение использовать знания в нестандартных ситуациях;

- сформирована мотивация к обучению и целенаправленной деятельности;

- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

-постановка учебной задачи; сличение способа действия и результата с заданным эталоном;

- сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;

- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

- сформировано умение определить учебные задачи на базе ранее усвоенного материала, составлять план и последовательность действий, контроль знаний;

- сформировано умение оценивать качество и уровень усвоения материала

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- сформировано умение работать в парах;

- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;

- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Познавательные УУД:

- сформировано умение самостоятельно выделять и формировать познавательную цель;

- учащиеся умеют осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;

- сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты, давать определение понятиям;

-сформировано умение проводить рефлексию, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности

Тип урока: Урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, учебники, тетради, карточки с домиками.

Ход урока

1.Организационный момент.

Встали ровненько, красиво. Посмотрю-ка я на вас! Молодцы, все встали прямо. Ах, какой хороший класс! Здесь затеи и загадки, Игры, шутки, все для вас! Пожелаю вам удачи За работу, в добрый час!

Мотивация к учебной деятельности.

-Подарите друг другу свои улыбки. Я вижу, что здесь собрались добрые, отзывчивые ребята. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

2.Минутка чистописания (вспомнить правила посадки при письме и подготовить ручки) – физминутка для пальчиков.

Откройте свои рабочие тетради и оформите рабочую страничку.

Отгадайте загадку и вы узнаете, написание какой буквы мы будем повторять сегодня на минутке чистописания:

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла

Покатиться бы смогла.

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква… (Оо)

3. Словарная работа

Назовите время года, которое начинается с этого звука? (Осень)

Прочитайте предложение на экране : Осень – время собирать урожай.

Как понимаете смысл этого предложения?

Запишите правильно и красиво его в свои тетради.

Какое словарное слово встретилось в предложении? (Урожай)

Сейчас мы с вами тоже попробуем собрать урожай, но не обычный, а урожай из словарных слов – записываем, вставляя пропущенные буквы.

КАПУСТА, ГОРОХ, ПОМИДОР, ОГУРЕЦ, МАЛИНА, КАРТОФЕЛЬ

Какое слово новое? (картофель – даётся лексическое значение слова)

4. Самоопределение к деятельности

Прослушайте сказку “Семья слов”.

А сейчас послушайте грамматическую сказку:

Встретились однажды корень куста и корень слова.

- Здравствуй, - говорит один. – Я корень, а ты кто?

- Я тоже корень, - отвечал другой.

- Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живешь?

А я в словах живу, - ответил второй.

- Ну какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый.

Вот я корень так корень! Посмотри, от меня в земле берут начало ростки, и вырастает целый куст, а то и целое дерево.

- А от тебя что растет?

-Что растет, ребята? Нужен ли нам корень слова? Что важнее? (дети отвечают)

Корням ответили люди:

- Не спорьте, друзья, вы оба нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, чтобы получить хороший урожай, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.

- О чем пойдёт речь на уроке ?(о корне, однокоренных словах)

- А слово «корень» в русском языке каким является? (многозначным)

- Давайте прочтём толкование этого слова на слайде:

1. Корень - подземная часть растения.

2. Корень - внутренняя часть зуба, волоса, ногтя.

3. Корень - начало, исток чего – нибудь.

4. Корень - значимая часть слова.

- Какое же из этих 4-х значений нас будет интересовать на уроке?

- Как думаете, для чего нужна эта самая значимая часть слова «корень»?

- А может кто-то скажет как называются слова у которых одинаковый корень ? (однокоренные)

- Сформулируйте тему урока. (Тема урока “Однокоренные слова”)

Какие цели поставим перед собой на урок? (Учащиеся формулируют цели урока)

Физминутка:

Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

5. Работа над новой темой.

-Ребята, прочтите очень внимательно текст на экране:

Скоро зима.

К утру лёг первый мороз. Он подморозил астры и пионы. На траве появилась изморозь. Лужи покрылись стёклышками льда. Морозный воздух свеж и чист.

-Встретились ли однокоренные слова ? Какие?

-Какой в них корень?

-Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково)

-Спишите однокоренные слова, выделите корень.

6. Создание проблемной ситуации.

Ребята, мне встретилось задание, где тоже было необходимо выписать из предложенного ряда слов однокоренные слова. И вот как другие ребята это задание выполнили:

Белый, белка, белить, побелеть.

Гора, пригорок, горка, горевать.

Гусь, гусята, гусеница, гусиный.

Как вы считаете, правильно ли ребята справились с заданием? (Кто-то соглашается, кто-то нет). Возникает проблемная ситуация. В ходе обсуждения дети доказывают, что в задании допущены ошибки, т.к. не все слова имеют общее значение, т.е. должен быть еще один признак у однокоренных слов.

Делается вывод: у корня в однокоренных словах должно быть общее лексическое значение. (дети исключают «лишние» слова, записывают задание правильно.

Формулируем правило: Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же лексическим значением.

7.Закрепление изученного

Самостоятельная работа

Для того чтобы убедиться, что мы все верно понимаем, поработаем самостоятельно – упр. 109 стр. 62.

поработайте самостоятельно.

(Проверка выполнения упражнения)

Физминутка Давайте отдохнем. Если называю пару однокоренных слов – хлопаем, если слова не являются однокоренными – топаем.

Медовый – медок (хлопают)

Лев – левша (топают)

Сад – садовый (хлопают)

Час – часть (топают)

Летний – лето (хлопают)

Белка – белый (топают)

Игра «Засели домики» (работа в парах)

А сейчас давайте поиграем. Осень - это время не только сбора урожая, но и время заселения некоторых животных в свои домики на зимнюю спячку. Давайте и мы заселим слова в домики. Каждому слову свой домик.



Поле

Лист

Лес










Лесник, поля, листья, полюшко, листик, перелесок, листочки, лесной, полевой. (Дети расселяют слова в соответствующие домики – делается проверка).

8. Подведение итогов. Оценивание

-Над какой темой сегодня работали?

-Что такое однокоренные слова?

- Что вам понравилось на уроке?

- Какие задания были наиболее интересными?

9.Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: выучить правило, с.61, выполнить упр. №111, с.62.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок русского языка в 3А классе на тему: «Однокоренные слова»

Автор: Сорокина Татьяна Тимофеевна

Дата: 15.10.2022

Номер свидетельства: 615002

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок русского языка по теме "Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "243355"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445702276"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Технологическая карта урока  по русскому языку по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС "
    ["seo_title"] => string(98) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-odnokoriennyie-slova-v-ramkakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "125276"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414944851"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Технологическая карта урока  по русскому языку по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС с использованием ЭОР и ИКТ "
    ["seo_title"] => string(126) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-odnokoriennyie-slova-v-ramkakh-fgos-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "125280"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414945465"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Презентация к уроку русского языка по теме: "Корень слова. Однокоренные слова" для обучающихся 3 класса."
    ["seo_title"] => string(117) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-po-tiemie-korien-slova-odnokoriennyie-slova-dlia-obuchaiushchikhsia-3-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "277133"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452848391"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок русского языка по теме: "Составление  слова по схемам.Разбор слова по составу" "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-sostavlieniie-slova-po-skhiemam-razbor-slova-po-sostavu"
    ["file_id"] => string(6) "122628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414317490"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства