Урок русского языка в 3А классе на тему: «Однокоренные слова»
Урок русского языка в 3А классе на тему: «Однокоренные слова»
Цели: познакомить с признаками однокоренных слов, учить выделять в однокоренных словах корень, вырабатывать умение и навык единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах; развивать умение сравнивать слова, анализировать, обобщать, делать выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3А классе на тему: «Однокоренные слова»»
Урок русского языка в 3А классе на тему: «Однокоренные слова»
Цели: познакомить с признаками однокоренных слов, учить выделять в однокоренных словах корень, вырабатывать умение и навык единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах; развивать умение сравнивать слова, анализировать, обобщать, делать выводы.
Технологии: Технология проблемного диалога
Задачи:
Образовательные:
- совершенствование умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Развивающие:
- развивать умение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
- развивать самостоятельную деятельность
Воспитательные:
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать наблюдательность, трудолюбие, прилежание, ответственность за результат совместной деятельности, интерес к изучению родного языка.
- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- у учащихся сформированы умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень;
- осмыслена взаимосвязь материала по теме с другими науками.
Личностные УУД:
– установка связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
- сформировано умение использовать знания в нестандартных ситуациях;
- сформирована мотивация к обучению и целенаправленной деятельности;
- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
-постановка учебной задачи; сличение способа действия и результата с заданным эталоном;
- сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;
-учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
- сформировано умение определить учебные задачи на базе ранее усвоенного материала, составлять план и последовательность действий, контроль знаний;
- сформировано умение оценивать качество и уровень усвоения материала
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- сформировано умение работать в парах;
- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- сформировано умение самостоятельно выделять и формировать познавательную цель;
- учащиеся умеют осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;
- сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты, давать определение понятиям;
-сформировано умение проводить рефлексию, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности
Тип урока: Урок изучения нового материала
Оборудование: компьютер, проектор, учебники, тетради, карточки с домиками.
Ход урока
1.Организационный момент.
Встали ровненько, красиво. Посмотрю-ка я на вас! Молодцы, все встали прямо. Ах, какой хороший класс! Здесь затеи и загадки, Игры, шутки, все для вас! Пожелаю вам удачи За работу, в добрый час!
Мотивация к учебной деятельности.
-Подарите друг другу свои улыбки. Я вижу, что здесь собрались добрые, отзывчивые ребята. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
2.Минутка чистописания (вспомнить правила посадки при письме и подготовить ручки) – физминутка для пальчиков.
Откройте свои рабочие тетради и оформите рабочую страничку.
Отгадайте загадку и вы узнаете, написание какой буквы мы будем повторять сегодня на минутке чистописания:
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла
Покатиться бы смогла.
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква… (Оо)
3. Словарная работа
Назовите время года, которое начинается с этого звука? (Осень)
Прочитайте предложение на экране : Осень – время собирать урожай.
Как понимаете смысл этого предложения?
Запишите правильно и красиво его в свои тетради.
Какое словарное слово встретилось в предложении? (Урожай)
Сейчас мы с вами тоже попробуем собрать урожай, но не обычный, а урожай из словарных слов – записываем, вставляя пропущенные буквы.
Какое слово новое? (картофель – даётся лексическое значение слова)
4. Самоопределение к деятельности
Прослушайте сказку “Семья слов”.
А сейчас послушайте грамматическую сказку:
Встретились однажды корень куста и корень слова.
- Здравствуй, - говорит один. – Я корень, а ты кто?
- Я тоже корень, - отвечал другой.
- Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живешь?
А я в словах живу, - ответил второй.
- Ну какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый.
Вот я корень так корень! Посмотри, от меня в земле берут начало ростки, и вырастает целый куст, а то и целое дерево.
- А от тебя что растет?
-Что растет, ребята? Нужен ли нам корень слова? Что важнее? (дети отвечают)
Корням ответили люди:
- Не спорьте, друзья, вы оба нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, чтобы получить хороший урожай, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.
- О чем пойдёт речь на уроке ?(о корне, однокоренных словах)
- А слово «корень» в русском языке каким является? (многозначным)
- Давайте прочтём толкование этого слова на слайде:
1. Корень - подземная часть растения.
2. Корень - внутренняя часть зуба, волоса, ногтя.
3. Корень - начало, исток чего – нибудь.
4. Корень - значимая часть слова.
- Какое же из этих 4-х значений нас будет интересовать на уроке?
- Как думаете, для чего нужна эта самая значимая часть слова «корень»?
- А может кто-то скажет как называются слова у которых одинаковый корень ? (однокоренные)
- Сформулируйте тему урока. (Тема урока “Однокоренные слова”)
Какие цели поставим перед собой на урок? (Учащиеся формулируют цели урока)
Физминутка:
Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд. Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
5. Работа над новой темой.
-Ребята, прочтите очень внимательно текст на экране:
Скоро зима.
К утру лёг первый мороз. Он подморозил астры и пионы. На траве появилась изморозь. Лужи покрылись стёклышками льда. Морозный воздух свеж и чист.
-Встретились ли однокоренные слова ? Какие?
-Какой в них корень?
-Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково)
-Спишите однокоренные слова, выделите корень.
6. Создание проблемной ситуации.
Ребята, мне встретилось задание, где тоже было необходимо выписать из предложенного ряда слов однокоренные слова. И вот как другие ребята это задание выполнили:
Белый, белка, белить, побелеть.
Гора, пригорок, горка, горевать.
Гусь, гусята, гусеница, гусиный.
Как вы считаете, правильно ли ребята справились с заданием? (Кто-то соглашается, кто-то нет). Возникает проблемная ситуация. В ходе обсуждения дети доказывают, что в задании допущены ошибки, т.к. не все слова имеют общее значение, т.е. должен быть еще один признак у однокоренных слов.
Делается вывод: у корня в однокоренных словах должно быть общее лексическое значение. (дети исключают «лишние» слова, записывают задание правильно.
Формулируем правило: Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же лексическим значением.
7.Закрепление изученного
Самостоятельная работа
Для того чтобы убедиться, что мы все верно понимаем, поработаем самостоятельно – упр. 109 стр. 62.
поработайте самостоятельно.
(Проверка выполнения упражнения)
Физминутка Давайте отдохнем. Если называю пару однокоренных слов – хлопаем, если слова не являются однокоренными – топаем.
Медовый – медок (хлопают)
Лев – левша (топают)
Сад – садовый (хлопают)
Час – часть (топают)
Летний – лето (хлопают)
Белка – белый (топают)
Игра «Засели домики» (работа в парах)
А сейчас давайте поиграем. Осень - это время не только сбора урожая, но и время заселения некоторых животных в свои домики на зимнюю спячку. Давайте и мы заселим слова в домики. Каждому слову свой домик.
Поле
Лист
Лес
Лесник, поля, листья, полюшко, листик, перелесок, листочки, лесной, полевой. (Дети расселяют слова в соответствующие домики – делается проверка).
8. Подведение итогов. Оценивание
-Над какой темой сегодня работали?
-Что такое однокоренные слова?
- Что вам понравилось на уроке?
- Какие задания были наиболее интересными?
9.Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: выучить правило, с.61, выполнить упр. №111, с.62.