Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе с применением ИКТ»
Урок русского языка в 3 классе с применением ИКТ
Тема: Правописание суффиксов и приставок
Цели: Создать условия для развития умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах.
Планируемые результаты:
Предметные: Понимать, как правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе на письме. Объяснять написание пропущенных букв в значимых частях слова. Писать правильно слова на изученные орфограммы .
Метапредметные
Познавательные:общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – выполняют слого-звуковой анализ слов.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;
выполняют учебные действия в материализованной громкоречевой и умственной форме;
овладевают способами решения учебной задачи.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии;
умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания.
Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
Оборудование: интерактивная доска, презентация, кластеры, карточки для работы в парах.
Ход урока.
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
ок за мороз
Соберите слово. (заморозок)
- Каково лексическое значение этого слова? (легкий утренний или ночной мороз весной или осенью)
Запишите его и разберите по составу. Из каких частей оно состоит?
- Что такое окончание, основа, корень, суффикс, приставка? (озвучить)
- В каких частях этого слова можно ошибиться? (в корне и, суффиксе)
- Можно ли проверить безударные гласные в корне?
2. Словарная работа.
- Вспомним слова с непроверяемым написанием
- Этот месяц году начало – зиме середина: январь - Этот месяц очень капризен: и сильные морозы, и капель: февраль
- Этот месяц год кончает, зиму начинает: декабрь
- Свежий, только что выпавший снег: пороша
- Небольшая лесная серая певчая птичка с красной грудью у самцов: снегирь.
(взаимопроверка на доске)
Постановка учебной задачи.
- Зимние слова написаны на слайде, прочитай их. (СЛАЙД № )
- По какому признаку слова можно разделить на группы?
- Какая часть слова участвовала в образовании слов?
- Что вы знаете о приставке, суффиксе?
- На основе выполненного задания попробуйте сформулировать
тему сегодняшнего урока.
- Зная тему мы можем поставить цель
-исходя из целей урока составим план работы. (СЛАЙД № )
1) вспомнить приставки и суффиксы
2) находить в словах приставки и суффиксы
3)узнать как писать орфограмму в приставке или суффиксе
4) Создать алгоритм о правописании суффиксов и приставок.
- Ребята, но вы видите около каждого пункта висит замок. Как только узнаем ответ на вопрос мы будем открывать замочки.
Усвоение новых знаний и способов деятельности.
- Выполняем первый пункт плана.
- Откроем учебник с. 124 упр.239, выпишите сначала приставки, а потом суффиксы. Подчеркните в приставках и суффиксах орфограмму.
Рассмотрите запись. Определите, какие из частей слова являются приставками, а какие суффиксами.
- Вспомнили приставки и суффиксы?
Достаньте из конверта ключик и приклейте его на замочек.
- Какой второй пункт плана?
- Научитьсянаходить в словах приставки и суффиксы.
Сейчас мы поработаем у доски .
- Вспомните, что такое антонимы.
- Расшифруйте строчку, заменив слова противоположными по смыслу. (СЛАЙД № ) Большой пальме жарко летом.
(СЛАЙД № )
Мал.нькой ел.чке хол.дно з.мой.
- Вставьте пропущенные буквы, выделите части слова, в которых пропущена орфограмма
- Назовите слова с суффиксами. Суффиксы каких слов вызывают сомнения в написании?
- Как их проверить?
- А в какое время года Новый год. Итак, мы сейчас перенесемся в зимний лес. Что вы видите. ( синичек, кормушку) (СЛАЙД № )
- А зачем нужны кормушки?
- Зимние холода это огромное испытание для наших пернатых друзей. Ведь все насекомые спрятались, червячки в земле спят, ягоды уже переспели или занесены снегом, поэтому им сложно найти себе пищу, но на свете есть добрые люди, которые их подкармливают. И в нашем классе многие ребята сделали и повесили кормушки. Надеюсь вы не забываете корм туда насыпать?
- Теперь поработаем в паре пред вами текст. Найдите глаголы с приставками. Выделите приставку.
Наступила зима. Птицам холодно и голодно. Таня и Ваня повесили на дерево кормушку для птиц. Ваня насыпал семечки в кормушку. Прилетела синичка. Залетела в кормушку. Подлетел воробей. Синичка отлетела в сторону. Не бойся, синичка, всем хватит!
- В каких словах вызвало сомнение написание безударной гласной и парной согласной по звонкости глухости? Как их проверить? (запомнить)
-Выполнили второй пункт плана? Откройте второй замочек
ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД № )
V. Закрепление знаний и способов действий.
- Что было в третьем пункте плана? (узнать как писать орфограмму в приставке или суффиксе)
-Выпишите слова с приставками. Вставьте пропущенные буквы.
Заполните карточку – помощник.
Карточка - помощник
Написание приставки не зависит (зависит) от произношения. Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный или парный согласный, надо вспомнить как пишется эта ____________________ или проверить её написание по ______________.
Выпишите слова с пропущенными буквами в суффиксах. Вставьте пропущенные буквы.
Заполните карточку – помощник.
Карточка - помощник
Правописание суффикса надо __________________ или проверить его написание по ___________.
- Мы узнали, как писать орфограмму в приставке или в суффиксе? Откройте третий замочек
- Хотите научиться писать без ошибок, грамотно, правильно?
- Для правильности написания орфограммы нам надо составить алгоритм наших действий по которому вы будете работать. (СЛАЙД № )
АЛГОРИТМ
- Если в слове слышишь безударный гласный звук или парный согласный по звонкости – глухости:
1. Определяем в какой части слова затруднение
- в корне -в приставке - в суффиксе
Надо проверить, надо вспомнить, как пишется эта приставка
подбирая проверочные или суффикс, либо посмотреть по словарю.
слова.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- А теперь попробуем свои умения в составлении предложений и умении писать слова с данными орфограммами
- Составьте из слов предложения, вставляя пропущенные буквы. Выделите части слова с орфограммой (СЛАЙД)
1) Х.лодная, н.ступила, з.ма
2) Ковр.к, из снега, пуш.стый п.крыл, землю
3) Ёл.чки, .деты, в, шу.ки, белые
Наступила холодная зима. Пушистый коврик из снега покрыл землю. Ёлочки одеты в белые шубки.
- Назовите слова с приставками, суффиксами.
Самопроверка (!, +, -) по эталону на слайде (СЛАЙД)
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- А теперь составим синквейн
1. Правописание
2. Суффикс, приставка
3. Определить, вспомнить, проверить
4. Чтобы научиться правильно писать, надо орфограммы в слове различать.
5. Грамотность.
«УКРАШАЕМ ЁЛОЧКУ»
- Кому всё понятно -
-У кого были затруднения -
У кого ничего не получилось и надо еще поработать -