Наименование общеобразовательного учреждения: | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа микрорайона Вынгапуровский» муниципального образования город Ноябрьск |
Автор: | Бобровникова Светлана Викторовна |
Тема урока: | Имя прилагательное |
Предмет: | Русский язык |
УМК Класс: | «Начальная школа XXI века», 3 класс |
Используемое оборудование: | Компьютер учителя, нетбуки учащихся, локальная сеть с беспроводным подключением Wi-Fi, интерактивная доска. |
Минимальные требования к программным ресурсам: Используемые программы (если есть): Используемые ЭОР и сетевые сервисы (если имеются) Использование ресурсов электронно-образовательной среды (если имеются) | Zoho Show – онлайн-сервис презентация общего доступа. Web.2 Google Формы - онлайн- сервис, онлайн-тест. LearningАpps.org - онлайн- сервис, онлайн-задание. |
Место урока в образовательном процессе: | Урок открытия новых знаний |
Тип урока по целеполаганию: | Комбинированный урок |
Цель урока: | Создать условия для коллективного обсуждения вопросов, связанных с изучением имени прилагательного; способствовать развитию умения классифицировать имена прилагательные, видеть связь между именем прилагательным и именем существительным |
Задачи урока: | образовательные: познакомить с именем прилагательным, наблюдать за значением имен прилагательных и важнейшим грамматическим признаком имен прилагательных -зависимостью от имен существительных. развивающие: развивать речь учащихся, мыслительные операции: сравнение, анализ; умение наблюдать, обобщать, классифицировать; воспитательные: воспитывать уважительное отношение к языку, положительную мотивацию к учению. |
Основные термины и понятия темы: | Имя прилагательное, часть речи, начальная форма, грамматические признаки имен прилагательных, классификация имен прилагательных, род, число, падеж. |
Планируемые результаты: - предметные - личностные - метапредметные | Предметные: Применять орфографические правила; проверять написанное, находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как часть слова, часть речи. Метапредметные: Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, вносить необходимые коррективы в действия. Познавательные УУД: уметь определять познавательную задачу, извлекать необходимую информацию из учебных пособий, осуществлять анализ, сравнение, классификацию. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь одноклассников. Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в учебной дискуссии; доверять собеседнику в деятельности. |
Организация пространства | Групповая работа |
Виды совместной деятельности | Технология сотрудничества |
Используемые виды оценивания | Онлайн-тест |
Межпредметные связи | Чтение, окружающий мир |
Формы работы | Индивидуальная, групповая, фронтальная |
Ход урока |
Этап урока | Содержание учебного материала: |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель этапа: Обеспечить хорошую внешнюю обстановку для работы, психологический и эмоциональный настрой к общению | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. В руках у учителя 6 жёлтых шаров с надписями: внимательными, активными, аккуратными, трудолюбивыми, любознательными, самостоятельными. Добрый день, ребята! У нас с Вами урок русского языка. На уроке нам предстоит раскрывать тайны русского языка. Вы гoтoвы начать урок? – Тогда я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы все были внимательными, активными, аккуратными, трудолюбивыми, любознательными, самостоятельными. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
2. Минутка чистописания | - Назовите предмет, который я Вам принесла на урок. - Произнесите это слово. - Назовите первый звук. - Дайте ему характеристику. - Какой буквой обозначается данный звук? - А какого цвета шар? (жёлтый) - Произнесите слово и выделите первый звук в слове. Дайте ему характеристику. - Какой буквой обозначается данный звук? - Какую вы знаете орфограмму с данными буквами? Эти буквы и будут хозяйками минутки чистописания. Жжи Шши | Произносят слова, выделяют первый звук, дают характеристику выделенным звукам. - Шар, шарик, шарики. - Звук (ш), согласный, твёрдый, глухой, парный. - Обозначается буквой Шш. - Жёлтый. - Звук (ж), согласный, твёрдый, звонкий, парный. Обозначается буквой Жж. Орфограмма ЖИ-ШИ пиши с гласной И. Работают в тетрадях. Выполняют письмо по образцу. Вырабатывают каллиграфический почерк. Отработка соединения букв. |
3. Актуализация опорных знаний, выявление проблемы Цель этапа: Организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания. 4. Орфографическая минутка | - Ребята, а какие ассоциации вызывает у Вас желтый шарик? - Скажите, а у нас солнышко стало светить ярче? А почему? Верно. Весна - замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Так как наш класс с архитектурно-художественным направлением, то я предлагаю Вам нарисовать весеннюю картину, но чтобы нам её нарисовать нужны слова помощники. Это будут наши своеобразные краски. Учитель держит в руках коробку, в которой лежат, вырезанные из бумаги тюбики с красками, на которых записаны слова с пропущенными буквами. Предлагаю Вам выполнить орфографическую минутку, вставить пропущенные буквы и определите номер орфограммы. - Назовите имена существительные. - Докажите, что они относятся к именам существительным? - Какие признаки имен существительных вы еще знаете? - Назовите имена существительные женского рода. - Назовите имена существительные мужского рода. - Назовите имена существительные среднего рода. - А теперь хотите увидеть весеннюю картину? - Для этого Вам нужно выполнить работу задание в нетбуках. - Дополните предложения, подходящими по смыслу словами. - Будем работать по группам. - Для проверки работы Вам нужно определить, кто будет отвечать. На выполнение работы 1 минута. Каждая группа получает задание в презентации общего доступа. Проверка работы. Лидер группы озвучивает результат работы. Остальные учащиеся проверяют правильность задания по слайдам для каждой группы. - Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весною. - Ребята, что у нас с вами получилось с точки зрения русского языка? (текст) - К нашей картине мы ещё обязательно вернемся. | Отвечают на вопросы, выполняют работу по развитию орфографической зоркости. - Солнце, солнышко. - Наступило время года весна. Ученик вытягивает из коробки тюбик с краской, прочитывает слово с пропущенной орфограммой. Записывают в тетрадь. Вставляет букву, проговаривает и подписывает орфограмму. Б…рёзовый, в…сна, со…нце, луч…, цв…ток, скв…рец, ж…лтый. Называют имена существительные. Задают вопросы к словам. Существительные бывают одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные, единственного и множественного числа, женского, мужского и среднего рода. Имена существительные бывают 3-х склонений. Имена существительные изменяются по падежам. Весна Луч, солнце, цветок, скворец. Солнце Работа в группах. Ученики вставляют слова при помощи презентации общего доступа. 1 группа: Мы отправились в ... лес. Берёзовый. 2 группа: Там уже хозяйничает долгожданная ... весна 3 группа: Все ярче пригревает весеннее... солнце 4 группа: На землю оно послало свой первый... луч. 5 группа: Лучик разбудил душистый ... цветок 6 группа: А вот и первый вестник весны ... скворец. Один из учеников группы читает предложение. Мы отправились в березовый лес. Там уже хозяйничает весна. Все ярче пригревает весеннее солнце. На землю оно послало свой первый луч. Лучик разбудил душистый цветок. А вот и первый вестник весны скворец. |
5. Постановка учебной задачи. Цель этапа: определить тему урока, сформулировать учебную задачу. | А я хочу проверить насколько вы были внимательными. - Скажите, все ли слова Вы использовали в тексте? - Какое слово оказалось лишним? – К какой части речи относится это слово? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Именно об этой части речи мы и будем говорить на уроке. Тема урока – Имя прилагательное. Изучать имя прилагательное мы будем по плану: 1. На какие вопросы отвечает? 2. Что обозначает? 3. Как изменяется? - Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? -Материал урока 109 находится на с. 88 учебника. | Нет. Осталось слово – жёлтый. Имя прилагательное Предполагают тему урока. Ученица составляет кластер на магнитной доске: Имя прилагательное. Часть речи. Принимают учебную задачу. Формулируют задачи урока: - Мы будем учиться … - Мы познакомимся … - Мы узнаем … Будем учиться задавать вопросы к именам прилагательным, записывать прилагательные по группам, определять род, число, падеж. Открывают учебник и знакомятся с содержанием урока. |
6. Открытие новых знаний и способов действий. Цель этапа: коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением имени прилагательного | - Итак, я предлагаю приступить изучению данной части речи и выступить теперь в роли исследователей. - Но сначала давайте определим, что вы уже знаете об имени прилагательном? - Отлично, значит первое исследование вас не затруднит, и вы сможете легко определить на какие вопросы отвечает имя прилагательное. - Откройте следующий слайд в презентации общего доступа. - Прочитайте текст. - Найдите имена прилагательные, задайте к ним вопросы. - На какие же вопросы отвечает имя прилагательное? - Попробуйте прочитать этот текст без имен прилагательных. - Как вы думаете, для чего нужны прилагательные в тексте? - Верно, ребята имена прилагательные украшают нашу речь и делают её более яркой и выразительной. | Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета. Ученица составляет кластер. часть речи какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? признак предмета Читают текст по презентации общего доступа. Читают по предложениям и выполняют задание. Находят имена прилагательные и задают вопросы. Жёлтый подсолнух за солнцем следит. Жёлтая груша на ветке висит. Жёлтое солнце на землю глядит. Жёлтая свечка в окошке горит. Жёлтые листья на землю летят. Жёлтым ковром застелить все хотят. (Какой?) жёлтый (Какая?) жёлтая (Какое?) жёлтое (Какие?) жёлтые (Каким?) жёлтым Читают текст без имён прилагательных. Текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для уточнения. |
Классификация имен прилагательных. Цель этапа: Развитие умственной деятельности Работаем в группах: 1 группа - цвет, II группа - размер, III группа - материал, IV группа - время, V группа - принадлежность кому-либо. VI группа - форма | - Но не будем задерживаться и приступим ко второму исследованию. - Вспомните, что обозначают имена прилагательные? - Сейчас Вам предстоит выяснить, а какие признаки предметов называет имя прилагательное. А поможет нам в этом задания из учебника. Работать будем в группах. Ваша задача прочитать задание и занести результаты в слайд. - На выполнение этого задания даю Вам 3 минуты. - После выполнения Вам нужно определить, кто будет отвечать во время проверки. Упражнение 2, cтр.89. Проверим ваши работы. - Ребята, в каких группах имена прилагательные образованы от имен существительных. - Каким способом они образованы? Упражнение 3, стр.89 - Какая новая группа имен прилагательных у вас получилась? - Как Вы её назвали? - Что же обозначает имя прилагательное? - Какие признаки предметов называет имя прилагательное? | Размышляют, анализируют, отвечают. Имена прилагательные обозначают признаки предметов. Выполняют упражнения по группам в презентации общего доступа. Проверка: 1 группа – цвет: белый, жёлтый II группа – размер: большой, длинный, узкий III группа – материал: хрустальный, каменный, кожаный IV группа – время: осенний, майский, утренний V группа - принадлежность кому-либо: бабушкин, мамин, заячий. Отвечают учащиеся групп III, IV, V. Суффиксальным способом образованы имена прилагательные Находят лишнее слово из каждой группы. Озвучивают новую группу. Определяют название новой группы – форма. 1 группа: тёплый, жаркий, овальный, прохладный, горячий. 2 группа: горький, солёный, кривой, вкусный, кислый. 3 группа: скромный, верный, искренний, квадратный, чуткий. 4 группа: забавный, круглый, приятный, великолепный, красивый. Имя прилагательное обозначает признак предмета. Называет цвет, размер, материал, время, принадлежность кому-либо, форму. |
Решение проблемной задачи. | Итак, мы с вами провели два исследования - Что мы узнали? - На доске таблица с проблемной задачей. Жёлтый подсолнух Жёлтая груша Жёлтое солнце Жёлтые листья - Как вы считаете, какое слово в данных словосочетаниях является главным? -Трудно сказать? Тогда я предлагаю Вам провести третье исследование. - Сравните два предложения. На доске. Жёлтый подсолнух за солнцем следит. Жёлтый за солнцем следит. - В каком предложении понятно, о чем идет речь, а в каком нет? - Какой вывод можно сделать? - Главное слово в словосочетаниях будем обозначать Х - Давайте запишем словосочетания в тетради и выделим главное слово. - Ребята, я вот не могу понять, почему у имен прилагательных изменились окончания? - От чего зависит имя прилагательное? - Давайте откроем учебник на стр.90. и прочитаем рубрику 'Тайны языка". - Какую тайну языка вы узнали, прочитав правило? Предлагаю провести исследование четвертое и понаблюдать, как изменяется форма имени прилагательного? - Поработаем в тетрадях и продолжим нашу запись. Определите род, число и падеж имени прилагательного. - Во множественном числе род имен прилагательных не определяется. - Как называется такая связь? А ещё, ребята, если имя прилагательное согласуется с именем существительным и стоит в форме единственного числа мужского рода именительного падежа имени прилагательного называется начальной формой. Давайте прочитаем рубрику "Это важно знать" стр. 92. - Что значит начальная форма имени прилагательного? | Узнали, на какие вопросы отвечают имена прилагательные и что они обозначают. Размышляют, анализируют, отвечают. В первом предложении Главное слово - существительное. Записывают словосочетания в тетрадь и выделяют главное слово. Жёлтый подсолнух Жёлтая груша Жёлтое солнце Жёлтые листья Имя прилагательное зависит от существительного. Читают правило хором. Отвечают на вопросы учителя. Имя прилагательное тоже будет изменяться по родам, числам и падежам, потому что зависят от имени существительного. Ученица дополняет кластер изменяется по родам, числам и падежам Работают в тетрадях. Жёлтый подсолнух – м.р., ед.ч., И.п. Жёлтая груша – ж.р., ед.ч., И.п. Жёлтое солнце – ср.р, ед.ч., И.п. Жёлтая свечка – ж.р., ед.ч., И.п. Жёлтые листья – мн.ч., И.п. Жёлтым ковром – м.р., ед.ч., Т.п. Такая связь называется согласованием. Ученица дополняет кластер начальная форма - м. р., ед. ч., И. п. Читают правило на с.92 хором начальная форма - м. р., ед. ч., И. п. |
7. Физкультминутка Цель этапа: Формирование ценностного отношения к своему здоровью | Устали? Предлагаю немного отдохнуть и выполнить разминку. Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка, Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!" | Выполняют комплекс гимнастики под песню «Солнышко». |
8. Первичное закрепление материала с проговариванием вслух. Цель этапа: Развитие коммуникативных способностей. 9. Самостоятельная работа Цель этапа: Развитие учебно-интеллектуальных умений: анализ, синтез обобщение. | Итак, давайте вспомним. - Какие вопросы стояли у нас в начале урока? - Какова теперь наша учебная задача? - А поможет нам в этом следующая картина. Её написала Зинаиды Николаевны. Александрова с помощью стихотворения «Весеннее чудо». Учитель читает стихотворение. - Ребята, ребята, Куда вы идёте? - Мы ягод хотим на болоте! - Какие же ягоды Ранней весною? - А вот погляди, Что растёт под сосною! И правда... В корявом Болотном лесочке Под мартовским солнцем Подтаяли кочки. На кочках остались От прошлого лета Холодные бусинки Алого цвета. Весеннее чудо На ниточке нежной - Воздушные шарики Клюквы подснежной. Пока не растает Болотце лесное, На кочках ребята Пасутся весною. Подснежная клюква, Румяные льдинки, У каждой живёт холодок В серединке! - О каком весеннем чуде идёт речь в стихотворении? - Какая часть речи помогла нам представить о чём говорится в стихотворении? - Предлагаю Вам выполнить упражнение, перейдя по ссылке. Ваша задача найти имена прилагательные. - На выполнение задания даю Вам 2 минуты. - Назовите три любых словосочетания. - А теперь пришло время поработать самостоятельно. Давайте вернемся к нашей весенней картине. - Работаем по группам. Каждая группа возвращается к своему слайду. - Предлагаю Вам найти словосочетания: прилагательное + существительное. - Записать его в тетрадь. - Обозначить главное слово, определить род, число и падеж. - Проверка по группам. - Назовите имя прилагательное в начальной форме. | Дети отвечают на вопрос по кластеру. Научиться находить имена прилагательные и определять род, число и падеж. Слушают чтение учителя. Рассматривают иллюстрацию. О клюкве, которая растёт на болоте под снежным одеялом. Имена прилагательные. Переходят по ссылке на онлайн сервис LearningАpps.org https://learningapps.org/display?v=p6w6ztp1k18 Выполняют задание. Находят имена прилагательные. В учебнике упражнение 4 с.91 Называют словосочетания. Открывают слайд презентации общего доступа. Работа по группам. Мы отправились в березовый лес. Там уже хозяйничает долгожданная весна. Все ярче пригревает весеннее солнце. На землю оно послало свой первый луч. Лучик разбудил душистый цветок. А вот и первый вестник весны скворец. Находят словосочетания. Определяют главное слово, род, число и падеж. 1 группа: в березовый лес – ед.ч., м.р., В.п. 2 группа: долгожданная весна – ед.ч., ж.р., И.п. 3 группа: весеннее солнце – ед.ч., ср.р., И.п. 4 группа: первый луч – ед.ч., м.р., В.п. 5 группа: душистый цветок – ед.ч., м.р., В.п. 6 группа: первый вестник – ед.ч., м.р., И.п. |
10. Контроль и оценивание. Цель этапа: Проверка полученных знаний | - Вы отлично потрудились. - А вот чтобы оценить Вашу работу предлагаю вам пройти онлайн-тест по теме «Имя прилагательное». Откройте вкладку и выполните тест. Проверка и оценивание работы 10 баллов -5 8-9 баллов – 4 7-5 баллов – 3 4 и менее -2 | На сервисе Web.2 Google Формы при помощи ссылки учащиеся выполняют онлайн-тест. https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSf8AGgr8jjwRY1wvmo3xrpOmpEIcxRmphuzHA-inx6-_Rb8UQ/viewform После отправки, посмотрите сколько баллов вы получили и какие допустили ошибки. Оцените свою работу. |
11. Домашнее задание Цель этапа: Дать инф. о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Сообщает учащимся домашнее задание. | Записывают в дневник Учебник с.91 упражнение 5, выучить правила на с.90, 92 |
12. Рефлексия. Подведение итогов урока. Цель этапа: Организовать понимание ценностного отношения совершённой деятельности. Создание условий для осмысления проделанной работы на уроке, развитие у учащихся способности к самооценке. | В начале урока я раздала вам жёлтые шары с надписями. - Прочитайте их. Читают хором по группам. - Что вы можете сказать об этих словах? - Что Вы узнали нового об именах прилагательных? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? - Подумайте и выскажите свои мысли, начиная словами: А жёлтый цвет на протяжении всего урока был не случайным. Он обозначает цвет солнца и тепла, радости и богатства, разума и оптимизма. И в преддверии праздника 8 Марта мне хотелось поделиться с Вами позитивным настроением и душевным теплом. Желаю Вам весеннего настроения, радости и богатства. Урок окончен. Всем спасибо за работу! | Читают имена прилагательные: внимательными, активными, аккуратными, трудолюбивыми, любознательными, самостоятельными. То, что данные слова имена прилагательные. Работа по кластеру. Сегодня на уроке мы работали… Я работал с ... настроением. Я доволен … Мне понравился…. Я узнал…. Мне было трудно… Я испытывал затруднения, когда ... Учащиеся дарят гостям смайлики жёлтого цвета с пожеланиями. |