Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой, -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.
Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно -было образовывать слова.
В тетради было написано: «Маленький дом».
«Домик», — писал -ик-.
«Большой дом».
«Домище», — писал -ищ-.
«Старый, дряхлый дом».
«Домишко», — писал -ишк-.
Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.
В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.
Дома их всех ждал вкусный торт.
— Тортик! — закричал -ик-.
— Тортишко, — усмехнулся -ишк-.
— Тортище, — сказал -ищ-.
— Тортилыцик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.
— Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Суффикс.)
Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом — домик — домишко — домина; брат — браток — братец — братишка. Одни звучат ласково, другие — пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других — отрицательная (деваха, старикан, старикашка).
Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде.
Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.
Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ— суффикс места.
Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.
Работа по учебнику
Упр. 168 (с. 91).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)
— Какое значение словам придают эти суффиксы?
3. Анализ смысловых значений суффиксов
— Вызнаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? {Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.)
— Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.
(Учитель записывает слова на доске, а учащиеся — в тетрадях.) Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.
— С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.
— Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.
Работа по учебнику
Упр. 169 (с. 91).
— Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.
— Прочитайте суффиксы в рамочке.
— Найдите данные суффиксы в словах.
— Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей породу их занятий.)
— Какого суффикса нет словах? (-тель-.)
— Назовите слова с таким суффиксом.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)
Упр. 170(с. 92).
— Прочитайте.
— Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)
— Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 172(с. 92).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)
— Какое значение придают эти суффиксы словам?
Упр. 173(с. 93).
— Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?
— Объясните лексическое значение каждого слова.
— С помощью каких суффиксов образованы эти слова?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)
Упр. 174(с. 93).
— Прочитайте. Из какой басни И.А. Крылова эти строки? («Ворона и Лисица».)
— Какие слова употребил автор с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Почему?
— А кто помнит мораль басни? Расскажите.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите имена существительные и суффиксы, с помощью которых они образованы.
— Назовите глаголы и приставки, с помощью которых они образованы.
Упр. 175 (с. 94).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)
— Назовите слова с непроверяемыми орфограммами.
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
VIII. Рефлексия
1. Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов
— От данных слов образуйте новые слова с помощью суффикса -тель- и запишите их. Суффикс выделите.
Учить, читать, строить, водить, воспитывать.
— Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают слова-названия людей породу их занятий.)
— Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать новые слова? (Суффикс.)
2. Игра «Хитрые вопросы»
— Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ик-.)
— Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)
— Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)
— Какие значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что общего между суффиксом и приставкой?
Домашнее задание
Упр. 176 (с. 94).
Дополнительный материал
Суффикс -ёр-
Жил-был суффикс -ер-. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.
Когда -ёр- надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.
И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс -ёр-, дублёр понадобился - а -ёр- уже тут как тут.
Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса ~ёр-
— А как назывался бы мастер -ёр-, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?