Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Текст".»
Добрый день, ребята. Добрый день, уважаемые гости. Мы рады новой встрече. Надеемся, она будет интересной и полезной для всех. Поздоровайтесь с гостями и садитесь на свои места.
Итак, урок русского языка. Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число. А о чём пойдёт речь сегодня на уроке – мы попробуем выяснить с вами вместе. Внимание на экран. Итак, минутка чистописания:
- Запись на доске: г, д, з, т, в
класс
дерево
а, о, у, т, е
м, к, л, н, р, й
- Назовите лишнюю букву в первой строчке (т –глухой)
- В слове второй строки найдите орфограмму (с – парный согласный)
- В слове третьей строки найдите безударную гласную в корне слова (е)
- В четвёртой строке найдите лишнюю букву (т – согл.)
Составьте из этих букв цепочки. Какое слово можно составить? (текст)
.Работа над темой.
1. – Приходилось ли вам слышать слово «текст»?
- Сегодня на уроке мы будем говорить о тексте.
Нам нужно выяснить, что называется текстом.
Для этого предлагаю вам поработать в парах. Перед вами лист, разделенный на две части. Прочитайте предложенное вам и определите, в какой части напечатан ТЕКСТ. Ту часть, где текст, заштрихуйте зеленым карандашом.
Медведь – это животное. Мальчик любит свою собаку. Художник нарисовал зверя.
Медведь – это дикое животное. Живёт в лесной зоне. Зимой впадает в спячку. Любит мёд и ягоды.
- Какая запись является текстом? Почему? (Справа. Это несколько предложений связанных между собой по смыслу).
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу.
Тогда мы можем заложить первый кирпичик в нашем сегодняшнем доме.
СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ
Работа с деформированным текстом. На доске слайд про обезьяну и горох.
Выскочила одна горошина.
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Она бросилась поднимать и просыпала все.
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.
Тогда она рассердилась и разбросала весь горох.
Можно ли эту группу предложений назвать текстом? Почему? Ведь общий смысл в этих предложениях есть!!! Перемешались предложения??? Что ж , необходимо привести в порядок. Поработаем в группах. Перед вами на листах эти же предложения. Расставьте, пожалуйста, с помощью цифр правильную последовательность предложений. Каждая группа объявляет свою последовательность. Должно получиться вот как: следующий слайд.
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Выскочила одна горошина.
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.
Она бросилась поднимать и просыпала все.
Тогда она рассердилась и разбросала весь горох.
Соответственно, ваша последовательность должна быть следующей:
2, 1, 4, 3, 5.
Оцените свою работу.
Итак, друзья, какой вывод мы можем сделать из этой работы? Предложения не просто должны быть связаны общим смыслом, а ещё и …….? Находиться в определённой логической последовательности.
И в нашем доме появляется следующий этаж
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Продолжаем наше исследование. Что же ещё нам обязательно нужно знать о тексте? Поработаем с учебником. Стр. 13. Упр. 2.
О чём или о ком говорится в тексте? Вы согласны с названием текста? Почему? Значит, содержание текста обязательно должно отражать ТЕМУ текста. Тема текста-это то, о чём или о ком говорится в тексте. Это и есть наш следующий этаж.
ТЕМА
А скажите, ребята, для чего пишутся тексты??? Чтобы донести до читателя основную мысль автора.
Основная мысль – это мысль, которую хочет сообщить автор, это мысль, которой он хочет поделиться с читателем. Это то, к чему призывает текст, чему учит, ради чего написан. Это наш следующий этаж.
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
Оставьте, пожалуйста, одну свободную строку и перепишите текст из упр. 2 в тетрадь.
Как вы думаете, для чего мы оставили строку? Для названия. Грамотно это называется заглавие или заголовок. Подберите свой заголовок и запишите в свободной строке. Это и есть крыша для нашего дома, который мы строили весь урок.
ЗАГОЛОВОК
Итак, чтобы подвести итог, сейчас поработаем самостоятельно и я предлагаю вам тест:
Тест.
1. Текст состоит из:
а) предложений;
б) звуков;
в) слов.
2. Текст-это:
а) отдельные предложения;
б) группа предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу;
3. По заглавию можно определить:
а)сколько предложений в тексте;
б) то, о ком или о чём говорится в тексте, т.е. тему текста;
в) кто автор текста.
4. Текст имеет:
а) только заглавие;
б) только предложение;
в) заглавие и предложения, связанные по смыслу.
5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:
ц) да;
б) нет.
6. На конце предложения в тексте ставится:
а) точка, восклицательный или вопросительный знак;
б)смайлик.
Поменяйтесь листочками, давайте проверим друг друга.
Итак, Посмотрим ещё раз на наш дом. Какие итоги мы можем подвести?
Признаки текста. 1.Текст – это 2 или несколько предложений. 2. Предложения связаны по смыслу. 3. Предложения стоят в определённом порядке. 4. Текст имеет основную мысль и
5. Тему. Озаглавить текст - это значит кратко назвать его тему или основную мысль.
Оцените свою работу на уроке.
Было легко и интересно.
Было трудно, но интересно.
Было трудно и не интересно.
Спасибо за урок!!!
Тест.
1. Текст состоит из:
а) предложений;
б) звуков;
в) слов.
2. Текст-это:
а) отдельные предложения;
б) группа предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу;
3. По заглавию можно определить:
а) сколько предложений в тексте;
б) то, о ком или о чём говорится в тексте, т.е. тему текста;
в) кто автор текста.
4. Текст имеет:
а) только заглавие;
б) только предложение;
в) заглавие и предложения, связанные по смыслу.
5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:
а) да;
б) нет.
6. На конце предложения в тексте ставится:
а) точка, восклицательный или вопросительный знак;
б) смайлик.
Медведь – это животное. Мальчик любит свою собаку. Художник нарисовал зверя.
Медведь – это дикое животное. Живёт в лесной зоне. Зимой впадает в спячку. Любит мёд и ягоды.
Медведь – это животное. Мальчик любит свою собаку. Художник нарисовал зверя.
Медведь – это дикое животное. Живёт в лесной зоне. Зимой впадает в спячку. Любит мёд и ягоды.
Медведь – это животное. Мальчик любит свою собаку. Художник нарисовал зверя.
Медведь – это дикое животное. Живёт в лесной зоне. Зимой впадает в спячку. Любит мёд и ягоды.
Выскочила одна горошина.
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Она бросилась поднимать и просыпала все.
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.
Тогда она рассердилась и разбросала весь горох.
Яблоня – это дерево. За окном идёт дождь. Как прекрасен зимний лес! Ребята приютили бездомную собаку.
Расцвела весной яблонька. Стоит нарядная, как девочка с розовыми бантиками. А осенью она подарит людям свои плоды.
Яблоня – это дерево. За окном идёт дождь. Как прекрасен зимний лес! Ребята приютили бездомную собаку.
Расцвела весной яблонька. Стоит нарядная, как девочка с розовыми бантиками. А осенью она подарит людям свои плоды.
Яблоня – это дерево. За окном идёт дождь. Как прекрасен зимний лес! Ребята приютили бездомную собаку.
Расцвела весной яблонька. Стоит нарядная, как девочка с розовыми бантиками. А осенью она подарит людям свои плоды.
Яблоня – это дерево. За окном идёт дождь. Как прекрасен зимний лес! Ребята приютили бездомную собаку.
Расцвела весной яблонька. Стоит нарядная, как девочка с розовыми бантиками. А осенью она подарит людям свои плоды.