Урок составлен к учебнику «Русский язык» 3 класс, ч. II, авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Этапы урока, образовательная цель урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Готовятся к восприятию новой информации. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | У. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Шораана Анатольевна. Я очень рада вас приветствовать и сегодня урок русского языка проведу я. -Ребята, на каждом уроке вы убеждаетесь, что русский язык интересен, красив и богат. Вы уже многое знаете. В своих познаниях продолжаете идти дальше, раскрывая тайны русского языка. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые открытия. Будьте внимательны, активны и старательны! Хорошо? - Замечательно! - Итак, сначала давайте, проведем интересную разминку, чтобы разбудить наш мозг. - Повторяйте, пожалуйста, за мной. Берем себя за носик, а другой рукой беремся за мочку ухо. Сделаем хлопок, меняем положение рук. Мы с вами не просто так выполняем это упражнение. Мы хотим, чтобы наше левое и правое полушарие подружились. Молодцы, свой мозг мы разбудили. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация опорных знаний учащихся. (3 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Выполняют задания учителя. | Организует актуализацию умений учащихся. Организует обобщение актуализированных знаний. Проводит параллель с ранее изученным материалом. | Проблемная ситуация. Словарно – орфографическая работа. - Теперь обратите внимание на эти слова. Прочитайте их. (Слова записаны на карточках и прикреплены на доске) попугай чёрный клетка сидел жёлтый плавал - На какие группы можно разделить данные слова? (сгруппируют ученики, приглашенные к доске) - Что можете сказать о словах каждого столбика? - Что вы знаете об имени существительном? - Что знаете об имени прилагательном? - О словах 3 группы, мы поговорим чуть позже. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (Регулятивные УУД). Выявлять сущность, особенности объектов. (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). |
III. Формулирование проблемы. (8 мин) Цели: - организовать постановку цели урока. | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. Определяют тему урока. | Организует определение темы урока. | Мотивирующее введение в тему урока. – Отгадайте загадку: «Он известный всем артист, желтогрудый пародист. Клюв крючком, крыло цветное, в клетке зеркальце кривое, издает то свист, то лай, говорливый ……» - Кто? - А вот правильно отгадали ли вы загадку, узнаем, открыв этот таинственный предмет. Сюрпризный момент. - Ну-ка, кто хочет открыть занавеску? Кто у нас самый активный? (ученик убирает занавеску) - Вы узнали, кто это, ребята? - Да, ребята. Это попугай волнистой породы. - Он за весь урок будет наблюдать за вами, и приготовил для вас жетоны с попугайчиками. Те, кто правильно ответил или выполнил задание, получит жетон. - Кто хочет описать его? (у данного попугая оперение ярко-желтое, лапы и клюв розовые, перья волнистые) - Молодцы! Да, ребята. В мире существует очень много разных пород попугаев. (показывается слайд с разновидностями пород данных птиц) - И сегодня у нас в гостях волнистый попугай. Это мелкая сообразительная птичка с ярким оперением и весёлым характером. Благодаря неприхотливости и широкой палитре существующих окрасов, волнистые попугаи пользуются популярностью у любителей декоративных пернатых и часто содержатся в качестве домашних питомцев. Скажите, пожалуйста, а для чего мы держим дома попугаев? (ответы детей) - Да, ребята. Попугаи украшают нашу жизнь, с ними никогда не будет скучно. Эти красивые птички приносят людям эстетическое удовольствие, заряжают позитивом и добротой. Воспитательная минутка о дом. животных. - У кого дома есть питомец? (ответы детей) Кто у вас? (ответы детей) - Скажите, а как мы должны относиться к домашним питомцам? - Да, ребята. Мы должны заботиться о них, оберегать, любить. Ведь мы, люди, в ответе за тех, кого приручили. - Теперь, внимательно понаблюдайте за попугаем. Скажите, что делает попугай? (сидит, живет, смотрит) - А что ещё может сделать попугай? (попугай может спать, петь, летать, повторять различные звуки) Определение темы урока. - Да, ребята, попугаи, как и все живые существа, постоянно находятся в движении. – Как вы думаете, можно ли жить, не совершая никаких действий? А представьте себе мир без действий. Прямо всё остановилось. Нет даже шума. Интересно? - Конечно нет. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь. – Всё и все мы в движении. Вот наш попугай, казалось бы, просто сидит в клетке, да? Но даже он там ведет активную жизнь в каком-нибудь действии: вот крутит головой, внимательно смотрит, наблюдает… – Итак, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? - О действиях предметов. - Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью слов, обозначающих действие предметов. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД). Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. (Регулятивные УУД) Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. (Личностные УУД) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
IV. Открытие новых знаний. (10 мин) Цели: -создать условия для формирования умений слушать, анализировать; -организовать усвоение детьми понятия глагол, наблюдать за ролью глаголов в речи. | Парная работа. Сравнивают группы слов в учебнике. Задают вопросы и подбирают подходящие ответы. Сравнивают свои выводы с выводом в учебнике. | Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. | Парная работа. - Предлагаю поработать в парах. У вас на партах карточки. На карточках текст. Прочитайте про себя, пожалуйста. Попугай. Садовник … клетку с попугаем под высокую яблоню. Попугай … из клетки, … на верхушку дерева и … устрашающий крик. Все воробьи с соседних кустов сирени … в разные стороны. А новый хозяин сада поудобнее … на ветке и … завтракать. Он … яблоко своим острым клювом, … его в лапку и … сочную мякоть. – Поняли, о чём этот текст? А чего здесь не хватает? (не хватает слов, обозначающих действие) Попробуйте восстановить нужные слова. На выполнение данного задания дается 2 минуты. - Кто готов прочитать свою работу? (Варианты учеников.) Самопроверка. - Молодцы, ребята! Давайте сравним нашу работу авторским вариантом. (На слайде появляется полный текст.) Попугай. Садовник поставил клетку с попугаем под высокую яблоню. Попугай вылетел из клетки, взобрался на верхушку дерева и издал устрашающий крик. Все воробьи с соседних кустов сирени разлетелись в разные стороны. А новый хозяин сада поудобнее устроился на ветке и принялся завтракать. Он срывал яблоко своим острым клювом, брал его в лапку и грыз сочную мякоть. Л.Н.Толстой. – Итак, сделайте вывод, какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста? (слова, обозначающие действия) – А как вы думаете, как называются слова, обозначающие действия предметов? (Глагол) – Предположите, что обозначает глагол? – Определите, на какие вопросы отвечает? – Как вы думаете, зачем глаголы нужны в речи? Учитель фиксирует на доске ключевые слова темы: глагол, вопросы, что обозначает, роль в предложении. Работа по учебнику. – Хорошо, давайте проверим ваши предположения, прочитав определение в учебнике на с 101. – Что бы вы ещё могли добавить к этому определению? (О роли глаголов в речи.) – Приведите свои примеры глаголов. Наблюдение по учебнику. - Давайте устно выполним Упр. 169 с 100. – Прочитайте про себя и сравните две группы слов. Определите, к какой части речи относятся слова каждой группы? – По каким признакам вы это определили? –Устно составьте нераспространённые предложения из данных слов. Назовите в них основу. – Итак, сделайте вывод, что такое глагол, что обозначает глагол, на какие вопросы он отвечает, каким членом предложения является? | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД) Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. (Познавательные УУД) |
V. Физминутка. (1 мин) Цель: -снятие умственного напряжения | | | Как живёшь? Вот так! (Дети показывают большой палец) Как идёшь? Вот так! (Шаги на месте) Как бежишь? Вот так! (Бег на месте) Как летишь? Вот так! (Махи кистями) Как плывёшь? Вот так! (Махи руками) Как шалишь? Вот так! (Прыжки с поворотами) Как сидишь? Вот так! (Садятся за парты) | |
YI. Развитие умений. (3 мин) Цели: - зафиксировать новое знание в речи; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; | Под руководством учителя выполняют предложенные задания. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи. | Организует подводящий диалог. Организует фиксирование нового знания в речи. | Работа в тетрадях. - Теперь вернёмся к данным словам. попугай чёрный плавал клетка жёлтый сидел - Составьте предложение, используя слова из данных групп. В клетке сидел жёлтый попугай. - Хорошо. Запишите получившееся предложение в тетради. Сначала запишите сегодняшнее число. Четвёртое апреля. Классная работа. Начнем с минутки чистописания. На слайде слово попугай. - Какая орфограмма есть в данном слове? (При произношении безударную букву О читаем как А). - А можем подобрать проверочное слово? (нет) - Почему? (Потому что, попугай это словарное слово. Правописание словарных слов необходимо запомнить или проверить по словарю) - Поэтому красиво запишем это словарное слово, запоминая его правописание. Буквы соединяем по образцу на экране. (дети записывают) - Далее самостоятельно запишите составленное нами предложение. Выделите грамматическую основу. Кто хочет поработать на доске? Выполнившие первые 3 человека подходят, чтобы получить отметку. (один ученик работает, проговаривая. Остальные пишут в тетрадях) - Молодцы, ребята! | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по предложенному варианту работы (Регулятивные УУД). Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. (Познавательные УУД) |
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (3 мин) | Выполняют проверочную работу. Выполняют самопроверку. | Организовывает проверочную работу. Организация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. | Тестирование. - Давайте подытожим наши знания. Для этого выполним тестирование. На ваших столах есть карточки с QR-кодами. В верхнем углу карточки запишите ваши фамилию и имя. Сначала прочитайте вопрос. Потом поднимите карточку с QR-кодом, так чтобы буква правильного варианта была сверху. Если правильный ответ А, поворачиваете карточку, чтобы А была сверху. Тест Глагол - это... а) часть речи, которая обозначает предмет; б) часть речи, которая обозначает действие предмета; в) часть речи, которая обозначает признак предмета. На какие вопросы отвечает глагол? А) кто? что? Б) какой? какая? какое? В) что делать? что сделать? Каким членом предложения является глагол? А) подлежащим Б) сказуемым 4. На какой строчке записаны только глаголы? А) строить, стройка Б) ходить, шагает В) петь, красивый Г) шёл, пешеход - Все выполнили задание хорошо, молодцы, ребята. | Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Уметь проводить самоанализ. (Регулятивные УУД). |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. По кластеру рассказывают что узнали, знают, смогли. Делают самооценку | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Словесное рисование. – Попробуйте представить себе глагол в виде живого существа. Какой он? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? Вывод по теме. - Ребята, что нового вы узнали о глаголе? Попробуйте сделать вывод. - Да, ребята. Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя. Глаголы могут “оживить” окружающий нас мир. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. Работа по самооценке. - Ребята, что узнали на уроке? - Что вам понравилось? - Покажите, у кого сколько жетонов. - Молодцы. Оцените себя на на лесенке успеха. Выберите одного жетона и прикрепите нашей лесенке. Если думаете, что вам ещё нужна помощь прикрепите красной лесенке. Если все поняли, то на жёлтой лесенке. Если вам все поняли, думаете «могу оябъяснить другим», то на зеленой лесенке. - Молодцы, ребята! Весь урок за нашей работой наблюдал наш гость попугай. И незаметно, он положил в эту коробочку портрет того, кто очень хорошо работал на уроке. Кто хочет посмотреть можете подойти и посмотреть. (коробочка, а внутри сюрприз) | Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (Регулятивные УУД). На основе анализа объектов делать выводы. ( Познавательные УУД). |
Домашнее задание. (2 мин) | | | -Запишите домашнее задание. Дифференцированное задание - Выберите одно задание из трёх: 1. Упражнение 171, с. 101. 2. Выучить определение на с. 101. 3. Нарисовать портрет Глагола. - Урок окончен, всем спасибо! До свидания, ребята! Попрощайтесь с попугаем, а он дальше поедет встречаться с детьми. | |
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
2. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006
3. Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб. 2007
4. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.1998
5. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: Учебник для 3 кл. 2 ч. М.: Просвещение, 2013 г.
6. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Методическое пособие:3 кл. М.: Просвещение, 2013