Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему «Что могут называть слова».»
Урок русского языка на тему «Что могут называть слова». с.21-24
Цели урока: закрепить умение находить слова названия предметов, признаков предметов и действий предметов.
Планируемые результаты.
Предметные:- формировать умение отличать слово от простого сочетания букв; - соотносить слово и его значение;- употреблять слова в речи на уровне осознания значения этих слов; - продолжать формировать навык каллиграфического письма; - развивать орфографическую зоркость.
Личностные:- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи, путем создания «ситуации успеха»;- формировать потребность и умение отстаивать свои взгляды и убеждения, эмоциональную отзывчивость учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные
Общеучебные:
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- осуществлять поиск и представление информации;
- осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- проводить рефлексию способов и условий действия, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
Логические: - анализировать и синтезировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - сравнивать, обобщать; - выдвигать гипотезы.
Регулятивные:
- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно (целеполагание); - принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане; - осуществлять оценку и контроль результатов деятельности.
Коммуникативные:
- формировать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в парах, в группах, используя для этого речевые средства; - строить монологические высказывания;
- владеть диалогической формой коммуникации.
Ход урока:
1.Орг.момент.
-Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
Слушаем внимательно, работаем старательно.
Давайте повторим правила работы на уроке
Откр.тетради- Правила посадки при письме.
-Тетрадь я правильно кладу, ручку правильно держу.
За посадкою слежу, с чистотою я дружу. На «отлично» напишу!
Запишем число.(какой день недели, какое число, какой месяц) 3мин
2. Актуализация знаний.
Доска КЕРА НИКГА
-Посмотрите на доску, прочитайте что написано.
-Что это? Это слова?(нет) А почему?(нет смысла, нет значения).
-Когда буквосочетание можно назвать словом?(есть смысл, есть значение)
-Давайте получим слова из этих букв. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово. 2мин
-Запишем слова, которые получились.(река, книга) я пишу на доске
Проверили посадку, спина прямая, ноги на полу, тетрадь уголком.
-В написании какого слова можно ошибиться?(река)
-Поставим ударение, подчеркнем орфограмму.(ученик на доске) Подберем проверочное слово.(реки)
- Прочитайте слова еще раз. Что обозначают эти слова? (предметы)
-А что еще могут обозначать слова?(признаки предметов, действияпредметов) Вывешиваю карточки-названия в три столбика на доске.
3. Целеполагание.
Сегодня мы продолжим открывать тайны русского языка.
- Как вы думаете на какой вопрос будем искать ответ? (что могут называть слова и на какие группы они делятся)
- Какова цель нашего урока? (закрепить умение находить слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов) 1 мин.
4. Изучение нового материала.
-Отк.учебник на стр. 21. Прочитаем тему урока.(что могут называть слова?)
-Давайте рассмотрим схему и вспомним на какие три большие группы делятся все слова-названия?( карточки на доске)
-На какие вопр. отвечают слова-названия предметов и явлений?(на доску)
-На какие вопр.отвечают слова-названия признаков предметов и явлений?(д)
-На какие вопр.отвечают слова-названия действий предметов и явлений?(д)
(распечатать карточки-кто?что? какой?какая?какое?какие? что делает? что делают?)
- Какие слова отвечают на вопрос кто? На вопрос что? Почему?
-Составьте предложение со словом, называющим растение, используя слова из всех данных групп. С каким словом будем работать? (сирень)
Цветет душистая сирень.(ученик на доске)
Правила посадки: Тетрадь я правильно кладу, ручку правильно держу, за посадкою слежу, с чистотою я дружу, на отлично напишу!
-Какие знаем правила записи предложений?(больш.бук.,точка в конце)Подчеркнем орфограммы, поставим ударение, разделим на слоги.
-Теперь составим и запишем предложение про кукушку. Лесная кукушка кукует.
6. Физминутка. 2 мин
-Все ребята дружно встали и на месте зашагали, на носочках подтянулись и друг к другу повернулись, как пружинки мы присели, а потом тихонько сели.
7.Первичное закрепление.
Упр.8 с.22
-Какие слова отвечают на один из данных вопросов: какая? какое? какой?
-Составь предложение с любым из этих слов. Зеленая листва покрыла все деревья.
Упр.9
-Прочитайте группы слов. Определите лишнее слово в каждой группе, обоснуйте свой ответ. (в 1й-тетрадь, так как отвечает на вопрос что, остальные-кто; во 2й -море)
-Спишите одну любую группу слов без лишнего слова по вариантам: 1в- 1 строка, 2й- вторая.
Работа с информацией «Сведения о языке» на с.23, выучить правило.
-приведите примеры слов, отвечающие на вопрос кто…
упр.10-устно
-Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово?
Стол – часть мебели, которая используется на кухне,
Кузнечик – насекомое, которое умеет стрекотать,
Диван – мягкая мебель, на которой можно сидеть, лежать,
Ученик - тот, кто учится,
Волк – хищное животное ,
Медведь – хищное животное, которое спит в берлоге,
Кресло – мягкая мебель, на которой сидят,
Чайник – часть кухонной утвари, в которой кипятят воду,
Стрекоза – насекомое с тонкими крылышками
Жук – насекомое с 6 ногами,
Стакан – высокая ёмкость для воды,
Врач – доктор, тот, кто лечит,
Тарелка – кухонная посуда для еды,
Лисица – рыжее лесное животное,
Художник – тот, кто рисует
с.24 упр.11
Невежа – грубый, неучтивый (невоспитанный) человек.
Невежда – малообразованный человек
8. Подведение итогов. Рефлексия.
-Итак, чему сегодня мы учились на уроке?(находить слова- названия предметов, признаков, действий)