Тема урока: Правописание суффиксов и приставок.
Правописание суффиксов -ик, -ек.
Цель урока: познакомить учащихся с правилом написания суффиксов -ек, -ик.
Задачи:
- предметные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ик, -ек ( организовать наблюдение за словами с данными суффиксами ,подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;
- метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
- личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Начинаем урок наш урок.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Чистописание.
- Как всегда начинаем урок с минутки чистописания.
- Посмотрите на ряд слов.
- Скажите, что общего в этих словах, то назовете букву,
которую мы будем писать на минутке чистописания.(слайд)
Норка дочка книжка
- Пропишите букву «К» заглавную и строчную
- Кто догадался, какой частью слова является буква -к в этих словах? (суффикс)(слайд)
- Что такое суффикс?
- Какое значение придает суффикс - к этим словам? (умен.-ласкат.)
-Запишите слова, выделите суффикс. Придумайте и запишите 1слово с
таким же суффиксом.(берёзка, осинка).
- Какая еще часть слова служит для образования новых слов? (приставка).
- Чем она отличается от суффикса? (стоит перед корнем).
- Посмотрите на слайд. (Слайд) Что вы можете сказать? Что это такое?
- сейчас предлагаю на выбор самостоятельно или в группах? Нужно распределить в 2 группы, 1-приставки, 2-суффиксы. (работа на карточках, сверху пишете морфему-суффикс или приставка)
Проверка.
- Назовите приставки, которые вы выписали.
(Слайд - Приставки: за, под, по, над, на, про).
- Перечислите суффиксы, которые вы записали.
(Слайд - Суффиксы: -еньк, -очк, -ость, -чик, -ек, -ик).
- Что нужно знать, чтобы правильно писать приставки и суффиксы? (знать какие бывают приставки и какие бывают суффиксы, знать правописание этих значимых частей слова).
- Рефлексия на листе оценивания.
III. Введение в тему урока. Постановка проблемы.
- У меня для вас есть слова. Прочитайте их. (Слайд).
Смел_сть, бел_нький, ваз_чка, замоч_к.
- Определите, в какой части слова пропущена буква? (в суффиксе).
- Вставьте пропущенную букву и объясните ее написание. (по одному к доске)
Смелость, беленький, вазочка, замоч?к.
- Какое возникло затруднение? (есть суффикс -ек, а есть и -ик).
- Значит о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
- Сформулируйте тему урока. (слайд)
- Какие задачи ставим на урок? (Узнать, когда пишем ек, а когда ик ; учиться писать слова с данной орфограммой)
- Рефлексия.
- Чтобы решить эту проблему, я предлагаю выполнить задание на карточках.
- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.
(существительное)
- На какие две группы можно разделить слова? (ед. и мн. число)
- Разделите слова в два столбика.(проверить по слайду)
- В каждой паре слов выделите суффикс.
- Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса? (при изменении
формы слова гласная суффикса или остается в нем или исчезает).
- Действительно, посмотрите на группу слов с гласной -и.
- Гласная -и есть в суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в
суффиксе слов во мн. числе.
- А в словах 2 группы что происходит? (гласная -е есть в словах
ед.числа, но исчезла в словах мн. числа).(слайд)
- Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?
(Слайд).
Суффикс -ик пишется, если … при изменении формы слова гласная сохраняется. (Кузнечик - кузнечики).
Суффикс -ек пишется, если… при изменении формы слова гласная исчезает. (орешек - орешки).
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники на с. 125.
- Прочитаем правило.
-Значит, мы совершили верное открытие.
-Давайте вернёмся к нашему слову. Можем ли мы теперь его записать без ошибки. (слайд)
- Чтобы еще раз закрепить правило и запомнить его, давайте составим алгоритм.
Составим алгоритм:
1. Измени форму слова
2. Определи «убегает» ли гласный.
ДА НЕТ
пиши – ек пиши – ик
(слайд)
- Рефлексия.
Закрепление нового материала.
- Давайте на основе этого алгоритма выполним упр. 243. (каждый выходит к доске)
Самостоятельная работа.
Будем работать в парах. Возьмите карточку. Действуя по алгоритму, проверьте слова. Если в них допущена ошибка, исправьте их.
Салатек ,человечик ,кустек фонарек, дождик ,венек.
-Поменяйтесь листочками и проверьте свою работу по эталону.(слайд)
-Какую тему мы сегодня изучили?
- Посмотрим на наши задачи. Мы решили все поставленные задачи
- Чему учились сегодня на уроке?
- Поднимите руку кто считает, что он понял какую букву нужно писать в
словах с суффиксами -ик, -ек?
- Кто испытывал трудности? В чём?
- на листе оценивания поставьте себе оценку за урок. Похвалить кого-то.
- Домашняя работа
Составьте четверостишие из слов:
пенёчек – грибочек
денёчек – цветочек