Задачи: 1. Актуализировать знания учащихся о правописании мягкого знака в конце и середине слова
2.Мотивировать учащихся к учебной деятельности через участие в сказке.
3. Закреплять навыки работы в паре, в группе. 4. Формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, правило на «яблочках», карточки с заданием для групп.
Ход урока
Структура деятельности
Формирование УУД
Действия учителя
Действия ученика
I Организационный момент
коммуникативные
(Слайд1)
– Ребята, давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг, пожмём друг другу руки, улыбнёмся, скажем добрые слова.
Дети встают в круг, пожимают друг другу руки.
II Мотивация учебной деятельности учащихся
личностные
познавательные
- Сейчас мы отправимся в волшебный мир русской народной сказки «Гуси – лебеди». (Слайд2)
Все вы знаете, что гуси-лебеди унесли маленького братца. Сестра побежала искать его и на пути встретила печку, яблоньку, речку. Но прежде чем помочь девочке, её попросили выполнить задания. Она очень волнуется за братца и переживает, что не справится. Но мы можем ей помочь! Вы хотите помочь девочке?
Ученики анализируют конец каждого слова и выполняют движения.
VII Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Взаимопроверка групп
Рефлексия
коммуникативные
познавательные
регулятивные
личностные
- Долго бежала девочка по полям, по лугам. Видит, стоит избушка на курьих ножках. (Слайд10)
В избушке Баба Яга прядёт свою пряжу. А на лавочке сидит её братец. (Слайд11)
Девочка взяла братца и пустилась в обратный путь. А Баба Яга, не раздумывая, отправила за ними гусей-лебедей в погоню. Наступили сумерки. Прибежала девочка к речке и стала просить помощи. (Слайд12)
- Как просила помощи девочка?
-А речка отвечает: «Спрячу я и сестру и брата, если вы, ребята, выполните моё задание на карточке в группе»
Карточка
Задание: Измените слова так, чтобы мягкий знак стоял в середине слова. Запишите ещё несколько слов с Ь в середине слова.
- Какие слова вы ещё записали с Ь в середине слова?
Оцените работу группы.
-Укрыла речка девочку с братцем. Гуси-лебеди не увидели их, пролетели мимо. Побежала девочка дальше. Видит на пути яблоня. (Слайд13)
- Как просила помощи девочка у яблоньки?
- А яблонька говорит: «Посмотрите, ребята, сколько на моём дереве яблок. Посчитайте. Назовите, те числа, в названии которых при написании есть Ь»
Ответы детей.
Дети садятся по группам. Выбирают, кто будет читать задание, кто будет принимать ответы и записывать на карточку.
Группы обмениваются карточками и проверяют.
Ученики называют придуманные слова.
Дети в группе рефлексируют свои ошибки и оценивают работу группы с помощью цветных карандашей.
Ответы детей.
Дети анализируют слова и называют числа, при письме названий которых нужен Ь.
VIII Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Самопроверка
Рефлексия
коммуникативные
регулятивные
личностные
- Яблонька заслонила детей ветками, гуси их не увидели, пролетели мимо. Девочка побежала дальше, гуси догоняют её, вырывают из рук братца. На пути печка. (Слайд14)
- Как просила помощи девочка у печки?
- А печка говорит: «А знаете ли вы, ребята, где нужно писать Ь для обозначения мягкости? Проверьте свои знания. Выполните упражнение 205».
- Проверьте себя по ключу. (Слайд15)
- Оцените себя, кто выполнил работу без ошибок, кто допустил 1-2 ошибки, кто вообще не справился с заданием.
- Какие ошибки были допущены в работе?
Ответы детей.
Ученики самостоятельно выполняют упражнение .
Проверяют свою работу по ключу.
Оценивают с помощью специальных знаков.
Коллективное обсуждение, допущенных ошибок и их исправление.
IX Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
коммуникативные
личностные
Спрятала их печка. Гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге. (Слайд16)
А сестра с братцем возвратились домой, и предлагают вам домашнее задание на выбор. (Анимация)
Упражнение 206
Выписать из словаря слова с Ь.
- Посмотрите задания. Что непонятно?
- Кто уже определился в выборе домашнего задания?
Дети анализируют задания. Выбирают, что для них интереснее и важнее.
X Подведение итогов урока
Самооценка
Рефлексия
коммуникативные
личностные
- Ребята, давайте вспомним: кто помогал девочке, указывал дорогу и спасал от гусей-лебедей? (Слайд17)
-Ребята, а почему в словах печка и речка нет Ь, ведь слышится в середине мягкий звук?
- Почему ЧК-ЧН пишутся без Ь?
- А какую роль выполняет Ь в слове яблонька?
- Какова была тема урока?
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Оцените свою работу на уроке, по достижению цели.
- Продолжи любое предложение: (Слайд18)
1.На уроке для меня было важно …
2.На уроке мне было сложно …
3.Мне было интересно…
Ответы детей.
Оценивают свою работу с помощью цветных карандашей.
Высказывания учеников.
Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается мягким знаком (Ь). Буква «мягкий знак» - это орфограмма.
Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается мягким знаком (Ь). Буква «мягкий знак» - это орфограмма.
Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается мягким знаком (Ь). Буква «мягкий знак» - это орфограмма.
Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается мягким знаком (Ь). Буква «мягкий знак» - это орфограмма.
Измените слова так, чтобы мягкий знак стоял в середине слова.