2.Мотивировать учащихся к учебной деятельности через участие в сказке.
3. Закреплять навыки работы в паре, в группе.
4. Формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля.
Структура деятельности | Формирование УУД | Действия учителя | Действия ученика |
I Организационный момент | коммуникативные | (Слайд1) – Ребята, давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг, пожмём друг другу руки, улыбнёмся, скажем добрые слова. | Дети встают в круг, пожимают друг другу руки. |
II Мотивация учебной деятельности учащихся | личностные познавательные | - Сейчас мы отправимся в волшебный мир русской народной сказки «Гуси – лебеди». (Слайд2) Все вы знаете, что гуси-лебеди унесли маленького братца. Сестра побежала искать его и на пути встретила печку, яблоньку, речку. Но прежде чем помочь девочке, её попросили выполнить задания. Она очень волнуется за братца и переживает, что не справится. Но мы можем ей помочь! Вы хотите помочь девочке? | |
III Актуализация знаний 1.Словарная работа Взаимопроверка Рефлексия | коммуникативные регулятивные личностные познавательные | -Бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Бежала-бежала, увидела – печь стоит. (Слайд3) - Что сказала девочка печке? - А печка отвечает: «Выполните, ребята, работу, с которой всегда начинаете урок русского языка, скажу». - Какую работу мы проводим в начале урока? (Слайд4) - Я предлагаю вам провести картинный словарный диктант на тему: «Животные» (Анимация) - Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друга. Если вы сомневаетесь в правильности написания слова, то где вы сможете посмотреть его правописание? - Обменяйтесь тетрадями, посмотрите, как вы выполнили работу. Оцените себя. - Для чего мы проводим словарную работу на каждом уроке? | Ответы детей. - Словарную работу. Дети по картинке определяют название животного и записывают в тетрадь. Обмениваются тетрадями и проверяют друг друга, если возникают сомнения, проверяют по словарю. Рефлексируют свои ошибки и оценивают себя с помощью специальных знаков. Ответы детей. |
2. Орфографическая работа Самооценка Рефлексия | коммуникативные личностные регулятивные | - Ребята, какую работу мы проводим после словарной. (Слайд5) - Сегодня на уроке эту работу проведёте вы сами. Вам нужно вспомнить слова с орфограммами ча –ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн. (Анимация) - Оцените себя, как вы помогли в проведении орфографической работы - Для чего мы проводим орфографическую работу на каждом уроке? | Орфографическую работу Дети «по цепочке» называют по одному слову с орфограммой, записывают в тетрадь и объясняют написание. Оценивают свою работу с помощью цветных карандашей. Ответы детей. |
IV Целеполагание | коммуникативные регулятивные познавательные личностные | - Печка указала дорогу. Побежала девочка дальше. Стоит яблонька. (Слайд6) - Что сказала девочка яблоньке? - А яблонька говорит: « Есть в середине моего имени мягкий согласный звук. Какой? - А на письме он обозначается двумя буквами. Какими? (Анимация) - Обсудите в парах какова тема сегодняшнего урока. - Откройте учебники на с.125. Почитайте, как в учебнике формулируется тема урока. - Обсудите друг с другом, чему вы будете учиться сегодня на уроке» | Ответы детей. Дети произносят слово и выделяют звук. Ответы детей. Обсуждают в паре, какова тема урока, договариваются, кто будет отвечать на класс. Ученики читают название темы на с.125 и делают вывод, насколько правы они были в определении темы. Обсуждают в паре, чему будут учиться на уроке, кто будет отвечать от пары. |
V Работа по теме урока Работа над правилом Рефлексия | коммуникативные личностные познавательные регулятивные | - И тут увидела девочка, как промелькнули гуси-лебеди за тёмным лесом. (Слайд7) - Измените, слово гуси так, чтобы оно называло один предмет. (Анимация) - Какой звук слышится в конце слова? - Какими буквами обозначен этот звук? - Какую роль выполняет Ь? (Анимация) (Аналогично проводится работа со словом лебеди) - Чем отличается Ь от других букв азбуки? - Какая ещё буква не обозначает звука? | Дети выделяют объект изучения: гусь, лебедь. Проводят звуковой анализ части слов. Делают вывод. |
| | - Яблонька за работу даёт вам по яблочку. Внутри этих яблок правило. Прочитайте. (Слайд8) - Хотите запомнить это правило? - Поработаем над оперативной памятью. За одну минуту попробуйте выучить правило в стихах. - Проверьте друг друга в паре. - Кто желает рассказать на класс? - Для чего мы проводили работу по запоминанию правила? | Читают правило на «яблочках» Ответы детей. Каждый заучивает сам. В паре проверяют друг друга. 1- 2 желающих рассказываю на класс. Ответы детей. |
VI Первичное закрепление Физкультминутка | регулятивные познавательные | - Указала яблонька на дальнейший путь. Бежит девочка дальше. Видит речку на пути. (Слайд9) - Что сказала девочка речке? - А речка говорит: «Вижу, вы очень устали, проведите физкультминутку» - Если вы услышите на конце мягкий согласный звук, то будете приседать, а если услышите твёрдый согласный звук на конце, то хлопать в ладоши. (Сом, семь, олень, слон, дверь, двор, лес, гусь, стол, сталь, суп, цепь). | Ответы детей. Ученики анализируют конец каждого слова и выполняют движения. |
VII Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации Взаимопроверка групп Рефлексия | коммуникативные познавательные регулятивные личностные | - Долго бежала девочка по полям, по лугам. Видит, стоит избушка на курьих ножках. (Слайд10) В избушке Баба Яга прядёт свою пряжу. А на лавочке сидит её братец. (Слайд11) Девочка взяла братца и пустилась в обратный путь. А Баба Яга, не раздумывая, отправила за ними гусей-лебедей в погоню. Наступили сумерки. Прибежала девочка к | Ответы детей. Дети садятся по группам. Выбирают, кто будет читать задание, кто будет принимать ответы и записывать на карточку. Группы обмениваются карточками и проверяют. |
| | речке и стала просить помощи. (Слайд12) - Как просила помощи девочка? -А речка отвечает: «Спрячу я и сестру и брата, если вы, ребята, выполните моё задание на карточке в группе» Карточка Задание: Измените слова так, чтобы мягкий знак стоял в середине слова. Запишите ещё несколько слов с Ь в середине слова. Конь - …., зверь - ….., пень - …, день - …, уголь -… - Поменяйтесь карточками в группах и проверьте . - Какие слова вы ещё записали с Ь в середине слова? Оцените работу группы. -Укрыла речка девочку с братцем. Гуси-лебеди не увидели их, пролетели мимо. Побежала девочка дальше. Видит на пути яблоня. (Слайд13) - Как просила помощи девочка у яблоньки? - А яблонька говорит: «Посмотрите, ребята, сколько на моём дереве яблок. Посчитайте. Назовите, те числа, в названии которых при написании есть Ь» | Ученики называют придуманные слова. Дети в группе рефлексируют свои ошибки и оценивают работу группы с помощью цветных карандашей. Ответы детей. Дети анализируют слова и называют числа, при письме названий которых нужен Ь. |
VIII Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Самопроверка Рефлексия | коммуникативные регулятивные личностные | - Яблонька заслонила детей ветками, гуси их не увидели, пролетели мимо. Девочка побежала дальше, гуси догоняют её, вырывают из рук братца. На пути печка. (Слайд14) - Как просила помощи девочка у печки? - А печка говорит: «А знаете ли вы, ребята, где нужно писать Ь для обозначения мягкости? Проверьте свои знания. Выполните упражнение 205». - Проверьте себя по ключу. (Слайд15) - Оцените себя, кто выполнил работу без ошибок, кто допустил 1-2 ошибки, кто вообще не справился с заданием. - Какие ошибки были допущены в работе? | Ответы детей. Ученики самостоятельно выполняют упражнение . Проверяют свою работу по ключу. Оценивают с помощью специальных знаков. Коллективное обсуждение, допущенных ошибок и их исправление. |
IX Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | коммуникативные личностные | Спрятала их печка. Гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге. (Слайд16) А сестра с братцем возвратились домой, и предлагают вам домашнее задание на выбор. (Анимация) Упражнение 206 Выписать из словаря слова с Ь. - Посмотрите задания. Что непонятно? - Кто уже определился в выборе домашнего задания? | Дети анализируют задания. Выбирают, что для них интереснее и важнее. |
X Подведение итогов урока Самооценка Рефлексия | коммуникативные личностные | - Ребята, давайте вспомним: кто помогал девочке, указывал дорогу и спасал от гусей-лебедей? (Слайд17) -Ребята, а почему в словах печка и речка нет Ь, ведь слышится в середине мягкий звук? - Почему ЧК-ЧН пишутся без Ь? - А какую роль выполняет Ь в слове яблонька? - Какова была тема урока? - Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Оцените свою работу на уроке, по достижению цели. - Продолжи любое предложение: (Слайд18) 1.На уроке для меня было важно … 2.На уроке мне было сложно … 3.Мне было интересно… | Ответы детей. Оценивают свою работу с помощью цветных карандашей. Высказывания учеников. |
Вьётся недалечко реченька – река, Маленькая речка меньше ручейка. Ни поплыть, ни нырнуть, Только ножки окунуть Чуть – чуть! |
Вьётся недалечко реченька – река, Маленькая речка меньше ручейка. Ни поплыть, ни нырнуть, Только ножки окунуть Чуть – чуть! |
Вьётся недалечко реченька – река, Маленькая речка меньше ручейка. Ни поплыть, ни нырнуть, Только ножки окунуть Чуть – чуть! |
Вьётся недалечко реченька – река, Маленькая речка меньше ручейка. Ни поплыть, ни нырнуть, Только ножки окунуть Чуть – чуть! |
Вьётся недалечко реченька – река, Маленькая речка меньше ручейка. Ни поплыть, ни нырнуть, Только ножки окунуть Чуть – чуть! |
Вьётся недалечко реченька – река, Маленькая речка меньше ручейка. Ни поплыть, ни нырнуть, Только ножки окунуть Чуть – чуть! |
Вьётся недалечко реченька – река, Маленькая речка меньше ручейка. Ни поплыть, ни нырнуть, Только ножки окунуть Чуть – чуть! |
Вьётся недалечко реченька – река, Маленькая речка меньше ручейка. Ни поплыть, ни нырнуть, Только ножки окунуть Чуть – чуть! |
Укрыла речка девочку с братцем. Гуси – лебеди не увидели их, пролетели мимо. Побежала девочка дальше. Видит на пути яблоня.
Яблонька заслонила детей ветками, гуси их не увидели, пролетели мимо. Девочка побежала дальше, гуси догоняют её, вырывают из рук братца. На пути печка.
Долго бежала девочка по полям, по лугам. Видит, стоит избушка на курьих ножках. В избушке Баба Яга прядёт свою пряжу. А на лавочке сидит её братец. Девочка взяла братца и пустилась в обратный путь. А Баба Яга, не раздумывая, отправила за ними гусей – лебедей в погоню. Наступили сумерки. Прибежала девочка к речке и стала просить помощи.