kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок познания мира в 3 классе на тему "Среда обитания растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познания мира в начальных классах. Составлен по лессон стади.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок познания мира в 3 классе на тему "Среда обитания растений"»

Урок по познанию мира в 3 классе

Тема урока: «Среда обитания растений»

Цель: знакомство с особенности строения растений и их приспособляемости к среде обитания на различных участках Земли.

Ресурсы: раздаточный материал, стикеры, рабочие тетради, презентация, ватман, маркеры.

Критерии успеха:

Я знаю – среды обитания растений

Я понимаю – что такое «среда обитания»

Я умею – определять, в какой среде прорастает растение.

Ожидаемые результаты:

-определят тему и цель урока;

-назовут среды обитания растений (некоторые);

-примут участие в парной и групповой работе;

-докажут , что растения могут приспособляться к различным средам обитания (некоторые);

-определят значимость изученной темы для себя, проявят лидерские качества (некоторые).

Ход урока.

Фаза

Этапы фазы

Задание, действие учителя и ученика

Цель задания

Форма, метод, прием, стратегия

Форма оценивания

Вызов

Создание коллаборативной среды

( 2мин.)

  1. Игра на сплочение коллектива «Поймай мяч и передай другому». Учащиеся передают друг другу мяч и при этом желают приятное друг другу, тем самым оставляя себе позитивное настроение.

Создание коллаборативной среды, деление на группы, распределение ролей.

Стратегия «сплочение коллектива»

Формативное



  1. Деление на группы:

Каждый учащийся выбирает листок с обратной стороны, картинка дерева и цветка. Группы определяются в соответствии с картинкой листка.








Целепологание

(8 мин.)

  1. Распределение ролей.

Лидер, секретарь, 2 спикера, 2связиста.

Правила работы в группе.

  1. Создание проблемной ситуации.

1 группа. Соберите слово, которое рассыпалось -

РЕСАД (На доске слово «СРЕДА»). Какие ассоциации возникают?

2 группа. Соберите слово, которое рассыпалось – РЕСАД (На доске слово «СРЕДА»). Как слово «Среда» может быть связано с разделом «Многообразие растений»?


Актуализация имеющихся знаний плюс ознакомление с новой темой.

Работа в группе. Разгадывание кроссворда.

Ключевое слово: обитание


Обсуждение цели урока.

- В соответствие с темой сформулируйте цель урока.

(Мы исследуем , как растения приспосабливаются к своей среде обитания, с особенностями растений в зависимости от среды их обитания)









Развитие навыков саморегуляции: самостоятельного определения темы и цели урока.



Фронтальная









Групповая









Формативное

Осмысление

Изучение и презентация нового материала

(10 мин.)
















5.Просмотр видеоролика «Среда обитания растений»

6. Работа в группе (рука к руке)

-Составьте кластер (новая информация).

СРЕДА ОБИТАНИЯ РАСТЕНИЙ



ВОДНАЯ ПОЧВЕННАЯ

-Запишите, что вы узнали из просмотренного видеоролика.


Обсуждение в группе вопроса: (на карточке)

-Чем отличаются растения, обитающие в водной среде от растений, обитающих в почвенной среде?


(У водных корни тонкие, небольшие, листья широкие, для того, чтобы хорошо испарялась влага. У растений, среда обитания которых почва – корневая система мощнее, листья уже, чтобы наоборот – влага не испарялась)


Физкультминутка.

(Музыкальная)

Развитие навыков критического мышления.

Анализ, аргументация, выводы, выделение ключевых идей, саморегуляция.


Групповая



Приём «кластер»














Взаимооценка


















Применение изученного материала

(15-17 мин.)

7.Практическая работа. (Критерии успеха)

-Вам сейчас предстоит создание проекта. Вы будете исследовать растение и составлять на это растение паспорт.

-Что такое паспорт?

-Какие данные указываются в паспорте человека?

-Что может быть отражено в паспорте растения?


- У каждой группы находится паспорт растения. Заполните его, прочитав карточки. ( Кувшинка, ландыш)

Паспорт растения

название

внешнее описание

продолжительность жизни

среда обитания

угроза

гибели








Защита проекта - паспорта растения – чтение текста, чтение таблицы.


-Обитают ли эти растения в нашем регионе?


(Критерии успеха)


Царство Растений удивительно многообразно. Оно объединяет более 350тысяч видов растений и представлено самыми разнообразными формами – от одноклеточного растения, которое можно рассмотреть только с помощью микроскопа, до деревьев-рощ, занимающих площадь в десятки квадратных метров.





Игра "Пойми меня" ( по внешнему описанию догадаться, о каком растении идёт речь)

Весну это холодостойкое травянистое растение встречает самым первым, ещё даже снег не сошёл. Почвенная среда обитания. Занесён в Красную Книгу РК


Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький ...


(ПОДСНЕЖНИК - слайд)

-Как думаете, почему занесено это растение в Красную книгу?


Дополнительный материал о подснежнике.


-Высокое многолетнее растение. Водная среда обитания. Цветёт метёлкой. Когда-то использовался в строительстве ,как дешёвый материал. Растения активно разрастаются, что засоряет водоёмы и приводит к их обмельчению. Высохшие растения часто служат причиной пожара.

Есть растение одно,
У воды найдешь его,
Но болото – дом родной,
Тишина там и покой.
Стебли полые, шуршат,
Ветер погулять в них рад,
А цветок, как эскимо,
Знают все его давно.
Что растёт в болоте том?
Как растенье назовём?


( КАМЫШ -слайд)

-Как думаете, есть ли польза от этого растения? ( многие животные водоёма выводят там потомство и некоторое время прячутся от врагов)

Дополнительный материал о камыше.

Развитие навыка анализа, синтеза и аргументации.

Парная, групповая
















Групповая

Формативное

Рефлексия

Оценка

(3 мин.)

Оценивание работ учащихся.

(Самооценивание производится стикерами)

Выставление оценок учителем.

Развитие навыка оценивания.

Индивидуальная

Взаимооценка


Рефлексия

(3 мин.)







Домашнее задание

(1 мин.)

Критерии успеха

«Корзина (мусорная)» то, что узнал(а) на уроке, мне не интересно.

«Рюкзак – то, что узнал(а) на уроке унесу с собой.

«Кофемолка» - то, что узнал(а) на уроке, я переработал(а), перемолол(а) и понял(а). Из этого «порошка» может получиться вкусненький напиток – продукт.

Используем сигнальные карточки


Прочитать книжный материал, подготовить сообщение:

«Растения пустынь» или «Растения степей»

Анализ своей деятельности

Приём

Формативное




Список используемой литературы:

Познание мира: Учебник для 3 класса 11-летний общеобразовательной школы Аймагомбетова К., Напалкова Т. Г., - Алматы:

Алматыкітап баспасы, 2013-с 38-41, ил.












Интересные факты о подснежниках

1.Научное название подснежников – галантус. Образовано оно от греческих слов и переводится как «молочный цветок».

2. На языке цветов подснежник означает утешение и надежду. 3. Растут подснежники в Европе, на побережье Чёрного и Каспийского моря . А больше всего видов этого цветка можно встретить на Кавказе. Там обитает 16 видов подснежников. 4. В подснежниках содержится органическое соединение, которое впервые было выделено из луковиц подснежника Воронова и входит в список «Важнейших лекарственных препаратов5. Подснежник способен выдержать десятиградусный мороз. 8. Луковицы подснежника ядовиты. 9. Некоторые виды подснежников внесены в Красную книгу. Продавать же по закону можно только те, которые были выращены в теплицах.. 10. Подснежник – родственник нарцисса. Зацветает подснежник начиная с января и цветет до апреля.


Камыш. Высокое многолетнее растение. Высота стебля 2 или 2,5 метра.

В корне много крахмала. В старину из сухих корней делали муку.

Камыш используют для плетения  сумок, корзин,  ковриков, а также для изготовления крыш домов.  камышсрезают в июле, красивый жёлтый — в конце августа — начале сентября. 

В прошлом веке камыш использовался как строительный материал.



Кувшинка белая. ( слайд)
Растет в водоемах со стоячей или медленно текущей водой. Её белые цветки, похожие на звёздочку, умеют предсказывать погоду: перед дождём они всегда закрываются. Каждое утро появляются на поверхности, а на ночь погружаются в воду. Семена приспособлены к жизни в водной среде – у них есть воздушные мешочки, поэтому они могут плавать на поверхности. Живет 3-5 лет. Размножается семенами, кусочками корневищ. 
Угрозу гибели представляет человек и загрязнение водоёмов.


Ландыш майский ( слайд)
Растет во влажных почвах, любит тень. Цветки в виде колокольчиков цветут 10-15 дней. Многолетнее растение, которое размножается отрезками корневищ. По окончании цветения на месте цветков образуются красные ягодки, которые очень ядовиты, а само растение используют как лекарство. 
Угрозу гибели представляет человек и выпасы скота.







1 вариант «Растения пустынь»

Растения пустынь за много миллионов лет выработали у себя приспособления для существования и в этих трудных условиях. Как только кончается в пустыне зима, и пройдут первые весенние дожди, унылые пески покрываются нежной зеленью и роскошным пестрым цветочным ковром. Эти цветы пустыни в течение двух весенних месяцев, пока влажен песок и не так горячи солнечные лучи, успевают вырасти, зацвести и дать плоды. За свой короткий период существования получили весенние цветы пустынь название эфимеров, от греческого слова «эфимерос», что означает однодневный.С наступлением сухого знойного лета пустыня покрывается невысокими ярко-зелеными кустиками с мелкими листочками и массой колючек. Это верблюжья колючка. Растение характерно своими длинными корнями, разрастающимися до 10-20, а иногда и более метров, которыми оно вытягивает влагу с большой глубины. У многих растений пустыни листья покрыты либо пушком , либо восковым налетом, что уменьшает площадь испарения влаги с листьев, а иногда они даже изменяют свою форму.


2вариант«Растения степей»
Казахстан - преимущественно степная страна. Бескрайны ковыльные степи. Степная зона занимает северную часть Казахстана. Самое лучшее время года в степи- весна. В эту пору степь неузнаваемо преображается из-за обилия цветов-тюльпанов, ирисов. Облик степи меняется за год больше 10 раз из-за смены цветущих растений и изменчивости растительного покрова. Летом, куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Здесь жаркое, продолжительное, засушливое лето. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев.

Растения имеют узкие листья , чтобы меньше испарялось влаги, или мясистые листья , в которых накапливается вода. У некоторых растений на листьях и стеблях имеются волоски, которые помогают снижать испарение влаги, другие же растения имеют на листьях и стеблях восковой налет , который помогает экономно расходовать влагу. Тюльпаны, ирисы запасают питательные вещества в луковицах.  Большинство степных растений имеют длинные ветвистые корни, которые помогают растениям добывать воду из глубоких слоёв почвы


















  • Я знаю – среды обитания растений

  • Я понимаю – что такое «среда обитания»

  • Я умею – определять, в какой среде прорастает растение.









































СЕКРЕТАРЬ

ЛИДЕР









СПИКЕР

СПИКЕР













СВЯЗИСТ

СВЯЗИСТ





















































СРЕДА

СРЕДА



Какие ассоциации возникают со словом среда?



Как слово «Среда» может быть связано с разделом «Многообразие растений»?








1







2





3









4








5






6











7










8




  1. Вместо листиков – иголки, чуть длиннее, чем у елки.

  2. И гадать не надо даже – тут же, сразу назовем. Если только кто подскажет то, что желуди на нем.

  3. Бусы красные вися, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти: дети, птицы и медведи.

  4. С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет.

  5. Лик пахучий, а хвост колючий.

  6. В шапке пуховой стоит, ветер дунет – облетит.

  7. Кувшинчики и блюдца не тонут, и не бьются.

  8. Захожу я в зимний лес. Встретил чудо из чудес. Зеленое, могучее, но чересчур колючее.


  1. Вместо листиков – иголки, чуть длиннее, чем у елки.

  2. И гадать не надо даже – тут же, сразу назовем. Если только кто подскажет то, что желуди на нем.

  3. Бусы красные вися, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти: дети, птицы и медведи.

  4. С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет.

  5. Лик пахучий, а хвост колючий.

  6. В шапке пуховой стоит, ветер дунет – облетит.

  7. Кувшинчики и блюдца не тонут, и не бьются.

  8. Захожу я в зимний лес. Встретил чудо из чудес. Зеленое, могучее, но чересчур колючее





Среда обитания растений











Чем отличаются растения, обитающие в водной среде от растений, обитающих в почвенной среде?




Чем отличаются растения, обитающие в водной среде от растений, обитающих в почвенной среде?









Паспорт растения

название

внешнее описание

продолжительность жизни

среда обитания

угроза

гибели
























Паспорт растения

название

внешнее описание

продолжительность жизни

среда обитания

угроза

гибели
























Кувшинка белая. 
Растет в водоемах со стоячей или медленно текущей водой. Её белые цветки, похожие на звёздочку, умеют предсказывать погоду: перед дождём они всегда закрываются. Каждое утро появляются на поверхности, а на ночь погружаются в воду. Семена приспособлены к жизни в водной среде – у них есть воздушные мешочки, поэтому они могут плавать на поверхности. Живет 3-5 лет. Размножается семенами, кусочками корневищ. 
Угрозу гибели представляет человек и загрязнение водоёмов.


Ландыш майский 
Растет во влажных почвах, любит тень. Цветки в виде колокольчиков цветут 10-15 дней. Многолетнее растение, которое размножается отрезками корневищ. По окончании цветения на месте цветков образуются красные ягодки, которые очень ядовиты, а само растение используют как лекарство. 
Угрозу гибели представляет человек и выпасы скота.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок познания мира в 3 классе на тему "Среда обитания растений"

Автор: Чумаченко Алёна Юрьевна

Дата: 04.04.2017

Номер свидетельства: 406569

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "разработка урока "Познание мира" "
    ["seo_title"] => string(33) "razrabotka-uroka-poznaniie-mira-1"
    ["file_id"] => string(6) "168722"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423291612"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок познания мира "Растения- живой организм" (2 класс) "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-poznaniia-mira-rastieniia-zhivoi-orghanizm-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "154694"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421178683"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Познание мира. Как животные приспособились к среде обитания. 3 класс. "
    ["seo_title"] => string(71) "poznaniie-mira-kak-zhivotnyie-prisposobilis-k-sriedie-obitaniia-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "184220"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426006712"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Поурочный план урока познание мира. Тема "Многообразие мира животных" "
    ["seo_title"] => string(73) "pourochnyi-plan-uroka-poznaniie-mira-tiema-mnoghoobraziie-mira-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "206483"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430196296"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Атамура. Календарно -тематическое планирование. Познание мира 3 класс"
    ["seo_title"] => string(66) "atamurakaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepoznaniiemira3klass"
    ["file_id"] => string(6) "274148"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452339612"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства