Прием «Корзина знаний» - О чем мы с вами говорили на последних уроках? / что такое семья, рассматривали портеры ваших мам, пап, бабушек, дедушек. Они для вас самые родные, дорогие нам люди - Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом? /родственники А еще их называют родичи и предки Близкие предки- это ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. А дальние предки- это те, кто жил до них. -А хотелось бы вам узнать как жили ваши дальние родственники- предки? -А что вас интересует из их жизни?/Какой образ жизни вели? Из чего делали орудия труда? Чем занимались? Как жили? Почему? Кто были первыми предками казахского народа? Сюрпризный момент -Как зовут доброго, хитрого, веселого героя сказок казахского народа, который всю свою жизнь провел в путешествиях по казахской степи?/ Алдар Косе - для этого встанем в круг, произнесем волшебные слова: «Время, время-остановись! К нашим предкам повернись!» и повернемся вокруг себя 3 раза Деление на 2 группы «Пазлы» Алдар Косе принес для нас несколько заданий, решив проверить, справимся ли мы. Собрать пазлы: царица Томирис и Золотые доспехи Рассаживаются по группам. Правила работы в группе - Чтобы случайно не застрять в прошлом времени, как мы должны работать с вами? Презентация и рассказ учителя С древних времен территорию Казахстана населяли далекие предки казахского народа- племена саков. Территория нашей республики очень огромная: есть неприступные со снежными вершинами горы, сосновые и березовые леса, большие и малые реки. Прекрасные сады, где спеют фрукты. На полях выращивают пшеницу, просо, ячмень. Пасется скот. Саки свободно передвигались по бескрайним просторам степей и гор. Вели они кочевой образ жизни. - Что это означает? Вот направляется кочевье на летнее пастбище. Мужчины верхом на лошадях, женщины, дети, старики устроились на двух-, четырех-, шестиколесных повозках, в которых впряжены быки, лошади или верблюды. В крытых кошмой повозках перевозится домашняя утварь. Наконец они добрались до пастбища. Земля здесь плодородная, богатая, пышно растет трава. Пастбище раскинулось на берегу озера. Саки начали устанавливать юрты. - А что вы знаете о юрте? Юрта-жилище, созданное в древние времена, хорошо приспособленное к условиям кочевой жизни, легко разбирается быстро устанавливается. С раннего утра начиналась кипучая жизнь саков. Охотники, вооружались стрелами и дротиками, отправлялись на охоту. Мальчишки упражнялись в меткой стрельбе из лука, умению держаться в седле на лошади. Женщины в больших казанах варили мясо, в деревянных чанах готовили кумыс, пряли шерсть, валяли кошму, шили одежду. Одеты саки были в остроконечные шапки, чемкены, брюки, сапоги. Искусные сакские мастера делали бронзовые кинжалы, наконечники стрел и дротиков, седла, казаны, посуду, золотые и серебряные украшения, зеркала. Но если нападали на них враги, то они быстро вооружались саблями, копьями, луками и превращались в «могущественных, отважных воинов», они были «свободными и быстрыми, как ветер». Одной из самых известных женщин истории была царица саков- Томирис. По легенде у ее отца никогда не было сына, поэтому Томирис была воспитана как мальчик. Она лучше всех владела мечом и без промаха стреляла из лука и была отличной наездницей. Поэтому и заняла место царицы. Ее армия была хорошо обучена. Наряду с мужчинами там сражались и женщины. И вот однажды царь Персии Кир, решил разгромить сакские племена и завоевать Великую степь. Кир отправил к царице Томирис послов с предложением заключить брак, но Томирис поняла, что Киру нужна не она, а земля саков и отклонила его предложение. Тогда Кир пошел войной на саков. Очень долго длилось сражение. Битва была жестокой, никто не хотел уступать. Сначала издали стреляли из луков, затем бросились в рукопашную с кинжалами и копьями. Царица Томирис потеряла в этой битве единственного сына. Но и погиб в этой битве царь Кир. Войско его было разгромлено. Подвиг царицы Томирис был вписан в историю. Задания Алдара Косе Еще одно испытание для нас принес Алдар Косе I гр- составить постер «сакское поселение» II гр- из слов составить предложения. Стратегия «Тур по галерее» 2 мин рассматривают работы друг друга. Задать вопрос другой группе по их работе. |