kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: "Дружба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные термины и понятия: дружба, друг, избирательность, взаимоуважение, понимание, бескорыстие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Дружба"»

Курс ОРКСЭ

Модуль: «Светская этика».

4 «А» класс.

Учитель начальных классов – Абрамова А.А.

Урок 14.

Тема: «Дружба»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о дружбе, нравственных качеств (понимание, взаимоуважение, взаимовыручка и др.)

Задачи:

  • Создать ситуацию для дискуссии о дружбе;

  • Проанализировать имеющийся субъективный опыт представлений обучающихся о дружбе;

  • Активизировать познавательную деятельность в КТД;

  • Использовать толковый словарь, учебник, дополнительную литературу.

Оборудование и учебно- методическое обеспечение:компьютер, экран, проектор, иллюстративный материал, рабочие листы, карточки, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики», толковые словари Ожегова С.И., Даля В.И., буклет «Уроки дружбы»

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Виды деятельности на уроке:

  • Беседа;

  • Самостоятельная работа со словарем;

  • Творческая работа в группах;

  • Работа в парах;

  • Мозговой штурм;

  • Визуальное восприятие;

  • Устные высказывания на тему;

  • Подготовка к творческим заданиям

Основные термины и понятия: дружба, друг, избирательность, взаимоуважение, понимание, бескорыстие.



Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационные

Формы

1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза.


- Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, подарим друг другу частичку своего тепла, пожелаем удачи на сегодняшнем уроке.


- Что нам пригодится для успешной работы на уроке?






- Активность, внимание, умение высказывать свои предположения, трудолюбие, не отчаиваться при неудачах, умение слушать и слышать…

Слайд 1 (солнышко)

2. Актуализация знаний.


- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. - А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.


Вопросы кроссворда:

  1. Слово, обозначающее отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям. (Доброта)

  2. Так называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого. (Благородный)

  3. Как называют умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. (Мудрость)

  4. Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать в его голосе. (Нежность)

  5. Так называют экономного человека. (Бережливый)

  6. Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего порядок, выполняющего всё старательно точно. (Аккуратный)


По горизонтали – слово «дружба»


- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?









Учащиеся отвечают на вопросы, отгадывая слова. Когда все слова отгаданы, читается ключевое слово ДРУЖБА.

Дети формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.



























Предположения детей


Слайд 2 (кроссворд)































































3. Определение темы и целей урока.

- Определите тему нашего сегодняшнего урока.Запишите тему в рабочий лист.


- Как вы понимаете слово

«дружба»?



- О дружбе говорили во все времена, ей посвятили свои произведения поэты и писатели, учёные и философы, художники и скульпторы. Отношения дружбы отражены и в произведениях устного народного творчества.


- Великий древнегреческий философ Платон писал:

«Дружба» – это размышление о стремлении людей к счастью, к братству, к красоте тихой, таинственной, сказочной. Дружба необходима нам как солнце, как воздух, как радость. Ею мы объединяемся, молимся, побеждаем. Дружба делает нас чище, светлее, добрее: «От красивых образов мы идем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни».


- Как вы понимаете это высказывание великого философа?



- Поставьте перед собой цели урока. Что вы сегодня должны узнать?


- Запишите цели в рабочий лист.




«Дружба».




Все версии фиксируются на доске в виде дерева предсказаний



























Высказывания детей





  • Какие отношения существуют между людьми,

  • что такое дружба,

  • чем дружеские отношения отличаются от других отношений

  • кто такой друг

Рабочий лист.




Дерево предсказаний.

Что такое дружба?











Слайд 3 (портрет Платона с высказыванием)



















Слайд 4 (цели урока)

Рабочий лист

4. Изучение нового материала.

1. Беседа о разных отношениях между людьми.



























2. Беседа о понятии

«дружба» и дружеских отношениях.




























Работа с учебником.





3. Отличительные черты дружбы от других отношений.


- Человек находится в разных отношениях с людьми, живя в обществе.


- Какие отношения бывают между людьми?



- Может быть, вам поможет ответить на вопрос этот слайд.


- Какими должны быть эти отношения?


- С моральной точки зрения все эти отношения должны быть добродетельными, строиться на основе взаимопомощи и взаимоуважения.Так, например, хорошие отношения между соседями называют добрососедскими, т.е. отношения между добрыми соседями, стремящимися делать друг другу добро и избегающими ссор, скандалов, причинения друг другу вреда.

- Но даже, если отношения оказываются именно такими, человек может быть одинок, если у него нет друзей.

- Какое прекрасное слово « дружба».Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или секретничать. Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов, мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом.


- Давайте в группах выполним задания, которые лучше помогут понять значение слова «дружба».

  1. группа: Используя толковые словари Ожегова С.И. и Даля В.И., объясните значение этого слова.

  2. группа: Подберите однокоренные слова к слову «дружба».

  3. группа: Подберите к слову «дружба» эпитеты, получите словосочетания.

  4. группа: «Соберите» пословицы о дружбе.


- А как в учебной статье даётся определение понятию «дружба» на стр. 32?

- Запишите определение понятия « дружба» в рабочем листе.

- Сделайте вывод: что такое дружба.




- Чем дружба отличается от других отношений?

- Найдем в учебной статье отличительные черты дружбы.

- Запишем их в рабочий лист.

Высказывания детей




Семейные, служебные, отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские.




Высказывания детей





































Учащиеся работают в группах,

после обсуждения задания знакомят с результатами работы.












Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов


Учащиеся находят отличительные черты дружбы, записывают их в рабочий лист:

избирательность, бескорыстность, общность интересов и взаимная симпатия.





Слайд 5.









































Работа в группах.

Слайд 6.


Карточки с заданиями.















Рабочий лист,

задание 1

Слайд 7.


Слайд 8.

Рабочий лист,

задание 2.

Физкультминутка.





5. Применение нового знания.4.Беседа о понятии «друг».


































































5.Составление правил дружбы.

- Вы сказали, что однокоренным словом « дружбы» является слово « друг».Как вы понимаете его значение?

- Давайте узнаем, какое определение дает толковый словарь.



- Внимательно послушайте стихотворение А.С.Пушкина, которое он посвятил поэту Ивану Пущину, близкому другу с детских лет.

«Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил!»


- С какими словами обращался автор к своему другу?


- В декабре 1825 года И.Пущин посетил ссыльного А.Пушкина в селе Михайловском.

Через год сам И.Пущин был заключен в крепость за участие в организации восстания декабристов, и А.С.Пушкин, чтобы поддержать друга, отправляет это стихотворение.


- Можно ли, судя по этому стихотворению, сказать, что А. Пушкин умел дружить?


- Кто считает, что у вас тоже есть настоящий друг? Почему вы считаете его настоящим?


- Поработайте в парах на карточках и выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг.


- Какие качества вы выбрали? Почему?


- Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства.

Дружба не совместима с эгоизмом и предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде.

Но и сами мы должны относиться чутко к своим друзьям, стараться быть внимательными, тактичными, учиться сочувствовать, сопереживать.


- К сожалению, друзья иногда ссорятся, и в жизни важно уметь делать шаги к примирению.

- Прочитайте и выполните задание 3 в рабочем листе. Поделитесь своими мыслями.


- Для того чтобы ваша дружба была крепче, чтобы не терять друзей, составим «Правила дружбы».


- Выберите только те правила, которые укрепят вашу дружбу.


- Прочитаем наши правила, запомним и будем их соблюдать.


- Итак, в каждом классе, в каждой школе, в каждом городе и каждой стране люди уважают чувство дружбы.

- Вот, например,в Москве на Всесоюзной выставке установлен фонтан «Дружбы народов».

В нём воплощены идеалы дружбы и мира между народами.


- Монументы дружбы установлены в Уфе и Ижевске.


- Дружбе посвящены и полотна знаменитых художников.

Картина литовского художникаЧюрлёниса называется «Дружба».

Девушка держит светящийся шар или солнце. Лучезарный свет его торжествует, озаряя космическую темноту.Солнце - символ добра, теплоты, дружбы… Девушка, словно, хочет сказать: «Самое дорогое, что есть у меня, я дарю вам: добро, тепло, дружбу».

Высказывания детей.




ДРУГ - человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь.














Ответы детей.













Высказывания детей.

- А.С. Пушкин умел дружить. У него были настоящие друзья.

Ответы детей.





Учащиеся работают с карточкой.




Ответы детей.














Учащиеся выполняют задания.

Ответы детей.






Учащиеся выбирают предложенные правила и вывешивают на доску.

Слайд 9.









Слайд 10.















Историческая справка.



















Работа в парах.

Карточки.


















Рабочий лист,

задание 3.






Карточки с правилами дружбы.

Во время работы звучит песня «Мой друг» муз.И.Крутого, сл. М. Танича






Слайд 11.






Слайд 12.




Слайд 13, 14, 15, 16.

6.Итог урока.

- Вспомните, какие цели вы ставили в начале урока. Кто считает, что он достиг поставленных целей?

- Закончите урок предложением:

  • Сегодня я узнал …

  • Я понял, что …

  • У меня получилось …

  • Теперь я могу …

  • Урок дал мне для жизни

- Составьте синквейн со словом «дружба».

Заслушиваются высказывания детей.

Рабочий лист




Слайд 17





Рабочий лист,

задание 4.

7. Домашнее задание.

Напишите сочинение – миниатюру «Мой друг».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме: "Дружба"

Автор: Абрамова Алла Александровна

Дата: 18.01.2018

Номер свидетельства: 450882

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "урок самопознания "Дружба между мальчиками и девочками" "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-samopoznaniia-druzhba-miezhdu-mal-chikami-i-dievochkami"
    ["file_id"] => string(6) "187001"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426440999"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "план -конспект урока самопознания  на тему "Дружба между мальчиками и девочками" "
    ["seo_title"] => string(85) "plan-konspiekt-uroka-samopoznaniia-na-tiemu-druzhba-miezhdu-mal-chikami-i-dievochkami"
    ["file_id"] => string(6) "187006"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426441333"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Классный час. Разработка занятия по теме "Дружба" "
    ["seo_title"] => string(52) "klassnyi-chas-razrabotka-zaniatiia-po-tiemie-druzhba"
    ["file_id"] => string(6) "142732"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418354324"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Дружба."
    ["seo_title"] => string(9) "druzhba-3"
    ["file_id"] => string(6) "282502"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453711196"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока на тему: "Дружба крепкая.""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-na-tiemu-druzhba-kriepkaia"
    ["file_id"] => string(6) "320920"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461169797"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства