1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности. | - Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. - Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, подарим друг другу частичку своего тепла, пожелаем удачи на сегодняшнем уроке. - Что нам пригодится для успешной работы на уроке? | - Активность, внимание, умение высказывать свои предположения, трудолюбие, не отчаиваться при неудачах, умение слушать и слышать… | Слайд 1 (солнышко) |
2. Актуализация знаний. | - Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. - А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. Вопросы кроссворда: Слово, обозначающее отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям. (Доброта) Так называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого. (Благородный) Как называют умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. (Мудрость) Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать в его голосе. (Нежность) Так называют экономного человека. (Бережливый) Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего порядок, выполняющего всё старательно точно. (Аккуратный) По горизонтали – слово «дружба» - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? | Учащиеся отвечают на вопросы, отгадывая слова. Когда все слова отгаданы, читается ключевое слово ДРУЖБА. Дети формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока. Предположения детей | Слайд 2 (кроссворд) |
3. Определение темы и целей урока. | - Определите тему нашего сегодняшнего урока.Запишите тему в рабочий лист. - Как вы понимаете слово «дружба»? - О дружбе говорили во все времена, ей посвятили свои произведения поэты и писатели, учёные и философы, художники и скульпторы. Отношения дружбы отражены и в произведениях устного народного творчества. - Великий древнегреческий философ Платон писал: «Дружба» – это размышление о стремлении людей к счастью, к братству, к красоте тихой, таинственной, сказочной. Дружба необходима нам как солнце, как воздух, как радость. Ею мы объединяемся, молимся, побеждаем. Дружба делает нас чище, светлее, добрее: «От красивых образов мы идем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни». - Как вы понимаете это высказывание великого философа? - Поставьте перед собой цели урока. Что вы сегодня должны узнать? - Запишите цели в рабочий лист. | «Дружба». Все версии фиксируются на доске в виде дерева предсказаний
Высказывания детей
| Рабочий лист. Дерево предсказаний. Что такое дружба? Слайд 3 (портрет Платона с высказыванием) Слайд 4 (цели урока) Рабочий лист |
4. Изучение нового материала. 1. Беседа о разных отношениях между людьми. 2. Беседа о понятии «дружба» и дружеских отношениях. Работа с учебником. 3. Отличительные черты дружбы от других отношений. | - Человек находится в разных отношениях с людьми, живя в обществе. - Какие отношения бывают между людьми? - Может быть, вам поможет ответить на вопрос этот слайд. - Какими должны быть эти отношения? - С моральной точки зрения все эти отношения должны быть добродетельными, строиться на основе взаимопомощи и взаимоуважения.Так, например, хорошие отношения между соседями называют добрососедскими, т.е. отношения между добрыми соседями, стремящимися делать друг другу добро и избегающими ссор, скандалов, причинения друг другу вреда. - Но даже, если отношения оказываются именно такими, человек может быть одинок, если у него нет друзей. - Какое прекрасное слово « дружба».Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или секретничать. Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов, мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом. - Давайте в группах выполним задания, которые лучше помогут понять значение слова «дружба». группа: Используя толковые словари Ожегова С.И. и Даля В.И., объясните значение этого слова. группа: Подберите однокоренные слова к слову «дружба». группа: Подберите к слову «дружба» эпитеты, получите словосочетания. группа: «Соберите» пословицы о дружбе. - А как в учебной статье даётся определение понятию «дружба» на стр. 32? - Запишите определение понятия « дружба» в рабочем листе. - Сделайте вывод: что такое дружба. - Чем дружба отличается от других отношений? - Найдем в учебной статье отличительные черты дружбы. - Запишем их в рабочий лист. | Высказывания детей Семейные, служебные, отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские. Высказывания детей Учащиеся работают в группах, после обсуждения задания знакомят с результатами работы. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов Учащиеся находят отличительные черты дружбы, записывают их в рабочий лист: избирательность, бескорыстность, общность интересов и взаимная симпатия. | Слайд 5. Работа в группах. Слайд 6. Карточки с заданиями. Рабочий лист, задание 1 Слайд 7. Слайд 8. Рабочий лист, задание 2. |
5. Применение нового знания.4.Беседа о понятии «друг». 5.Составление правил дружбы. | - Вы сказали, что однокоренным словом « дружбы» является слово « друг».Как вы понимаете его значение? - Давайте узнаем, какое определение дает толковый словарь. - Внимательно послушайте стихотворение А.С.Пушкина, которое он посвятил поэту Ивану Пущину, близкому другу с детских лет. «Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил!» - С какими словами обращался автор к своему другу? - В декабре 1825 года И.Пущин посетил ссыльного А.Пушкина в селе Михайловском. Через год сам И.Пущин был заключен в крепость за участие в организации восстания декабристов, и А.С.Пушкин, чтобы поддержать друга, отправляет это стихотворение. - Можно ли, судя по этому стихотворению, сказать, что А. Пушкин умел дружить? - Кто считает, что у вас тоже есть настоящий друг? Почему вы считаете его настоящим? - Поработайте в парах на карточках и выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг. - Какие качества вы выбрали? Почему? - Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства. Дружба не совместима с эгоизмом и предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде. Но и сами мы должны относиться чутко к своим друзьям, стараться быть внимательными, тактичными, учиться сочувствовать, сопереживать. - К сожалению, друзья иногда ссорятся, и в жизни важно уметь делать шаги к примирению. - Прочитайте и выполните задание 3 в рабочем листе. Поделитесь своими мыслями. - Для того чтобы ваша дружба была крепче, чтобы не терять друзей, составим «Правила дружбы». - Выберите только те правила, которые укрепят вашу дружбу. - Прочитаем наши правила, запомним и будем их соблюдать. - Итак, в каждом классе, в каждой школе, в каждом городе и каждой стране люди уважают чувство дружбы. - Вот, например,в Москве на Всесоюзной выставке установлен фонтан «Дружбы народов». В нём воплощены идеалы дружбы и мира между народами. - Монументы дружбы установлены в Уфе и Ижевске. - Дружбе посвящены и полотна знаменитых художников. Картина литовского художникаЧюрлёниса называется «Дружба». Девушка держит светящийся шар или солнце. Лучезарный свет его торжествует, озаряя космическую темноту.Солнце - символ добра, теплоты, дружбы… Девушка, словно, хочет сказать: «Самое дорогое, что есть у меня, я дарю вам: добро, тепло, дружбу». | Высказывания детей. ДРУГ - человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь. Ответы детей. Высказывания детей. - А.С. Пушкин умел дружить. У него были настоящие друзья. Ответы детей. Учащиеся работают с карточкой. Ответы детей. Учащиеся выполняют задания. Ответы детей. Учащиеся выбирают предложенные правила и вывешивают на доску. | Слайд 9. Слайд 10. Историческая справка. Работа в парах. Карточки. Рабочий лист, задание 3. Карточки с правилами дружбы. Во время работы звучит песня «Мой друг» муз.И.Крутого, сл. М. Танича Слайд 11. Слайд 12. Слайд 13, 14, 15, 16. |