Просмотр содержимого документа
«Урок по развитию речи "Обучающее изложение"»
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
Конспект урока по развитию речи
«Обучающее изложение на рассказ Л. Н. Толстого «Галка и кувшин»»
Класс: 2
Учитель: Гамзатова С. А.
Оборудование:
Картинка с изображением галки.
Аудиозапись голоса галки.
Книга Л. Н. Толстого «рассказы для маленьких» с иллюстрацией рассказа «Галка и кувшин».
Презентация и оборудование для показа
Цели:
Способствовать пониманию содержания рассказа с помощью опытно-экспериментальной деятельности.
Формирование умения осознанно строить речевое высказывание и составлять ответ на вопрос в устной и письменной форме.
Владение умением проверять написанное.
Высказывание своей собственной точки зрения и уважение мнения собеседника.
Дать детям знания о птице галке, познакомить с явлением, описанным в рассказе Л.Н.Толстого, учить детей последовательно излагать содержание текста, не нарушая последовательности, сохраняя авторские обороты речи, продолжать работу над предложением.
Воспитывать в детях любовь и уважение ко всему живому, любознательность, экологическое мировоззрение.
Формирование умения определять основную мысль текста.
Формирование умения отражать основную мысль в заголовке.
Развитие речи, расширение словарного и языкового запаса слов детей.
Воспитывать любовь к родному языку, наблюдательность за животными.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами познакомимся с удивительной птицей. А вот и главная гостья нашего урока. Это – галка.
Сегодняшний урок мы начнём с просмотра фотографий птиц и послушаем, как они разговаривают.
Взгляните на неё. Размером она примерно с голубя (33 см), черная с серыми шеей и верхом головы. Самое название этой птицы звукоподражательное, под ее крик. При полете галка часто выкрикивает свое имя: “гал-ка, гал-ка, гал-ка”, а также каркает по-вороньему.
Послушайте как звучит голос галки. (аудиозапись).
Звонкое “кау” или “кья”. Попробуйте сами произнести «кау». (Звукоподражание).
Обитают галки в лесах и парках, селятся и рядом с человеком.
Галки круглый год живут парами. Даже в больших стаях, если внимательно приглядеться, можно заметить множество таких парочек.
Еще зима не закончится, а галки уже начинают собирать сухие прутики с земли или отламывать их с деревьев. Гнездо складывается из собранных прутьев, с внешней стороны довольно грубо, а внутри выстилается шерстью, кусками войлока и тряпками. Весной галка отложит в это гнездо пять яиц.
Самец и самка по очереди высиживают яйца.
Пока идет постройка гнезд и размещение в них галок, птицы ведут себя суетливо, кричат, ссорятся, дело часто доходит до драки. Они очень привязчивы к своим гнездам. Каждой парочке хочется занять свое прежнее гнездо, но находятся новые квартиранты, которые не прочь устроиться на готовом месте. Случается даже так, что целое, уже подправленное гнездо расхищается по прутику соседями.
Когда все галки устроятся, наступает относительная тишина на то время, пока птицы высиживают птенцов.
Дидактическая игра «Назови птенца»
Птенец галки – галчонок.
Птенец вороны – … вороненок.
Птенец скворца – … скворчонок.
Птенец кукушки – … кукушонок.
Птенец аиста – … аистенок.
Птенец совы – … совенок.
Птенец журавля – … журавленок.
Птенец грача – … грачонок.
После того как из яиц выведутся галчата, наступает самое хлопотливое время. Родители непрерывно должны таскать корм своим быстро растущим и вечно голодным птенцам. То и дело видишь, как, усталые от жары, летят они с раздутым подбородком, где под языком набито много корма.
Кормятся галки и выкармливают своих птенцов самой разнообразной пищей. Они ловят насекомых и добывают личинок и червей из земли, клюют растительный корм, зерна и всходы; их можно часто видеть копающимися на свалках. На морском берегу, галки питаются моллюсками, раками и рыбой, выброшенной на песок.
Шумными ватагами отправляются галки на поиски корма для себя и для птенцов, если последние уже вывелись. Около полудня они отдыхают, затем опять кормятся, а перед вечером возвращаются в колонию, летают некоторое время поблизости и наконец, забираются в гнезда на ночлег.
Галчата растут быстро, летом покидают гнезда и начинают летать вместе со взрослыми.
Вообще надо сказать, что галки очень общительные птицы и часто подолгу держатся вместе с грачами и воронами.
Галка была бы вполне милой птицей, если бы не дурная привычка нападать весной на огороды и сады. Чуть появляются на грядах всходы бобов и гороха, как галка уж тут как тут и давай ощипывать один росток за другим. Если галкам не делать никакой помехи, то они обчистят все гряды. И фруктовым садам достается от галок, когда начинают созревать сочные вишни и сливы, до которых эти птицы большие лакомки. По этим делам галка заслуживала бы быть причисленной к вредным птицам, но за нею числятся также и немаловажные заслуги.
Галка уничтожает вредных насекомых, улиток и грызунов. Польза, которую она приносит, перевешивает вред. Поэтому галку надо отнести к птицам, полезным для хозяйства человека.
Галки часто устраивают красивые воздушные игры, делая ловкие повороты, кружась, подымаясь и опускаясь в воздухе. Галки обладают отличной памятью, они могут в течение долгих лет поднимать крик при виде человека, разорившего в детстве гнездо, и научить этому следующие поколения галчат.
Галки – птицы умные. Послушайте, какой случай произошёл с этой птицей.
Рассказ с показом.
На столе стоял кувшин с водой. Прилетела галка и начала кружить вокруг кувшина, заглядывать в него. Как вы думаете, что хотела галка? Галка хотела пить. Но могла ли она напиться? Нет. А почему? Воды в кувшине мало, галке не достать. Но как же быть? (Выслушиваются ответы детей). А умная птица галка придумала вот что: начала бросать в него камушки. Помогите мне. (Дети подходят и бросают камешки в кувшин). Вы заметили, что происходит? Вода поднимается к краям кувшина. Галка бросала камешки до тех пор, пока вода не поднялась так, что птица смогла достать до нее клювом и напиться.
Вот какой способ добраться до воды придумала галка. Об этой истории замечательный русский писатель Лев Николаевич Толстой написал в маленьком рассказе «Галка и кувшин».
Определение темы и основной мысли текста. Подбор заголовка.
-Что нужно сделать, чтобы подобрать заголовок к тексту?
( Нужно определить тему и его основную мысль?)
А) тема
-О чём текст?
-Закончите предложение: «В этом рассказе говорится о том, как …» (В рассказе говорится о том, как галка достала воду; как галка догадалась достать воду из кувшина).
-Что определили, ответив на этот вопрос?
(тему текста).
Б) идея.
-Почему автор рассказал об этом случае?
-Отметьте самый точный ответ
Определи главное в тексте.
Найди самый точный ответ.
1.В кувшине была вода.
2.Галка хотела пить.
3.Галка оказалась умной и находчивой.
Итог: Галка оказалась умной и находчивой.
В) Заголовок.
- Тему и основную мысль мы определили.
- Какой заголовок будем стараться подбирать ?
(Тот, который отражает главное в тексте)
- Выбери заголовок, который отражает главное в тексте.
Составление устного текста по вопросам.
(Слабоуспевающим ученикам карточка с опорными словами.)
- Посмотрите внимательно: здесь есть для вас подсказка.
Кто догадался какая?
- Начинать отвечать на вопрос нужно с выделенного слова.
- Скажите, сколько частей в тексте?
-Три.
- Помогите сгруппировать вопросы по частям текста.
Какие вопросы относятся к 1 части?
- С 1 по 4.
- Какие вопросы относятся ко 2 части?
- 5 и 7.
- Какое предложение нужно написать последним?
- Вот так галка!
Словарно-орфографическая подготовка.
- Сейчас мы будем объяснять, какие орфограммы нужно запомнить в словах.
- Берите карточки, ручки и будем работать со словами.
Мы на плечи руки ставим, Начинаем их вращать. Так осанку мы исправим. Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.) Руки ставим перед грудью, В стороны разводим. Мы разминку делать будем При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.) Руку правую поднимем, А другую вниз опустим. Мы меняем их местами, Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.) А теперь давайте вместе Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
Чтоб головка не болела, Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.) А теперь руками крутим — И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.) Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Повороты вправо-влево, Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.) Наклоняемся легко, Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.) Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминке. (Дети садятся.)
Языковой анализ.
-Понаблюдаем над словами. Важные слова, которые нужно обязательно употребить при пересказе, подчеркнём карандашом.
(Учитель вместе с детьми подчёркивает опорные слова.)
1.Хотела галка пить.
2.На дворе стоял кувшин с водой.
3..В кувшине вода толькона дне.
4.Ейне достать было воду.
5.Галка стала кидать в кувшин камушки.
6.Онастолько накидала их, что вода стала выше и можно было пить.
7.Вот так галка!
-С какого слова начинается текст?
хотела
Объясняется причина поступка галки.
-Кто главная героиня текста.
галка
-Чего она хотела?
-Около какого предмета происходит весь случай?
Кувшин
-Что в нём находилось ?
(вода)
Это то что необходимо для утоления жажды .
-Где стоял кувшин?
На дворе
ДВОР-внутренний участок земли, расположенный между домовыми постройками, домами (Ушаков)
На земле , на удобном месте.
-Где была вода?
на дне
внизу, очень глубоко для галки, трудно достать
_Зачем в предложении употребляется слово «только»?
-Больше нигде по близости не было .
-Почему автор делает повтор слова кувшин, ведь его можно заменит «-в нём».
(Можем только предположить, что он подчёркивает трудность выполнения желания птицы)
-Каким словом заменили «галку»?
ей
-Почему? Чтобы не было повтора.
-Какие слова говорят о трудности ? не достать
-Что стала делать галка? кидать камушки.
То что лежало около кувшина ,оказалось рядом , близко -на дворе.
-Каким словом заменили галка?Она
-Что она кидала камушки, -Каким словом заменили камушки? их
-Какое слово говорит о достаточном количестве воды , чтобы можно было пить? столько
-Что произошло? вода стала выше
-А раз вода стала выше , то что?можно
--------------------------------------
-Какие слова передают удивление ?
(Вот так)
Молодец.
-Что стоит в конце восклицательного предложения ?
(!)воклицательный знак
Запись текста учащимися.
- Открыли тетради, записали:
Число.
Изложение.
Умная галка.
- Посмотрите, какие подсказки у вас есть?
- Вопросы, с подчёркнутых слов нужно начинать писать предложения, трудные слова написаны на доске.
- Закройте глазки, проговорите текст про себя и начинайте работать.