Интегрированный урок развития речи и истории по картине В. Сурикова "Боярыня Морозова"
Интегрированный урок развития речи и истории по картине В. Сурикова "Боярыня Морозова"
Интегрированный урок развития речи и истории проведен в соответствии с адаптированной проргаммой по русскому языку для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Былсоздан благоприятный микроклимат, доброжелательный характер общения с обучающимися. Тип, форма, цель, задачи урока были адекватны теме. Деятельность педагогов была направлена не только на формирование ЗУНов, но и на формирование учебных компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной, социокультурной. Теоретическое изложение учебного материала было доступно обучающимся, выстроено научно, логично, последовательно. Использовались такие формы общения как диалог, монолог. Познавательная деятельность носила характер репродуктивный, поисковый, творческий. Применялись технологии дифференцированного, личностно-ориентированного обучения, технология развития критического мышления. В ходе урока соблюдены все структурные элементы, выполнен большой объем работы. На уроке оценивались не только предметные знания, но и деятельность обучающихся в процессе урока.
Данный урок имеет большое воспитательное значение
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок развития речи и истории по картине В. Сурикова "Боярыня Морозова" »
Интегрированный урок истории и развития речи в 10 А классе (ΙΙ отд.)(2 урока)
Историческая картина «Боярыня Морозова» - вершина творчества В.И. Сурикова.
Подготовка к изложению «Исторический сюжет картины В.И. Сурикова
«Боярыня Морозова»
Цели и задачи урока:
Объединять зрительные впечатления со знаниями литературы, истории и изобразительного искусства;
обучать умению выявлять главное в произведениях искусства и анализировать собственные впечатления, активизировать мыслительную деятельность;
учить рассматривать произведения в историческом, художественно-эстетическом, духовном, нравственном направлении;
воспитывать и развивать художественный вкус учащихся, формировать творческую активность;
развивать чувство сопричастности к истокам русских традиций;
объединять зрительные впечатления со знаниями по истории и литературе;
подготовить учащихся к написанию изложения по картине "Боярыня Морозова";
развивать монологическую речь, правильно и логично излагать собственные мысли;
прививать любовь к прошлому своей страны, чувство патриотизма и гордости за свою страну;
указать на роль личности в истории русского государства.
Оборудование: портреты художников-передвижников (Репин, Крамской, Шишкин, Айвазовский, Васнецов); репродукции картин художников-передвижников, презентация о художниках-передвижниках, картина Сурикова «Боярыня Морозова» и фрагменты картины, книги о художниках (
Ход урока
Оргмомент. Проверка готовности к уроку, наличия слуховых аппаратов.
Учитель истории: наша предметная неделя « продолжается и сегодня на уроке мы снова будем говорить о художниках-передвижниках.
- Кто такие художники-передвижники?
- Когда и кем было создано «Товарищество передвижников»?
- В каком году открылась первая передвижная художественная выставка?
- Сколько было передвижных выставок?
- Назовите художников-передвижников, изображающих в своих картинах исторические события.
- Назовите художественный стиль, господствовавший в живописи и литературе второй половины ΧΙΧ века.
Речевая зарядка. Прочитать, соблюдая правила орфоэпии, логическое и словесное ударение: Реализм – это художественный метод, следуя которому художник правдиво изображал окружающую действительность.
Проверка домашнего задания
(Доклады обучающихся о художниках-передвижниках: И.Н. Крамском, И.Е. Репине, И.И. Шишкине, И.И. Левитане, К. Айвазовском)
Сообщение темы урока
Учитель истории: мы с вами попробуем на уроке перенестись мысленно в далекое прошлое, совершим путешествие в 19 век. А основным нашим путеводителем на уроке будет картина ещё одного художника, входившего в число передвижников, В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». Итак, представьте себе: беспощадный XVII век. Правление царя Алексея Михайловича. Страшный религиозный раскол. Давно известно было, что в богослужебные книги, существовавшие прежде в одних рукописях, вкралось от необразованности и небрежности переписчиков много ошибок. Эти ошибки сделались предметом спора для людей. Например, в этих книгах имя Иисус печаталось Исус; при крестном знамении предписывалось складывать не два, а три пальца; запрещалось брить бороды и усы... Люди невежественные не признавали эти ошибки ошибками и твердо защищали их против тех, кто желал исправить их. В 1654 году царь Алексей Михайлович поручил это исправление патриарху Никону... В то время произошли первые беспорядки по случаю новых богослужебных книг, напечатанных по исправлениям Никона. Многие из духовенства считали эти книги богопротивными, не принимали их и употребляли старые, отчего и получили название староверов, старообрядцев, раскольников. Одной из самых известных раскольниц, не желающей смириться с исправлениями, внесенными в книги Никоном, была боярыня Морозова. Ей и посвящена картина В.И.Сурикова. Вот эта картина. Внимательно рассмотрите её.
Учитель литературы Сегодня на уроке мы будем готовиться к изложению по картине Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». Некоторые картины этого автора вам знакомы. Посмотрите на репродукции полотен В.И. Сурикова и назовите те, которые вы знаете. ( «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Боярыня Морозова» Все эти картины с историческим сюжетом.
Учитель литературы Рассказ о Сурикове
Василий Иванович Суриков был выходцем из старинного казачьего рода, предки которого в XVI веке пришли с Ермаком «воевать Сибирь», в XVII веке бунтовали против московских воевод во время знаменитого красноярского бунта. Художник провел детство и юность в суровом Красноярском крае, среди людей, не знавших крепостничества, в среде, где сохранилось еще множество остатков старины. Рано лишившись отца, Вася Суриков становится кормильцем семьи – матери и старшего брата. Работая канцелярским писцом, он, однако, не бросает занятий искусством, учится иконописи у своего дяди, исполняет заказы местного купечества. Крупный золотопромышленник Кузнецов оказывает ему материальную помощь, и Суриков принимает решение ехать учиться в Академию художеств. Суриков успешно окончил Академию художеств, и ему предложили почетную работу – выполнить часть росписей храма Христа Спасителя в Москве.
Теперь давайте прочитаем текст изложения
5.Комментированное чтение текста стр. 74-76 (Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл.: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л.Склярова.- М.:Дрофа, 2004г.)
После прочтения 1 абзаца, учитель истории показывает Кремль, Храм Василия Блаженного, сообщает о памятниках культуры исторические факты.
Чтение 2 абзаца
Учитель истории задаёт вопросы об историческом персонаже, упомянутом в тексте (Ермак)
Учитель литературы рассказывает историю боярыни Морозовой.
Боярыня – жена боярина, принадлежащего к высшему слою господствующего класса.
Учитель литературы: одной из самых известных раскольниц, не желающей смириться с исправлениями, внесенными в книги Никоном, была боярыня Морозова. Историк Сергей Михайлович Соловьев в книге «Чтения и рассказы по истории России» описывает образ жизни богатой боярыни: «Боярыня Федосья Прокофьевна Морозова пользовалась большим почетом при дворе: “Дома прислуживало ей человек триста. Крестьян было 8000... ездила она в дорогой карете, устроенною мозаикой и серебром, в шесть или двенадцать лошадей; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая ее честь и здоровье”».
Какой же она была, эта боярыня, открыто объявившая бунт царю, патриарху Никону, увлекшая и сестру свою – княгиню Урусову – в раскол? « Иной раз возьмет мешок денег боярыня и раздает деньги неимущим во имя старообрядческой веры. Иной раз нашьет рубах для нищих и раздает их тем, кто крестится двуперстным знамением» Царь приходил в ярость, когда слышал о «подвиге» Морозовой. Он потребовал от сестер отречения от старой веры. Сестры не отреклись. И тогда царь приказал заковать Морозову в цепи. Схватили и сестру ее, Евдокию, посадили обеих в тюрьму. Приходили попы увещевать боярыню, но никто не мог сломить ее фанатической преданности убеждениям. Приказано было пытать боярыню и пригрозить ей сожжением. Но сжечь ее царь побоялся. Свезли сестер в Боровск и посадили их в земляную тюрьму, в яму.
Чтение 3 абзаца
Вопросы учителя истории о староверах
- Кто такие староверы?
- Как ещё называли староверов? Подберите синонимы к этому слову.
(старообрядцы, раскольники)
Чтение 4 абзаца
Учитель литературы
Этюд – это небольшая по размеру картина, написанная красками. В нём художник работает над какой-нибудь отдельной частью своей будущей картины.
Этюд «Голова боярыни Морозовой» хранится в Третьяковской галерее
Чтение последних абзацев. Словарная работа
Ассоциации – накопленный опыт, воспоминания (из текста), сравнения.
Контраст –
Перспектива –
Композиция –
Светотень –
Колорит –
6. Выяснение понимания прочитанного. Ответы на вопросы:
-Как Суриков готовился к написанию картины?
-Каким образом воспоминания детства помогли художнику в создании картины?
-Какие черты русского быта воплотил Суриков в своей картине?
-Как художник работал над образами героев?
-Что такое этюд?
-Где хранится этюд «Голова боярыни Морозовой?
-Как Суриков писал этюды зимы?
-Что особенно важно в работе художника?
-Какой контраст присутствует в картине «Боярыня Морозова»?
-Как можно озаглавить текст? ( «Как работал Суриков», «История «Боярыни Морозовой», «Шедевр Третьяковки», «Знаменитая «боярыня», «Историческая картина В.И. Сурикова»)
7. Выполнение заданий к тексту
Закончить предложения:
Художнику, задумавшему историческую картину, …….
Суриков родился …..
Этюд - это …
Большое значение в работе художника имеют …
Перспектива и композиция позволили художнику …
8. Самостоятельная работа. Составление плана
1. Суриков изучает эпоху боярыни Морозовой.
2. Воспоминания детства.
3. Работа над образами
4. Этюд «Голова боярыни Морозовой».
5. Этюды зимы.
6. Значение ассоциаций в работе художника.
7. Контраст.
8. Секреты мастерства.
9. Пересказ по плану.
10. Написание изложения.
11. Домашнее задание: закончить изложения на черновиках (русский язык)
Подготовить рассказ о Сурикове, используя дополнительную литературу (история)