kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок развития речи и истории по картине В. Сурикова "Боярыня Морозова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок развития речи и истории проведен в соответствии с адаптированной проргаммой по русскому языку для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Былсоздан благоприятный микроклимат, доброжелательный характер общения с обучающимися. Тип, форма, цель, задачи урока были адекватны теме. Деятельность педагогов была направлена не только на формирование ЗУНов, но и на формирование учебных компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной, социокультурной. Теоретическое изложение учебного материала было доступно обучающимся, выстроено научно, логично, последовательно. Использовались такие формы общения как диалог, монолог. Познавательная деятельность носила характер репродуктивный, поисковый, творческий. Применялись технологии дифференцированного, личностно-ориентированного обучения, технология развития критического мышления. В ходе урока соблюдены все структурные элементы, выполнен большой объем работы. На уроке оценивались не только предметные знания, но и деятельность обучающихся в процессе урока.

Данный урок имеет большое воспитательное значение

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок развития речи и истории по картине В. Сурикова "Боярыня Морозова" »

Интегрированный урок истории и развития речи в 10 А классе (ΙΙ отд.)(2 урока)

Историческая картина «Боярыня Морозова» - вершина творчества В.И. Сурикова.

Подготовка к изложению «Исторический сюжет картины В.И. Сурикова

«Боярыня Морозова»

Цели и задачи урока:

  • Объединять зрительные впечатления со знаниями литературы, истории и изобразительного искусства;

  • обучать умению выявлять главное в произведениях искусства и анализировать   собственные впечатления, активизировать мыслительную деятельность;

  • учить рассматривать произведения в историческом, художественно-эстетическом, духовном, нравственном направлении;

  • воспитывать и развивать художественный вкус учащихся, формировать творческую активность;

  • развивать чувство сопричастности к истокам русских традиций;

  • объединять зрительные впечатления со знаниями по истории и литературе;

  • подготовить учащихся к написанию изложения по картине "Боярыня Морозова";

  • развивать монологическую речь, правильно и логично излагать собственные мысли;

  • прививать любовь к прошлому своей страны, чувство патриотизма и гордости за свою страну;

  • указать на роль личности в истории русского государства.

Оборудование: портреты художников-передвижников (Репин, Крамской, Шишкин, Айвазовский, Васнецов); репродукции картин художников-передвижников, презентация о художниках-передвижниках, картина Сурикова «Боярыня Морозова» и фрагменты картины, книги о художниках (

Ход урока

  1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку, наличия слуховых аппаратов.

Учитель истории: наша предметная неделя « продолжается и сегодня на уроке мы снова будем говорить о художниках-передвижниках.

- Кто такие художники-передвижники?

- Когда и кем было создано «Товарищество передвижников»?

- В каком году открылась первая передвижная художественная выставка?

- Сколько было передвижных выставок?

- Назовите художников-передвижников, изображающих в своих картинах исторические события.

- Назовите художественный стиль, господствовавший в живописи и литературе второй половины ΧΙΧ века.

  1. Речевая зарядка. Прочитать, соблюдая правила орфоэпии, логическое и словесное ударение: Реализм – это художественный метод, следуя которому художник правдиво изображал окружающую действительность.

  2. Проверка домашнего задания

(Доклады обучающихся о художниках-передвижниках: И.Н. Крамском, И.Е. Репине, И.И. Шишкине, И.И. Левитане, К. Айвазовском)

  1. Сообщение темы урока

Учитель истории: мы с вами попробуем на уроке перенестись мысленно в далекое прошлое, совершим путешествие в 19 век. А основным нашим путеводителем на уроке будет картина ещё одного художника, входившего в число передвижников, В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». Итак, представьте себе: беспощадный XVII век. Правление царя Алексея Михайловича. Страшный религиозный раскол. Давно известно было, что в богослужебные книги, существовавшие прежде в одних рукописях, вкралось от необразованности и небрежности переписчиков много ошибок. Эти ошибки сделались предметом спора для людей. Например, в этих книгах имя Иисус печаталось Исус; при крестном знамении предписывалось складывать не два, а три пальца; запрещалось брить бороды и усы... Люди невежественные не признавали эти ошибки ошибками и твердо защищали их против тех, кто желал исправить их. В 1654 году царь Алексей Михайлович поручил это исправление патриарху Никону... В то время произошли первые беспорядки по случаю новых богослужебных книг, напечатанных по исправлениям Никона. Многие из духовенства считали эти книги богопротивными, не принимали их и употребляли старые, отчего и получили название староверов, старообрядцев, раскольников. Одной из самых известных раскольниц, не желающей смириться с исправлениями, внесенными в книги Никоном, была боярыня Морозова. Ей и посвящена картина В.И.Сурикова. Вот эта картина. Внимательно рассмотрите её.

Учитель литературы Сегодня на уроке мы будем готовиться к изложению по картине Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». Некоторые картины этого автора вам знакомы. Посмотрите на репродукции полотен В.И. Сурикова и назовите те, которые вы знаете. ( «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Боярыня Морозова» Все эти картины с историческим сюжетом.

Учитель литературы Рассказ о Сурикове

Василий Иванович Суриков был выходцем из старинного казачьего рода, предки которого в XVI веке пришли с Ермаком «воевать Сибирь», в XVII веке бунтовали против московских воевод во время знаменитого красноярского бунта. Художник провел детство и юность в суровом Красноярском крае, среди людей, не знавших крепостничества, в среде, где сохранилось еще множество остатков старины.
Рано лишившись отца, Вася Суриков становится кормильцем семьи – матери и старшего брата. Работая канцелярским писцом, он, однако, не бросает занятий искусством, учится иконописи у своего дяди, исполняет заказы местного купечества. Крупный золотопромышленник Кузнецов оказывает ему материальную помощь, и Суриков принимает решение ехать учиться в Академию художеств. Суриков успешно окончил Академию художеств, и ему предложили почетную работу – выполнить часть росписей храма Христа Спасителя в Москве.

Теперь давайте прочитаем текст изложения

5.Комментированное чтение текста стр. 74-76 (Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл.: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л.Склярова.- М.:Дрофа, 2004г.)

После прочтения 1 абзаца, учитель истории показывает Кремль, Храм Василия Блаженного, сообщает о памятниках культуры исторические факты.

Чтение 2 абзаца

Учитель истории задаёт вопросы об историческом персонаже, упомянутом в тексте (Ермак)

Учитель литературы рассказывает историю боярыни Морозовой.

Боярыня – жена боярина, принадлежащего к высшему слою господствующего класса.

Учитель литературы: одной из самых известных раскольниц, не желающей смириться с исправлениями, внесенными в книги Никоном, была боярыня Морозова. Историк Сергей Михайлович Соловьев в книге «Чтения и рассказы по истории России» описывает образ жизни богатой боярыни: «Боярыня Федосья Прокофьевна Морозова пользовалась большим почетом при дворе: “Дома прислуживало ей человек триста. Крестьян было 8000... ездила она в дорогой карете, устроенною мозаикой и серебром, в шесть или двенадцать лошадей; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая ее честь и здоровье”».

Какой же она была, эта боярыня, открыто объявившая бунт царю, патриарху Никону, увлекшая и сестру свою – княгиню Урусову – в раскол?
« Иной раз возьмет мешок денег боярыня и раздает деньги неимущим во имя старообрядческой веры. Иной раз нашьет рубах для нищих и раздает их тем, кто крестится двуперстным знамением»
Царь приходил в ярость, когда слышал о «подвиге» Морозовой. Он потребовал от сестер отречения от старой веры. Сестры не отреклись. И тогда царь приказал заковать Морозову в цепи. Схватили и сестру ее, Евдокию, посадили обеих в тюрьму. Приходили попы увещевать боярыню, но никто не мог сломить ее фанатической преданности убеждениям.
Приказано было пытать боярыню и пригрозить ей сожжением. Но сжечь ее царь побоялся. Свезли сестер в Боровск и посадили их в земляную тюрьму, в яму.

Чтение 3 абзаца

Вопросы учителя истории о староверах

- Кто такие староверы?

- Как ещё называли староверов? Подберите синонимы к этому слову.

(старообрядцы, раскольники)

Чтение 4 абзаца

Учитель литературы

Этюд – это небольшая по размеру картина, написанная красками. В нём художник работает над какой-нибудь отдельной частью своей будущей картины.

Этюд «Голова боярыни Морозовой» хранится в Третьяковской галерее

Чтение последних абзацев. Словарная работа

Ассоциации – накопленный опыт, воспоминания (из текста), сравнения.

Контраст –

Перспектива –

Композиция –

Светотень –

Колорит –


6. Выяснение понимания прочитанного. Ответы на вопросы:

-Как Суриков готовился к написанию картины?

-Каким образом воспоминания детства помогли художнику в создании картины?

-Какие черты русского быта воплотил Суриков в своей картине?

-Как художник работал над образами героев?

-Что такое этюд?

-Где хранится этюд «Голова боярыни Морозовой?

-Как Суриков писал этюды зимы?

-Что особенно важно в работе художника?

-Какой контраст присутствует в картине «Боярыня Морозова»?

-Как можно озаглавить текст? ( «Как работал Суриков», «История «Боярыни Морозовой», «Шедевр Третьяковки», «Знаменитая «боярыня», «Историческая картина В.И. Сурикова»)

7. Выполнение заданий к тексту

Закончить предложения:

Художнику, задумавшему историческую картину, …….

Суриков родился …..

Этюд - это …

Большое значение в работе художника имеют …

Перспектива и композиция позволили художнику …

8. Самостоятельная работа. Составление плана

1. Суриков изучает эпоху боярыни Морозовой.

2. Воспоминания детства.

3. Работа над образами

4. Этюд «Голова боярыни Морозовой».

5. Этюды зимы.

6. Значение ассоциаций в работе художника.

7. Контраст.

8. Секреты мастерства.

9. Пересказ по плану.

10. Написание изложения.

11. Домашнее задание: закончить изложения на черновиках (русский язык)

Подготовить рассказ о Сурикове, используя дополнительную литературу (история)

12. Обзор выставки книг об искусстве и художниках

13. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок развития речи и истории по картине В. Сурикова "Боярыня Морозова"

Автор: Кириченко Елена Викторовна, Якушева Вера Ивановна

Дата: 06.08.2015

Номер свидетельства: 224486


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства