Просмотр содержимого документа
«Урок по ознакомлению с окружающим миром и экологии в 1 классе»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ЭКОЛОГИИ В 1 КЛАССЕ
ЦЕЛЬ: Закрепить знания о влиянии человека на окружающую среду, закрепить понимание многосторонней ценности природы, сформировать первоначальные представления об экологии и ее роли в жизни людей, познакомить с профессией эколог, знать и соблюдать нормы поведения в природе. Углублять представление о взаимосвязях в природе. Учить выделять взаимосвязь и взаимодействия живых организмов в сообществах экосистемы.
умения грамматически правильно выражать свои мысли, выразительно читать стихи, умение устанавливать причинно следственные связи.
Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде. бережное отношение к природным ресурсам, к природе, чувство гордости за природу родного края.
Оборудование: Иллюстрации с изображением картин живой и не живой природы, таблички со словами «экология, эколог, живая и неживая природа», картинки с изображением какого-либо объекта окружающего мира, сигнальные карточки, запрещающие знаки поведения в природе.
ХОД УРОКА:
Мотивация к УД:
- Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
2.Экологическая сказка « Первый день в жизни бабочки».
- Мы сегодня отправимся на лесную полянку. Посмотрите, кто это нас встречает? (рисунок бабочки). Она только вчера появилась на свет и ничего ещё не знает об этом мире. Она сидит на лепестке ромашки и смотрит вокруг. А кругом – земля, большая, чудесная, неизведанная.
_Что это?- спросила Бабочка. И множество голосов ответило ей: « Земля».
-Ребята, а что такое Земля? ( ответы детей).
+Планета Земля-наш общий дом. Наша планета, единственная, на которой есть жизнь. Она имеет круглую форму.
-Вот она какая-Земля! Бабочка расправила крылья и поднялась в воздух. Воздух был свеж и чист. Не успела подумать обо всём этом ,как услышала голоса «Воздух, воздух»
- Расскажите, ребята, Бабочке , а что такое воздух.
+Воздух-это, то чем мы дышим. Воздух прозрачный, бесцветный,невидимый, не имеет вкуса и запаха, содержится во всем, что нас окружает.
- В воздухе приятно было летать, но Бабочка почувствовала , что снизу потянуло сыростью.
-Что же это такое?- подумала Бабочка.
Тихий журчащий голос прошептал: « Вода.», и раздался всплеск рыбы.
-Ответьте , что такое вода?(ответы детей)
+ Вода –это вещество,которое чаще находится в жидком состоянии, она бесцветная, прозрачная, не имеет запаха, может изменять форму, увеличивать предметы и является растворителем. Без воды жизнь не возможна.
Бабочка летала , радовалась и вдруг на берегу увидела, что на неё смотрят два огромных глаза.
- Как вы думаете, кто это мог быть?
_ ДА, это человек. От человека зависит то, какими будут земля, воздух, и вода .
Учитель :
На одной планете дружно жили дети
Не разоряли гнезда птиц ради нескольких яиц
Не ловили по дубравам рыжих белок для забавы
Травку не топтали, рек не загрязняли!
Все старательно с умом берегли наш общий дом
Под названием земля, где живем и ты, и я.
-Было бы чудесно, если бы все дети, все взрослые поступали так, но к сожалению, есть люди, которые бросают мусор, рвут цветы, ловят бабочек, ломают деревья. И мы все чаще слышим слово ЭКОЛОГИЯ.
( Вывешивает табличку со словом ЭКОЛОГИЯ)
-Кто из вас слышал это слово?...Что такое экология??
+……
-Как вы думаете ,о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
+…….о экологии, -О животных, птицах, природе, окружающем мире.
-Какие задачи перед собой поставим,что мы хотим узнать на уроке?
..............узнать,что такое экология, и что нужно делать чтобы сберечь нашу землю.
-Давайте попробуем разобраться, что обозначает это слово……есть наука математика, логика, а есть наука Экология - это наука, которая нас учит бережно относиться к окружающему миру, Земле.(Закрепление понятия)
-От слова экология, произошло слово ЭКОЛОГ ( Вывешивает табличку со словом ЭКОЛОГ)
-ЭКОЛОГИ – это люди, которые защищают природу, оберегают все, что растет, всех кто живет в природе от исчезновения. Они учат нас бережно относиться к миру природы, к воде, земле, воздуху, к растениям, к грибам, птицам и зверям. Ведь ЗЕМЛЯ наш общий дом, а дом надо беречь и защищать.
Экологи придумали праздник «День земли» и отмечают его 22 апреля»
- А давайте посмотрим, на нашу землю, только в уменьшенном виде? Кто знает как называется, это?
Привлекает внимание к перебинтованному глобусу
Смотрю на глобус-шар земной И вдруг вздохнул он, как живой
И шепчут мне материки: ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса, роса на травах как слеза
И тихо просят родники- ты береги нас , береги
Остановит олень свой бег-Будь человеком человек
В тебя мы верим-не солги, ты береги нас береги!
Е. Шкловский
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
- Посмотрите ребята ,а что это с глобусом??
-Земля, это наш дом, как мы уже говорили, но что же может угрожать нашему дому? Какие проблемы существуют у нас на земле, связанные с природой?
(Браконьеры ловят много рыбы, нельзя разводить костры в лесу-пожар может уничтожить всё живое , нельзя РАЗБИВАТЬ ПУСТЫЕ БУТЫЛКИ-МОЖНО ПОРЕЗАТЬСЯ, нельзя ловить птиц и диких зверей, выдергивать с корнем цветы, уничтожать бабочек! Надо чтобы был чистым воздух, нельзя разбрасывать мусор, если не беречь природу- может исчезнуть все живое)
-Посмотрите,что увидела бабачка уже на земле?
Бабочка снова привлекает внимание к монитору где показывает
отрицательное влияние человека на окружающую среду.
-Как вы считаете, какое влияние такими поступками оказывают земле, окружающей среде, люди?
-Экологи называют нашу землю- Зеленый дом. Они утверждают , что земля живая!А Как вы думаете?
- Да, земля живая. У нее есть душа. И эта душа болит. И глаза у земли есть. И эти глаза полны слез. И нужно ей как-то помогать. Чтобы она была здоровая. И мы сейчас с вами попробуем,это сделать.
-Вы разделены на 3 группы. Вы сегодня будите юными экологами! Ведь мы уже сказали, что экологи это люди которые заботятся и оберегают землю. Каждой группе будет дано свое задание. Для начала давайте,
вспомним правила работы в группе.
1 группа:
Вам нужно будет построить город под названием Экоград, где природа будет жить в безопасности. У вас для этого на парте лежат карточки. Выберите «кирпичики» которые подойдут для нашего города. Их нужно будет распределить и приклеить, только те которые подойдут.
2 группа: у вас на столах картинки, Вам нужно разместить картинки с объектами окружающего мира вокруг Земли. Выберите ,то что считаете нужным.
3группа: Перед вами текст экологической сказки . Но к сожалению, сказка рассыпалась, вам необходимо правильно собрать ее(прочитать и подумать, что за чем идет) и в правильной последовательности приклеить текст.
-Потом, каждая группа будет представлять свою работу.
Физминутка
Проведем игру молчанку: если вы согласны с моим высказыванием-приседайте, если не согласны -топайте ногами!
Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки плести, букеты нарвать. Подумаешь, зелени много- еще вырастит.
Наконец то в лесу можно пошуметь, покричать, поаукать, и, главное никому не мешать- ведь людей то нет!
Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противн гусениц можно прогнать, а лучше бы их вообще не было
Звери всякие нужны-звери всякие важны. Каждый из них в природе делает свое дело. Не пугайте животных!
Пришли на луг- нарвите побольше цветов для букета.
Не ловите бабочек-они так нужны цветам!
Дети присаживаются на свои места
-Ребята, я получила звуковое послание от жителей леса, в нем звучит тревога- и они отправили. нам картинки как ведут себя на природе.
(Дети анализируют каждый отрывок , ищут ошибки в поведении)
-
Что бы вы посоветовали этим ребятам? Как бы вы поступили на их месте?
Учитель предлагает разукрасить-нарисовать запрещающие знаки.У вас на столах лежат большие круги, в них нарисуйте.- как нельзя вести себя в природе!!! И вывесить их внизу под доской…
Защита знаков.Вывешивание
-А теперь, давайте с вами подумаем, как мы с вами можем помочь ВСЕЙ нашей планете оставаться такой же красивой и здоровой. ---Для У вас на партах лежат листочки, на которых написаны стихи, посвящённые экологическим проблемам нашей планеты. Выберете среди участников команды того, кто сможет красиво прочитать эти стихи.
-Ребята, а как вы думаете, вот мы сегодня проговаривали правила, строили Экоград, заселяли землю, мы смогли полечить нашу землю. Можем снимать с глобуса бинт?
+…….
- Посмотрите, у вас на столах лежат ладошки , напишите на них, что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля. И наклеим их вокруг нашей земли на доске, тем самым показывая, что мы оберегаем и сохраняем свою планету.
Итог урока.
-Наша бабочка теперь стала себя чувствовать безопасней на земле, и многое узнала. Она может теперь спокойно порхать на нашей подлечившийся земле.
- Что вы скажете теперь своим друзьям, если увидите, что они вредят природе?
-Что такое экология, как вы запомнили?
-Сегодня на уроке мне понравилось как работали……
РЕЛАКСАЦИЯ под звуки природы -кладем локти на парту, голову на руки, закрываем глаза и расслабляемся
…ЯРКО СВЕТИТ СОЛНЦЕ, ДУЕТ ЛЕГКИЙ ВЕТЕРОК…Я ВДЫХАЮ ЕГО ЧИСТЫЙ И СВЕЖИЙ ВОЗДУХ…КОЛЫШАТСЯ ТРАВЫ ЛУГА..НАДО МНОЙ КРУЖАТСЯ ПТИЦЫ…МНЕ ХОРОШО И ПРИЯТНО…Я ОЧЕНЬ РАД, ЧТО ВСТРЕТИЛСЯ С УДИВИТЕЛЬНЫМ МИРОМ ПРИРОДЫ…Я БУДУ ЕЙ ДРУГОМ И ЗАЩИТНИКОМ….
- Наше путешествие будет продолжаться и я думаю, что вы станете настоящими друзьями природы.