Учитель начальных классов: Перепёлкина Елена Борисовна
Урок 2 Окружающий мир 4 класс УМК "Перспектива"
Тема: Российский народ.
Цели: Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе; Познакомить с понятием "народ", признаками принадлежностями к одному народу.
Планируемые предметные результаты: Учащиеся научатся называть объединяющие факторы народов России, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявления общенациональной российской солидарности; характеризовать государственную символику России; оформлять календарь памятных дат; работать с дополнительными источниками информации; планировать и оформлять проекты.
Метапредметные УУД:
Личностные умения:
Проявлять: интерес к изучению темы; уважительное отношение к государственной символике
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятий «гражданин», «гражданское
общество», «соотечественник», «отечественная война»,
- определять права и обязанности гражданина России и
обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
- оценивать результат собственной деятельности.
Коммуникативные умения:
- конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания;
- использовать соответствующие речевые средства для представления результата.
Оборудование: мультимедиапроектор, толковый словарь, карточки для индивидуальной работы, фотографии представителей разных народов, фоторепродукции с государственной символикой России, аудиозапись гимна России, маркеры, плакаты.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
а) Фронтальный опрос
-Как ивы можете охарактеризовать место человека в мире?
-Почему люди издавна начали объединяться в группы, сообщества?
-Почему семья очень важная часть общества?
-Назовите примеры сообщества по общим интересам, по месту жительства?
б) Индивидуальный опрос. Выполнение заданий в рабочей тетради№3,4 стр5.
в) индивидуальное задание.
-Соедините название сказки и вид сообщества. Докажите свой выбор.
По месту жительства
Репка
Пузырь, соломинка илапоть
По интересам
По общим целям
Теремок
Волк и лиса
Семья
3. Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте на доске название темы урока.(" Российский народ".)
-Определите по словарю значение слова "народ".(Народ- население государства, жители страны)
-Как вы понимаете значение словосочетания " российский народ"? (Народ, живущий в России)
-Можно ли отнести к российскому народу иностранного туриста, приехавшего в Россию?(Нет, он не является гражданином России)
( на доске фоторепродукция представителей разных народов России в национальных костюмах)
-Представителей каких народностей, национальностей вы видите на фотографиях?
-Что объединяет каждый из этих народов? (Праздники, обычаи, язык)
(Постановка проблемного вопроса)
-Посмотрите, что получается, у каждой народности есть свои традиции, праздники, язык, а все они относятся к российскому народу. Почему?
-Сделаем вывод: что же объединяет народы, живущие в России? ( Эти люди являются гражданами одной страны, у них общие история, государственный язык, государственные символы, одна территория проживания).
-Сформулируйте задачи урока. Дополняя слова до предложения.
-Узнать...объединяющие факторы народов России
-Повторить...что называется государственной символикой Российской Федерации и где её используют
-Научиться составлять .. рассказы о знаменательных событиях нашего Отечества.
4. Работа по теме урока.
А) Работа по учебнику.
-Прочитайте текст рубрики " Вспомним" стр8.
(Коллективное чтение статьи учебника, заполнение схемы на доске) Российский народ
.......
Память о прошлом
- ......
.........
.....
-- Как вы поняли смысл народного изречения? (Каждый народ в России имеет свои особенности, свой язык, культуру, традиции, но все народы объединяет любовь к Родине, память о прошлом, стремление сделать Россию богаче, краше.)
-Что относится к государственной символике нашей страны? Плакат с символикой
-Что вы знаете об истории возникновения герба, флага, гимна России?(допол.материал)Включаю гимн нашей Родины.ПК
-Как бы вы теперь ответили на вопрос, поставленный в начале работы?
Б) Выполнение заданий в рабочей тетради №1с6.(Самостоятельная работа с последующей коллективной проверкой)
5. Физкультминутка под песню Р. Рождественского " Я, ты, он, она, вместе- целая страна."
-Как вы понимаете смысл стихов Р Рождественского? ( Мы разные, но мы соотечественники).
6. Продолжение работы по теме урока.
А) Самостоятельная работа. Читают текст рубрики"Узнаем подробнее" на стр10учебника.
Б) Выполняют дополнительное задание по карточке в парах. -пользуясь словариком "Праздники России", соедините памятную дату и событие, которое к ней относиться.
-Какие проблемы(экологические, нравственные, бытовые) существуют в нашем крае, городе?
-Как их можно решить?
-Подготовьте проект решения этих проблем.
В) Работа в группах. (раздаю маркеры, плакаты)
задание для 1-й группы
-Как сохранить богатство нашего края- лес? -Какие мероприятия помогут этому?
для 2-й группы
-Какие проблемы возникают в общении между людьми разных национальностей? как подружить их между собой?
для 3-й группы
-В каком состоянии находится парк в нашем городе? как можно его благоустроить?
для 4-й группы
-Какие проблемы существуют в жизни инвалидов в нашем городе? как улучшить качество их жизни?
(учащиеся представляют свои проекты).
7. Рефлексия.
-Учебник на стр11.(работа в парах по рубрике"Проверим себя" с последующей коллективной проверкой одной пары у доски.)Оцените себя как вы работали на уроке с помощью "смайликов".
8. Подведение итогов урока. Прочитайте текст статьи "Сделаем вывод" стр11.
-Что объединяет народы России?
-Что относится к государственной символике нашей страны?
-Какого человека называют гражданином России?
Домашнее задание. У-с8-11, Раб.тетрадь№2,3 с7-9.Творческое задание: Составить календарь памятных дат нашего края.