1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Дан звонок, и все мы смело, Примемся уже за дело. Путь нелегкий предстоит, Вдаль дорога уж бежит. Мы промчимся чрез века, Через многие года, Пронесемся над лесами, И окажемся мы с вами… Далеко за сотни лет…
-Сегодня мы продолжим изучать раздел “Наша Родина: от Руси до России”.
- Скажите, о чем вы узнаёте в этом разделе?
2. Повторение пройденного и проверка знаний.
-В начале урока предлагаю вам вспомнить изученное ранее.
Слайд 1 – Как называли нашу страну в разные времена? – Кто правил нашей страной в разные времена.
- А как называли нашу страну в XX веке? Это нам предстоит узнать.
3. Сообщение темы и цели урока.
Слайд 2, 3
Как называли нашу страну в 20 веке.
2. Кто управлял страной в эти годы.
4. Работа в группах
- Предлагаю разделиться на группы.
Задания для групп забирают капитаны. (Задания на карточках см. в Приложении 1)
5. Работа в группах по вопросам на карточках.
Группа №1
Найдите ответы в Большой детской энциклопедии на стр. 261
1. Когда образовался СССР?
2. Кому принадлежала власть в СССР?
3. Какие выборные органы существовали в СССР?
4. Какие права имел народ при такой власти?
Группа №2 1. Сколько республик входило в состав СССР? 2. Назовите эти республики.
Группа №3
1. Что означает красный цвет флага?
2. Что изображено на флаге? Что это означает?
3. Рассмотрите герб. Что символизируют колосья? Солнце?
Группа №4
Найдите ответы в Иллюстрированной энциклопедии на стр. 206, 213
1. Когда распался СССР?
2. Как после этого стала называться наша страна?
3. Кто стал возглавлять страну? Назовите его фамилию, имя, отчество.
Группа №5
Найдите ответы на вопросы в учебнике на стр. 38.
1. Кто в настоящее время является Президентом РФ?
2. Кто разрабатывает и принимает законы РФ?
3. Кто исполняет законы РФ?
4. Кто возглавляет Правительство РФ?
6. Физминутка
7. Проверка: отчет групп перед классом.
8 . Подведениеитогов
-Мы говорили сегодня о нашей стране. -Какие исторические события произошли в 1917 году?
-Как называли нашу страну в разные времена?
Выставление оценок.
9. Рефлексия. Закончи предложения.
Мне было интересно узнать, что…
Мне хотелось бы еще узнать…
Было интересно/неинтересно…
Я доволен/недоволен своей работой на уроке, потому что…
10. Домашнее задание
Учебник с.26-27, РТ.с.8-9.
Приложение 1.
Группа №2 Конституционный порядок
Согласно Конституции СССР 1977 года (гл. 8, ст. 71) республики Советского Союза расположены в следующем порядке:
РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая республика)
Украинская ССР
Белорусская ССР
Узбекская ССР
Казахская ССР
Грузинская ССР
Азербайджанская ССР
Литовская ССР
Молдавская ССР
Латвийская ССР
Киргизская ССР
Таджикская ССР
Армянская ССР
Туркменская ССР
Эстонская ССР
В этом же порядке девизы союзных республик расположены на гербе СССР — снизу вверх поочерёдно слева и справа (для зрителя).
Порядок приблизительно соответствует численности населения на момент создания республик. Этот порядок был внесён Законом СССР от 25 февраля 1947 года «Об изменении и дополнении текста Конституции (Основного Закона) СССР», в частности, гласившим: «В статье 13 перечислить союзные республики в соответствии с численностью населения и изложить эту статью следующим образом…»[4].
Группа №3
СССР СИМВОЛИКА
Согласно статье 169 Конституции СССР 1977 г. Государственный герб СССР представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" В верхней части герба - пятиконечная звезда. Колосья – символ жизнеспособности государства, символ процветания; солнце – светлое будущее.
Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик представляет собой красное прямоугольное полотнище с изображением в его верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине - 1 : 2. Красный цвет флага – символ борьбы советского народа за построение коммунизма. Серп и молот обозначают союз рабочего народа и колхозного крестьянства.