Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку осознать свою значимость в достижении общей цели.
Воспитательные:
Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, осознание своей значимости в решении экологических проблем;
Воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения;
Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Формирование УУД:
Личностные – проявлять интерес к изучению темы, стремление расширить свои знания; осознание собственных достижений, формирование эмоционально – ценностного отношения к животным.
Метапредметные УУД:
Регулятивные – умение определять и формулировать цель урока совместно с учителем; проговаривать, обобщать информацию, делать выводы; высказывать и аргументировать своё мнение в соответствии с целью учебного задания.
Коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать чужую точку зрения, совместно договариваться.
Познавательные – умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать название групп животных, их признаки и уметь называть представителей групп животных
- уметь работать с текстом, отбирать среди предложенных учителем источников нужную информацию
- уметь группировать животных по существенным признакам (анализировать, сравнивать, делать вывод), представлять информацию
Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, взаимооценку
Метапредметные:
Регулятивные – уметь определять учебную задачу на уроке; оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки; высказывать своё мнение.
Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать мнения других.
Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и текст учебника.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная.
Оборудование: предметные картинки, телевизор, магнитофон, презентация, тест, карточки для работы в группе, в парах, конверты с картинками.
Ход урока
I.Организационный момент.
-Прошу присесть тех, кто любит думать и рассуждать на уроке. Ум - хорошо, а два - ещё лучше. Надеюсь на вашу помощь на уроке.
-А теперь присядьте те, кто готов к уроку и настроен на активную работу. Молодцы. Дорогу осилит идущий.
Постановка учебных задач:
– Начинаем урок. Что вы ждёте от сегодняшнего урока?
На уроке постараемся открыть новые тайны природы. Пусть этот урок принесет вам хорошее настроение, новые знания, хорошие оценки.
(Звучит музыка.)
Есть на земле огромный дом Живёшь в том светлом доме ты
Под крышей голубой. И все твои друзья.
Живут в нём солнце, дождь и гром, Куда б дороги ни вели,
Лес и морской прибой. Всегда ты будешь в нём.
Живут в нём птицы и цветы, Природою родной земли
Весёлый звон ручья. зовётся этот дом…
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с нашим родным домом – природой.
Притча о мудреце и бабочке.
Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как завидовал ему и был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришел к мудрецу.
- Скажи мне, о мудрейший, что у меня в руках?
- Я не волшебник и не могу видеть сквозь твои пальцы.
- Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая?
Хитрец подумал, если мудрец скажет, что бабочка живая, то я ее придавлю, а если скажет, что она мертвая, разожму руки и выпущу ее и она полетит.
Мудрец посмотрел на хитреца и сказал: "Все в твоих руках".
- И вам я желаю, чтобы все было в ваших руках. Оттого, какое решение вы примете, будет зависеть ваше будущее.
2. Минутка синоптика
- А начнём мы наш урок, как обычно, с прогноза погоды на сегодня и сравним его со вчерашним днём. Сделает это дежурный по классу.
– К какому царству относится этот предмет? (К царству растений.)
– Как называется наука, которая изучает растения? (Ботаника.)
– Какую роль играют растения в жизни людей и животных? (Человек получает от растений кислород, пищу, ткани, древесину. Животным растения дают кислород, служат для них убежищем, пищей, лекарством.)
– Да, жизнь без растений на земле немыслима.
2. Тестирование (индивидуальная работа).
– А сейчас хотелось бы узнать, что вы знаете о растениях. На столе карточки с заданиями. Вы должны прочитать вопрос и выбрать правильный ответ.
Тест «Что вы знаете о растениях?»
1. Что содержит плод растения?
а) цветок; б) семена; в) стебель.
2. Что растения получают из почвы?
а) перегной, песок, глину;
б) остатки растений и животных;
в) кислород, воду, соли.
3. Хвойные растения – это:
а) сосна, ель, яблоня;
б) лиственница, папоротник, кедр;
в) ель, сосна, пихта.
Ответы: 1-б. 2-в. 3-в.
3. опрос по теме «Лекарственные растения».
– откроем секреты некоторых растений.
1. Отвар какого растения – хорошее средство от кашля? (Мать-и-мачеха.)
2. Какое растение облегчит боль, если вы поранили ногу? (Подорожник.)
3. Какую траву любят кошки, а люди используют ее при нервных расстройствах? (Валериану.)
4. В плодах какого растения аскорбиновой кислоты содержится в 10 раз больше, чем в смородине? (Шиповник.)
5. Какое растение лечит от 90 болезней? (Зверобой.)
– это лекарственные растения. Их очень много. Есть специальная книга, которая называется «Лекарственные растения».
– Скажите, где и как их можно собирать?
– Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить вред растениям?
- А у меня для вас экологическая ситуация.
«Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон - траву. Гена хотел сорвать и принести её в класс, а Ира предложила выкопать и посадить её на приусадебном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав».
Кто прав, как вы думаете? (Никто. Некоторые наши травы исчезают, как это ни удивительно, по вине цветоводов - любителей. Они выкапывают в лесу и пытаются выращивать в своих садах, например, венерин башмачок. Большинство выкопанных растений не приживается, погибает. А редких цветов в природе становится всё меньше. К таким редким растениям относится и сон - трава.)
Да, ребята, природа наша хрупка и в то же время терпелива. Она многое прощает человеку, но и взывает о нашей помощи: защити!
Чтобы река и ручьи не мутнели,
Зелень от солнца в жару бы спасала
Рыбы резвились, и птицы бы пели,
Каждому правила знать не мешало.
Докажем, хорошо ли мы знаем правила друзей природы. (Учащиеся называют правила друзей природы)
Вы хорошо знаете эти правила, но достаточно ли только знать правила поведения в природе? (Нет. Их нужно ещё и выполнять.)
И пусть, ребята, наши с вами пока ещё маленькие дела по отношению к природе каждый раз доказывают, что мы являемся её большими друзьями.
III. Сообщение темы урока.
Введение в тему урока
– Мы продолжаем изучение раздела «Эта удивительная природа». Ребята, жизнь - самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воздухе, в воде. Всюду обитают живые существа.
- А вы знаете какие?
- Верно, ребята! Это звери, птицы, рыбы, насекомые и мн. др.
Сегодня мы покидаем царство растений и переходим к изучению другого царства (просмотр видео)
- Какое же царство? (животного мира.)
- Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим
разнообразие животного мира,
выясним их групповые отличия,
Наш урок будет проходить под девизом:
"Наблюдай и восхищайся, Изучай и береги!"
IV. Изучение нового материала.
1. Мир животных. Рассказ учителя с элементами беседы.
– Когда вы слышите слово «животные», кого вы представляете?
-У вас на партах лежат конверты. Возьмите конверт № 1 и распределите животных на 2 группы.
- Какие группы у вас получились? (дикие и домашние)
У каждого животного своя среда обитания. Некоторые живут в воде, некоторые на суше, третьи – в почве, жизнь других животных тесно связана с воздухом. А многие живут рядом с человеком.
-Как называются животные, которые живут рядом с человеком? А те, которые живут в дикой природе?
– Что вы помните о домашних животных? (когда люди жили в пещерах, они стали подкармливать диких животных, со временем дикие животные стали домашними.)
– Что мы получаем от домашних животных? (мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мёд, воск, охрану жилья, транспортное средство.)
– Что вы знаете о диких животных? (живут вдали от человека, сами добывают пищу, строят жильё.)
Мир животных очень разнообразен, в нём много интересного.
– Мы с вами были в зоопарке. Кого вы видели там?(разнообразных животных)
- А что продают в зоомагазине? У всех этих слов есть общая часть «зоо», которая переводится как «животное». А «логос» в переводе – наука.
Зоология – наука о животных.
Это ещё один из разделов биологии. Ученые-зоологи делят царство животных на большое число групп. Само зарождение человечества взаимосвязано с животными. Многие народы обожествляли некоторых животных (Египет – кошку, как богиню ночи и охоты; племена аборигенов Австралии и Африки верят, что произошли от животных). Поэтому люди с древних времен заботились о животных и оберегали их. Я призываю вас к бережному отношению ко всему живому, к окружающему нас миру! В животном мире есть много групп, представители которых имеют свои особенности и отличительные признаки.
Физкультминутка
2. Классификация животных.
-Раскройте конверт № 2 и распределите животных на 4 группы.
-Какие группы получились? (рыбы, птицы, звери, насекомые)
Первую большую группу животных составляют: звери (млекопитающие), птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся
Рассмотрим их более подробно. (На доске таблицы «Звери», «Птицы»,, «Рыбы», «Земноводные», «Насекомые», «Пресмыкающиеся»)
• Звери, или млекопитающие.
-Животные какой группы изображены на рисунке? (Звери)
– Назовите их признаки. (Тело покрыто шерстью, имеют по четыре лапы, своих детенышей вскармливают молоком.)
– Как называют их еще? (Млекопитающие.)
– Назовите следующих животных. (Крот, кит, летучая мышь.)
– Эти животные тоже относятся к группе зверей, хотя у летучей мыши вместо лап – крылья, у кита вместо ног – плавники и тело не покрыто шерстью, а у крота лапы-лопаты. Но эти животные детенышей вскармливают молоком, поэтому они тоже млекопитающие. В группе зверей – кит – самое большое животное.
• Птицы.
– Рассмотрите следующие иллюстрации с изображением животных. Назовите следующую группу животных. (Птицы.)
– По какому признаку вы их определили? (Варианты ответов: тело покрыто перьями, летают.)
– Все ли птицы летают? (Нет.)
– Назовите птицу, которая не летает, но быстро бегает. (Страус.)
– Назовите птицу, у которой вместо крыльев – лапы-ласты, и они хорошо плавают. (Пингвины.)
• Рыбы.
– Я перечислю основные признаки животных следующей группы, а вы догадайтесь, как эта группа называется: живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами. (Рыбы.)
– Назовите следующих животных. (Лягушки, жабы, тритоны.)
– Эти животные могут жить на земле и в воде. Как можно назвать эту группу? (Земноводные.)
• Пресмыкающиеся.
– Следующая группа, о которой пойдет речь, обитает на суше, но и в воде чувствует себя прекрасно. К ним относятся змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи. Кожа у них покрыта сухими чешуйками или панцирем, что защищает организм от высыхания. Эти животные ползают – пресмыкаются, поэтому их называют «пресмыкающиеся».
• Насекомые.
– Назовите группу животных, изображенных на иллюстрации. (Насекомые.)
– Перечислите их признаки. (Три пары ног, одна пара усов, одна-две пары крыльев.)
• Ракообразные.
– Следующую группу животных называют «ракообразные». К ним относятся раки, крабы, креветки, омары. Они питаются водорослями, водными животными, бактериями. Тело состоит из головы, груди, брюшка, на голове две пары усиков. Это органы чувств, иногда помогают при передвижении. Глаза расположены на голове или на стебельках. Органы дыхания – жабры. Некоторые из них дышат через кожу.
• Паукообразные.
– К этой группе относятся: пауки, скорпионы, сенокосцы, клещи, тарантулы. Все они имеют восемь ног (четыре пары). Голова и грудь слиты воедино, брюшко покрыто щитком, сзади расположены паутинные бородавки. (Выходящее вещество, застывая в воздухе, превращается в шелковую паутинную нить, она гибкая и прочная. В XVIII веке во Франции из нее изготовляли перчатки.)
• Моллюски.
Моллюски обитают в морях и океанах. Хорошо плавают. К ним относятся улитки, слизни, осьминоги, кальмары, Это беспозвоночные животные, тело которых состоит из головы, туловища и одной ноги, преобразованной в плавник. У многих из них тело защищено раковиной.
• Черви.
-В природе очень много червей. Выхорошо знаете дождевого червя, а также пиявок, которые живут в водоёмах и хорошо плавают. Они тоже образуют группу.
–• Иглокожие.
– Есть еще одна группа животных – это иглокожие. К ним относятся: морские звезды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы. Они малоподвижны. Одни питаются растительной пищей, другие – хищники. Могут отбрасывать части тела и даже внутренние органы, которые впоследствии восстанавливаются.
V. Первичное закрепление изученного.
1. Работа в рабочей тетради (стр.32)
Динамическая пауза (гимнастика для глаз)
Если я называю птиц - вы поднимаете глаза вверх.
Если я называю пресмыкающихся - вы смотрите вниз
Если - млекопитающих - смотрите влево, вправо.
Если я назову животных, не относящихся ни к одной из этих групп, то вы закрываете глаза.