kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру "Поговорим о доброте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Поговорим о доброте
Цель: познакомить обучающихся с понятиями добра и зла, с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни; показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому, развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
ема: Поговорим о доброте
Цель: познакомить обучающихся с понятиями добра и зла, с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни; показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому, развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Поговорим о доброте"»

Урок окружающего мира 4 класс

Программа: Начальная школа 21 века

Тема: Поговорим о доброте

Цель: познакомить обучающихся с понятиями добра и зла, с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни; показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому, развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

Ход урока:

Организационный момент.
Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнём скорей урок.

Введение в тему.

- У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.

- В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать,
И подарить его людям.
- Кто догадался, о чём мы с вами будем говорить на уроке? (о доброте)

- Сегодня мы выясним, что означают понятия: добро и зло,

будем развивать умение анализировать собственное поведение и поступки окружающих людей, воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

- Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

3. Ознакомление с темой.

Итак, что такое добро? Где вы его встречали? (Дети отвечают)
Да, это всё хорошее, доброе, красивое.

Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,….

Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу.
Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к толковому словарю

Доброта -это отзывчивость ,душевное расположение к людям ,стремление делать добро другим

- Назовите синонимы к слову добрый : отзывчивый, хороший, нравственный, честный, порядочный, вежливый, заботливый и т.д.

- Продолжите предложение

Добрый человек – это тот, кто…
любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

любит природу и бережет ее.
вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.
- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
Если хочешь протянуть руку помощи, но не можешь,

Пожелай человеку добра в пути,
Добрым словом ты также поможешь.

- Что такое зло? Где встречались со злом? (Дети отвечают)
Это нечто, противоположное добру. Например: несчастье, беда, война, плохое, дурное.

 

4. Чтение и обсуждение стихотворения Ю. Друниной Стираются лица и даты.

- Прослушайте стихотворение Ю. Друниной

Стираются лица и даты,

Но всё ж до последнего дня

Мне помнить о тех, что когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем на столике шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

Идёт Доброта по земле.

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле…

О чём это стихотворение?

Какова его основная мысль?

- Уже в 4 веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье.

Эту мысль продолжил уже в 1 веке н.э. римский философ Сенека: Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Вспомним слова Л. Н. Толстого: В жизни есть только одно несомненное счастье— Жить для других.

Почему на самом деле счастлив тот человек, кто, не задумываясь, делает добро другим людям?

- Задание для команд

Перед вами лежат листочки с высказываниями знаменитых людей о добре и зле. Прочитайте их и прокомментируйте.

Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе (В.Шекспир). Как вы поняли это высказывание?

Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других (Л.Толстой). Почему Л.Толстой хотел приобрести именно это качество?

Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям (М.Пришвин).

-Добрые люди и их поступки навсегда остаются в памяти.

 

5. Работа с пословицами. (Собери пословицы) Объясните их смысл

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.

Соберите пословицы.

1.Добрый человек в добре живет век.

Злой не верит, что есть добрый.

Человека судят по делам, а не по словам.

2. «Восстановите пословицы»

1) Жизнь дана на……………….дела

2) Мир не без……………людей

3). ……….. слово и железные ворота открывает.

4) …………… слово человеку, что дождь в засуху

Выберите 1 пословицу и прокомментируйте её, как вы понимаете её смысл?

От какого слова произошли все эти слова? (доброта)

В какой из пословиц содержится совет для всех людей? (Жизнь дана на добрые дела)

Дети смотрят «ПРИТЧУ О ВОЛКЕ»

Ребята, а какого волка вы кормите и чем?

Какая пословица подходит к этой притче.

Каждый знает, этот мир

Словно кто-то разделил:

На хорошее, плохое –

В нас живут вот эти двое.

Они борются с годами

В сказках, фильмах и в нас с вами.

Каждый вправе выбирать

Кому в этом помогать.

Если хочешь в мире темном

Обижать людей с порога,

Драться, хмурить свои брови

В царство зла тебе дорога.

Ну, а если ты с улыбкой

И хорошим делом тоже

Помогаешь всем на свете,

То добро всегда поможет.

Помни истину простую:

Что от зла добра не ждут.

Только добрые поступки

И к тебе добром придут!

 

5. Анализ ситуаций.

Прочитайте истории, которые произошли с людьми и ответьте на вопросы.

1.Мальчики гуляли в парке и нашли сумку. В ней было много денег и паспорт женщины. Сначала им захотелось взять сумку и деньги, но, подумав, они решили посмотреть в паспорте адрес женщины и вернуть ей все. Эта женщина очень благодарила мальчиков, а они чувствовали радость оттого, что поступили честно.

-Как вы поступили бы в этом случае? С каким качеством человека здесь связана доброта?

2.с 102 учебника история первая

Почему парень так поступил?

Разве ему не нужен был тёплый тулуп?

3.с 102 учебника история вторая

-Зачем солдат сделал это?

-Разве нельзя было отдать детей в детский дом?

 

6. Практическая работа. (Карточки для каждого ученика.)

– Вычеркните те качества, которые, на ваш взгляд, мешают человеку жить в обществе и ладить со всеми 1)справедливость

эгоизм

праздность

милосердие

болтливость

простота

2) уважительность

честь

совесть

жадность

сдержанность

честность

стыдливость

3) жестокость

мужество

скромность

хитрость

малодушие

трусость

доброта

– Какие качества вы оставили?

 

7. ФИЗМИНУТКА

Как вы понимаете выражение: Делай добро и не жди награды?

С 103 учебник

Согласитесь ли вы с высказыванием: доброго человека всякая живность любит?

-С добротой нужно относиться не только к людям, но и к природе, ведь она всегда нас радушно встречает.

-А кто из вас делает на зиму кормушки и подкармливает птиц, когда им трудно найти пищу?

-А какие добрые дела совершили вы?

-Как вы думаете, можно ли оценить доброту, заботу, милосердие?

 

8. Дети смотрят мультфильм ПРОСТО ТАК

Почему менялось настроение у героев мультфильма?

Может ли злой добрый человек обидеть другого человека даже словом?

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Знаете ли вы добрые слова?

Дополните мои предложения.

Растает даже ледяная глыба от слова теплого….(Спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(Спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…(Здравствуйте!)

Когда нас бранят за шалости, мы говорим…(Простите, пожалуйста!)

Все волшебные слова, которые вы говорили сейчас ребята – это ключики к сердцам людей. Каждый из вас может научиться ими пользоваться. Да, непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь.

 

9. Дети показывают сценку по рассказу В. Осеевой Просто старушка:
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
-Подержи мои книжки! –крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет,- ответил мальчик.
- Мама?- удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тётя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!
Беседа по содержанию рассказа.
Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот случай? (Дети отвечают).

Не стой в стороне равнодушным,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.

Добро и зло несложно различить.

И каждый сам, наверно, представляет:

Что есть добро. И что такое зло.

И самый маленький, наверно, понимает,

Как жить легко с добром, со злом как тяжело.

10.Дети выполняют задание с весами

Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы положим зло (таблички - зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь), а на другую чашу весов - ваши добрые дела. Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром.
Добро и зло творить всегда,
Во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго – добро,
От злого - зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.

 

11. Запишите на карточках, что никогда не сделает добрый человек (работа в группах)

Добрый человек никогда: не обманет, не обидит, не убьет, не украдет, не ударит, не сделает больно, не бросит в беде, не оставит без помощи и т.д.

Может кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».

Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»

У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?

Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

Любите ли вы злые шутки?

Вы злопамятны?

Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?

Умеете ли на практике применять свои способности?

Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

Вы охотно выполняете просьбы?

Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

 

Результаты анкеты

А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

 

12. Заключение.

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

Помогать людям.

Защищать слабого.

Делиться последним с другом.

Прощать ошибки другим.

 

ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

Вывод с 105

13. Творческая работа.

- А в заключении мы создадим с вами удивительную картину добра.

(под музыку ансамбля «Барбарики» « Что такое доброта» )

Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой картине засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу Землю. Доброта очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают.

Первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Сейчас я раздам слова. Вашей команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их на солнце вместо лучиков.

Развязный, аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, веселый, счастливый, наглый, внимательный, жадный, крикливый

Солнце дает жизнь на Земле, значит, на Доброй земле должны расти леса, петь птицы, потому что природа тоже радуется доброте.

Вторая команда приклеит к дереву корни, на них напишет свои добрые слова, ведь дерево вырастет сильным только тогда, когда у него будут добрые (крепкие) корни.

Третья команда напишет на цветах добрые поступки.

Добрые слова – корни
Добрые дела – цветы
Добрые сердца – сады.

И хотя за окном зима, а на нашей картине цветут цветы, как и в наших сердцах. Только у доброго человека на сердце всегда тепло и радостно. Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Мне кажется, что здесь кого – то не хватает. Конечно же нас ! Наших добрых сердец !

Частичку своего сердца я дарю вам.

Продолжение жизни на картине, на нашей Земле зависит от нас, от того какие поступки будем совершать.

Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

Закончить урок я хотела бы словами писателя Лесных

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на земле.

 

14. Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

На уроке я повторил…

Я расскажу родителям…

Не забывайте подарить добро

Соседям, родственникам, другу

Оно как истинное волшебство

Вернётся к вам по кругу.

 

15. Оценки

 

16. Домашнее задание:

Выбери сам

Написать мини-сочинение Что такое добро?

Подготовить проект Добро или Зло?

Учебник с 104, рисунок



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок по окружающему миру "Поговорим о доброте"

Автор: Аюпова Разия Арслановна

Дата: 19.06.2024

Номер свидетельства: 653245

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока окружающего мира по теме "Ты и твои друзья" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-ty-i-tvoi-druz-ia"
    ["file_id"] => string(6) "112642"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408797739"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока окружающего мира "История происхождения имен, отчеств, фамилий" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-istoriia-proiskhozhdieniia-imien-otchiestv-familii"
    ["file_id"] => string(6) "113750"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410971697"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по теме: "Бессоюзные сложные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "247532"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446569101"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Классный час "Час доброты, вежливости и дружбы". "
    ["seo_title"] => string(49) "klassnyi-chas-chas-dobroty-viezhlivosti-i-druzhby"
    ["file_id"] => string(6) "109753"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404991598"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Классный час. Разработка занятия по теме "Дружба" "
    ["seo_title"] => string(52) "klassnyi-chas-razrabotka-zaniatiia-po-tiemie-druzhba"
    ["file_id"] => string(6) "142732"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418354324"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства