Просмотр содержимого документа
«Урок по музыке на тему "Встреча весны"»
Дата: 25.01.2018
Урок: музыка
Тема урока: «Встреча весны»
Тип урока:урок-концерт
Цель урока:познакомить с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником «Встреча весны».
Задачи:
Обучающая - учить понимать особенности музыкального языка. Расширить умения и навыки пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах.
Развивающая - развивать вокально-певческие навыки и умения при исполнении народных песен, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей.
Воспитательная - пробуждение интереса к русскому фольклору, уважения к народным обычаям. Формировать музыкальный вкус учащихся.
Оборудование: рояль, ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр, учебник, детские музыкальные инструменты.
Ход урока:
Вход: «Приход весны» музыка А.Т.Гречанинова, слова народные.
Музыкальное приветствие:
Учитель поет: Здравствуйте ребята!
Дети поют: Здравствуйте, здравствуйте наш учитель музыки. Начинается урок (лад до мажор).
Учитель: Ребята, под какую музыку вы вошли в класс, о чем в ней поется?
Ответы детей: Музыка веселая, торжественная, в ней поется о весне.
Учитель: Правильно, и тема нашего урока называется «Приход весны».
Учитель: Ребята, как вы думаете, как встречали весну в старину?
Ответы детей: Водили хороводы, веселились, пели песни, играли на народных инструментах.
Учитель: Ребята, 22 марта, в день весеннего равноденствия, празднуют старинный славянский «Праздник Жаворонки». Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.
Учитель: И сейчас, как в старину, мы с вами споем разные песни-заклички:
Солнышко выгляни,
красное высвети,
к нам на нивку иди,
ладить косы и серпы.
Птицы весело поют,
Зеленеют почки.
Скоро-скоро расцветут
Первые цветочки.
Класс делится на две группы –
Первая группа:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошка.
Вторая группа:
Дождик, дождик лей-лей,
На меня и на людей.
Учитель: А сейчас работа с учебником. Откройте учебник на странице 69.
Дети читают закличку:
Дождик, дождик, припусти,
Побежим мы за кусты.
Встанем под грушкой,
Накроемся подушкой.
Учитель: Ребята, кто из вас может сочинить мелодию на эти слова?
Дети индивидуально сочиняют мелодию, а затем поют все вместе с учителем под инструмент.
Учитель: А сейчас послушайте песню, дайте ей название, и определите лад и темп.
Звучит песня «Перед весной».
Ответы детей: песня русская народная хороводная, лад мажор, темп спокойный.
Разучивание р.н.п «Перед весной».
Учитель: А сейчас послушайте музыкальные фрагменты и дайте им названия:
Камаринская (русская народная плясовая);
Светит месяц (русская народная песня);
Выходили красны девицы (русская народная песня).
Логопедическая физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише.
Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, держа руки на поясе.
Приседают.
Смотрят вверх, поднимают руки
Идут по кругу, взявшись за руки.
Учитель: Мы сейчас с вами четко произносили слова, делали ритмические движения. А сейчас мы будем исполнять русские народные песни, играя на детских музыкальных инструментах.
Русские народные песни «Во саду ли в огороде», «Из-под дуба, из-под вяза», «Калинка».
Проверка знаний детей:
1. Определите названия русских народных инструментов (слайд №5)
2. Определите плясовую в народном стиле П.И. Чайковского «Камаринская»
3. Как называется русский народный праздник проводов зимы?
4. Определите плясовые наигрыши
Исполнение р.н.п. «Во поле береза стояла».
Итог урока: Сегодня наш урок был посвящен русской народной традиции – встрече весны. Мы исполнили много разных закличек, попевок, песен. Я думаю, что этот урок обогатил ваш духовный мир.