Урок по математике "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"
Урок по математике "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"
Психолого-педагогический мониторинг позволяет изучить мотивационную сферу обучающихся и использовать на уроках разнообразные формы и приёмы работы. Одна из таких форм - нестандартные уроки (путешествия, игры, викторины, исследования), которые позволяют повышать эффективность учебного процесса и мотивацию к учебной деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по математике "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"»
Тема урока: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
Цели урока:
образовательная: познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»;
развивающие: способствовать развитию умения использовать математическую терминологию при чтении и составлении числовых равенств, развитию мышления, речи, памяти, внимания;
воспитательные: воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы обучения: групповая, коллективная, индивидуальная.
Методы и приёмы обучения: метод практической деятельности, частично-поисковый метод, словесный, наглядный
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point, конверт, таблички с названиями компонентов, ключи.
Структура урока.
Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).
Актуализация знаний (8 мин.).
Сообщение темы и целей урока (1 мин.).
Физминутка.
Открытие нового знания (12 мин.).
Физминутка для глаз.
Первичное закрепление (8 мин.).
Повторение (6 мин.).
Рефлексия. Итог урока (3 мин.).
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).
Цель: включение учащихся в учебную деятельность, создание эмоционального настроя.
УУД:познавательные: отличать новое от уже известного с помощью учителя; регулятивные: учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; коммуникативные: уметь слышать, слушать и понимать партнёра.
Деятельность учителя: организует учащихся на работу.
Методы:словесный, наглядный.
Учитель: Ребята, мы с вами уже познакомились с названиями чисел при сложении. Напомните их названия.
- Сегодня на уроке мы узнаем, как называются числа при вычитании.
Прозвенел звонок на урок (звучит звон колокольчика),
Мальвина с нетерпением вас ждёт (на слайде появляется Мальвина).
С новыми названиями нас познакомит,
Мы будем на уроках с ними работать.
(появляется слайд с Карабасом и звучит звуковой файл)
Я, Карабас Барабас.
Похитил Мальвину и названия!
Хотите их спасти-
Выполните мои задания.
Учитель: Ну, что, ребята, будем спасать Мальвину и названия? Тогда за работу!
Актуализация знаний (8 мин.).
Цель: повторение изученного материала.
УУД:познавательные: проводить сравнение и классификацию по заданным признакам; регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи; контролировать и оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы; коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; личностные: формулировать собственное мнение и позицию; учиться уважать и принимать чужое мнение.
Деятельность учителя: организует повторение изученных способов действий.
Деятельность учащихся: повторяют числовой ряд 1 – 10, развивают умения
складывать числа в пределах 10.
Методы:словесный, наглядный, частично-поисковый.
А) Сосчитайте:
- от 1 до 10, от 10 до 1, от 2 до 6,от 9 до 5
(На слайде появляются ответы. На задания А ответы красного цвета, на задания Б - синего, на задания В – зелёного цвета).
- Какое число стоит между числами 3 и 5, 7 и 9, 6 и 8?
Б) Игра«Молчанка» (Учитель читает задание, дети поднимают карточку с нужной цифрой).
а) 1 слагаемое -3, второе -2. Чему равна сумма?
б) 6 увеличить на 4.
в) Пять и два. Это сколько?
г) Сумма чисел 8 и 2.
В) Решение задач:
На плетень взлетел петух, Как-то ночью под кусточком
Повстречал ещё там двух. Грибы выросли опять.
Сколько стало петухов? Два грибочка, три грибочка.
У кого ответ готов? (3) Сколько будет? Ровно … (5)
Стала курица считать
Маленьких цыпляток:
Жёлтых пять и чёрных пять,
А всего … (десяток).
Учитель: Итак, мы выполнили первое задание. Карабас, верни нам наши названия (пауза). Карабас не хочет, чтобы мы его видели. Давайте закроем глаза, а он пусть вернёт нам конверт, где спрятал новые названия (Учитель берёт конверт и открывает его. Там таблички с названиями компонентов).
Сообщение темы и целей урока (1 мин.).
Цель:помочь учащимся сформулировать тему и цель урока.
УУД:познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; коммуникативные:строить монологическое высказывание.
Деятельность учителя:организует диалог с учащимися, в ходе которого определяется тема и цель урока.
Деятельность учащихся:участвуют в диалоге с учителем и формулируют тему и цель урока.
Методы:словесный, наглядный.
Учитель: Ну, вот, ребята! Мы нашли таблички с названиями, но они перепутаны (прикрепляю на доску).
вычитаемое
разность
уменьшаемое
Учитель: Что же мы должны узнать на уроке? (Как правильно называются числа при вычитании и поставить таблички по порядку).
Физминутка.
Цель: релаксация.
Данный этап урока использован с учётом здоровьеcберегающих технологий. Вместе с учителем обучающиеся проводят оздоровительную паузу для снятия утомляемости. Это также способствует поддержке эмоционального настроя в классе.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два - нагнулся.
Руки в локотках согнул
И тихонечко шагнул.
1,2,3,4,5,6,
А теперь тихонько сел.
Открытие нового знания (12 мин.).
Цель:познакомить с компонентами действия вычитания.
УУД: познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; использовать знаково-символические средства; уметь понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме; регулятивные: уметь понимать и принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий; уметь работать по заданному плану;уметь оценивать и корректировать полученный результат; коммуникативные:планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; умение слушать и слышать собеседника, работая в паре; личностные: умение обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Для настроя на изучение нового материала привлекаются сказочные герои- Мальвина и Буратино.
Деятельность учителя: организует практическую деятельность, вместе со сказочными героями оценивает работу детей, комментирует по мере необходимости.
Деятельность учащихся:в ходе практической работы устанавливают, почему такое название у компонентов действия вычитания, их правильный порядок в выражении.
Методы:метод практической деятельности, частично-поисковый, наглядный, словесный.
Учитель: Для спасения Мальвины к нам присоединяется Буратино. Возьмём его с собой?
Практическая работа (во время практической работы звучит голос Мальвины).
Учитель: Чтобы спасти Мальвину, нам нужно выполнить несколько заданий. Карабас её спрятал, но она может с нами разговаривать и направлять наши действия.
Мальвина: Положите перед собой на парту 6 кружочков.
Мальвина: Уберите в сторону 2 кружочка.
Мальвина: Сколько кружочков осталось? (4)
Мальвина: Как это действие записать выражением?
(У доски один ребёнок записывает выражение 6 – 2= 4 и читает его). (Мальвина оценивает «Молодец!»).
Мальвина: Верните 2 кружочка на прежнее место.
Мальвина: Сколько кружочков стало? (6).
Мальвина: Отодвиньте кружочки в сторону. Сколько их стало? (4).
Учитель: Что вы заметили? (Количество кружочков уменьшилось.)
Учитель: Как вы думаете, как называется число 6 в числовом выражении, которое мы записали?
Давайте спросим у Буратино (Он молчит).
Учитель: Буратино не знает. Кто из вас, ребята, знает? (Дети отвечают). ( Если дети не знают, то учитель обращает их внимание на таблички (уменьшили – уменьшаемое) и дети называют правильный ответ).
(Табличка «уменьшаемое» прикрепляется на доске под цифрой 6).
6 – 2 = 4
умень-
шаемое
Учитель: Что мы делали с двумя кружочками? (Мы их убирали).
Учитель: Как в математике называется действие, когда мы убираем, отодвигаем предметы? (Вычитание)
Учитель: Значит, как будет называться число, которое вычитают? (Вычитаемое)
( Если дети не отвечают, то спрашиваем у Буратино).
Учитель: Давайте спросим у Буратино (Буратино на слайде отвечает «вычитаемое»).
Учитель: Какое число в выражении будет вычитаемым? (Число 2).
(Табличка « вычитаемое» прикрепляется под цифрой 2)
6 – 2 = 4
умень- вычи-
шаемое таемое
Учитель: У нас осталась одна табличка « разность». Какое число мы так назовём?
( Число 4). (Табличка « разность» вывешивается под цифрой 4).
6 – 2 = 4
умень- вычи- раз-
шаемое таемое ность
Учитель: А что такое «разность»? Спросим у Мальвины. ( Мальвина: «Разность - это результат действия вычитания. Разностью также называется и выражение
6 – 2 (вывешивается табличка «разность» над выражение 6-2).
разность
6 – 2 = 4
умень- вычи- раз-
шаемое таемое ность
Учитель: Итак, мы вернули все таблички на свои места и приблизились к Мальвине. Но Карабас Барабас хитрый. Он просто так не отпускает никого. Давайте мы ещё раз скажем, как называются числа при вычитании (Дети хором говорят).
Физминутка для глаз.
Цель: предупреждение и снятие утомляемости глаз, способствование повышению работоспособности, активности учащихся.
Где описание? Что делают дети и что говорит учитель?
Первичное закрепление (8 мин.).
Цель:закрепить полученные знания.
УУД:познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; самостоятельно применять знания в новой ситуации;
использовать знаково-символические средства для записи решения; регулятивные: выполнять работу в соответствии с заданным планом;
участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; коммуникативные:
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли; уметь договариваться и учитывать позицию собеседника; оформлять свою мысль в устной и письменной речи; личностные: уважать и принимать чужое мнение.
Деятельность учителя: организует работу групп трёх уровней обучения (низкий, средний, высокий), выступление групп, если необходимо – взаимопомощь.
Деятельность учащихся:работают в группах, представляют свои результаты, оказывают помощь друг другу.
Учитель: Чтобы побыстрее освободить Мальвину, я предлагаю вам разбиться на группы. Каждая группа будет выполнять своё задание, тем самым приближая нас к Мальвине. (На группы делить по уровням обучения: 1 группа - с низким уровнем; 2 группа- со средним уровнем; 3 группа- с высоким уровнем).
Задание для 1 группы. Уменьшаемое равно 9, вычитаемое - 4. Запишите разность этих чисел и вычислите её.
Задание для 2 группы. Решите задачу: Утром в вазе лежало 6 яблок. К вечеру их число уменьшилось на 4. Сколько яблок осталось в вазе?
Задание для 3 группы. Вам нужно соединить название числа и его место.
9 - … = 6 вычитаемое
… - 2 =7
6 – 4 = … разность
8 - … = 5
… - 3 = 4 уменьшаемое
(Дети выполняют задания)
- Давайте проверим, как вы выполнили задания. От ваших ответов зависит, как быстро мы освободим Мальвину.
(Дети каждой группы выходят к доске, объясняют, как выполнили. Если у группы всё правильно, то их хвалит и благодарит Мальвина, а если что-то неправильно, то остальным детям предлагается им помочь.)
(Когда все задания будут проверены, на следующем слайде появляется дверь).
Повторение (7 мин.).
Цель:повторить и закрепить изученный материал.
УУД:познавательные:осуществлять анализ объектов; проводить сравнение; осуществлять выбор объекта по необходимым признакам; регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу; коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнёра; личностные: целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.
Деятельность учителя: организует решение выражений на повторение, контролирует процесс решения, организует проверку.
Деятельность учащихся: работают самостоятельно.
Методы: наглядный, самоконтроль, взаимопроверка
Мальвина: Вы знаете, что Карабас Барабас хитрый. Эту дверь он закодировал. Прежде чем открыть эту дверь, нам нужно узнать код. Код – это специальный набор цифр, который необходим для открытия замков. Для этого нужно выполнить задание.
Учитель: Найдите среди данных выражений разности. Выпишите их в тетрадь и найдите их значения (проверка по следующему слайду).
Мальвина: Вот вы и узнали код двери.
Итог урока. Рефлексия (3 мин.).
Цель:осуществить оценки учебной деятельности, соотнесение цели с результатами, степени их соответствия, осознание уровня усвоения нового материала.
УУД:регулятивные: учить самостоятельно оценивать свою работу на уроке; коммуникативные: учить оформлять свою мысль в устной речи; личностные: формировать способности к оценке своей учебной деятельности.
Деятельность учителя:организует рефлексию.
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, осуществляют самооценку уровня усвоения нового материала.
Учитель:Теперь нам осталось только открыть эту дверь ключом. Но для этого вам нужно ответить на несколько вопросов.
Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Учитель: Что понравилось больше всего на уроке?
Учитель: Теперь нам нужно найти подходящие ключи. Если вам понравилось её спасать и вы всё поняли на уроке, то возьмите золотой ключик. Если кому-то не понравилось и у вас ещё остались вопросы – возьмите чёрный ключик. (На доске две связки ключей: в одной - золотые, в другой - чёрные. Дети выходят, выбирают себе ключ и встают возле доски).
Учитель: Буратино тоже хочет нам помочь.
Учитель: И что у нас получилось? Золотых ключей больше, чем чёрных. Сможем ли мы открыть эту дверь? Поднимите ключи повыше и поверните их по кругу, как вы открываете замок в дверях. (Дети поворачивают ключи, дверь на слайде открывается и появляется Мальвина. Звучит звуковой файл).
Учитель: У нас получилось. Значит, вы нашли правильные ключи и помогли Мальвине освободиться.
(На следующем слайде появляется злой Карабас и исчезает).
Учитель: Вот и исчез злой Карабас. Надеемся, что больше он не сможет помешать ни нам, ни другим ребятам. Добро всегда побеждает зло. Урок окончен.
Список источников.
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189.
Письмо Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986).
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089.