kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок помогает обобщению знаний детей по теме «Устное народное творчество», учить различать малые жанры;

развивать память, внимание, артистические способности, навыки парной и групповой работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"»

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса

«Устное народное творчество»

Цель: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество»

Задачи:

Углубить знания детей по теме «Устное народное творчество», учить различать малые жанры;

развивать память, внимание, артистические способности, навыки групповой работы;

воспитывать любовь к книге, русской словесности, внимательное отношение друг к другу, интерес к народному искусству.

Ход урока

  1. Организационный момент. (Слайд 1)

  • Встали все красиво, поприветствуйте наших гостей. Садитесь.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг другу ладошками.

  • Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (тепло)

Желаю нам с вами тёплой атмосферы на уроке и удачной плодотворной работы.

  1. Речевая разминка.

  • Ребята, как называется фраза, которая требует правильного и быстрого произношения звуков, слогов, слов? (скороговорка) (Слайд 2)

Говорила им горилла, приговаривала,

Говорила, говорила, приговаривала.

  • Прочитайте глазками

  • Теперь все вместе прочитаем орфографически.

  • Ребята, какой звук встречается больше всего? (“Р”, “Л”)

  • Прочитаем выделяя звук.

  • С вопросительной интонацией, с восклицательной.

  • Кто прочитает, так как нужно?

  1. Актуализация знаний и постановка целей урока.

  • А к какому разделу нашего учебника скороговорки относятся? (Устное народное творчество)

  • Кто же догадался, какая тема нашего урока? (УНТ) (Слайд 3)

  • А какую цель мы перед собой поставим? Раз вы уже познакомились с этим разделом, зачем же я ещё раз про него напоминаю вам? (Чтобы обобщить и закрепить наши знания по этой теме)

  • Итак, значит, наш урок посвящён? (Обобщению по теме “ Устное народное творчество”) (Слайд 3)

  • Давайте вспомним, что такое Устное народное творчество и почему его так называют?

  • Устное народное творчество:

  • Почему устное?

Устное - передавалось из уст в уста, не записывалось. (Слайд 4)

  • Почему народное?

Народное - принадлежит народу. Автора нет.

  • Творчество?

Творчество - когда что-то придумывают, творят.

  1. Обобщение изученного.

1. - Ребята, как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством? (Рассказывают, когда кто первый раз услышал колыбельную песенку, и объясняют это понятие)

  • Кто вам пел её. (В основном колыбельную поёт мама своему ребенку, могут и папа, бабушка.)

  • А зачем мамы поют колыбельные песни? (Колыбельная песня - песня, которую поют для успокаивания и засыпания).

  • Значит, какой вывод можем мы с вами сделать?

  • Что УНТ сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле - вы родились, и над вашей колыбелью звучали колыбельные песенки.

  • Что еще мамы поют своим детям? (Потешки, пестушки) (Слайд 5)

  • А что такое потешка? Детские стишки-забавы, сопровождаются какими-нибудь движениями, чтобы ребёнок тоже в ответ выполнял эти движения.)

  • Давайте вспомним потешку. (Ладушки)


Проговаривая пестушки, мама как бы «программирует» счастливое будущее малыша, говоря об этом вслух.

  • Разница между пестушками и потешками есть, но она небольшая.


2. – Прочитайте (на слайде) (пословицы и поговорки) (Слайд)

Друг познаётся в беде.

Цыплят по осени считают.

  • Что вы знаете о пословицах и поговорках? (Мудрость народа, они относятся к устному народному творчеству)


Рассказывает Егор:

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе не беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их друзья!


  • Какие пословицы и поговорки вы знаете? (ответы детей)


3. Работа с текстом.

  • Пословица и поговорка, в чём разница?

  • Давайте попробуем объяснить.

  • На ваших партах есть статья. Ваша задача, прочитав её - найти определение. Что такое пословица? И что такое поговорка?

Работаем в парах.

  • Подчеркните зелёной ручкой.

  • Кто готов?

  • Итак, какое определение вы бы дали пословице?

Что такое поговорка?

Пословица - это народное изречение, краткое, образное выражение, содержащее народную мудрость. Пословица имеет поучительный смысл.

Поговорка - это словосочетание, оборот речи, отличающийся краткостью, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеют юмористический характер. (слайд)

- Все согласны?

  • А теперь, давайте прочитаем вслух.

  • Что ещё узнали из этой статьи? (Легко запоминаются, т.к. имеют рифму, …)

  • Молодцы.

  • 4. Работа в паре “Пословица или поговорка”

  • А теперь, ребята, проверим, как вы поняли? На розовых листочках напечатаны предложения, вы должны определить, что это - пословица или поговорка.

  1. Родина мать - умей за неё постоять. (посл)

  2. Семь пятниц на неделе. (Пог)

  3. Трещит, как сорока. (Пог)

  4. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи. (Посл)

  5. У Федорки всегда отговорки. (Пог)

  6. Сам пропадай, а товарища выручай. (Посл)

  • Кто первый?

  • Проверим. Прочитайте пословицы.

  • Поговорки.

  • Все согласны?

  • Поднимите руки, у кого было всё верно? У кого одна ошибка? У кого две? Не все справились. Какой вывод? (Надо быть внимательнее. Ещё раз вникнуть в определение.)

  • О чём были пословицы? Чему они учат? (Любить Родину, уметь дружить, не лениться)

  • А ещё есть пословица Делу время - потехе час.

  • Значит у нас сейчас, что ФИЗМИНУТКА.

V. Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

А четыре улетела.

- Ребята, какой жанр УНТ мы с вами вспомнили? (Считалка)

- А когда ими пользуются? Для чего они?

Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три

Начинаешь ты.

VI. Обобщение изученного.

  1. Даниил, слово тебе! (Сказка)

Вспомнили другой жанр УНТ.

  1. - А какие существуют сказки? На какие группы условно делятся сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных)

- На страницах вашего учебника вы познакомились с замечательными русскими народными сказками. А к какому виду они относятся? (волшебные)

  1. - Ребята, давайте вспомним признаки волшебной сказки:

  • Испытание

  • превращение,

  • волшебный предмет,

  • сказочное существо,

  • необычное место действия (Включить проектор)

Вывод. Волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй силы.

Сказочники в главных героях волшебных сказок показали самые хорошие черты характера русского народа. А события в этих сказках происходят таким образом, чтобы многократно испытывать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к детям и животным.


  1. Работа в РЭШ.РУ № 6 «Композиция волшебной сказки»

Признаки волшебной сказки мы вспомнили, теперь следующее задание. Как строится содержание волшебной сказки?

Зачин

Завязка

Развитие

Кульминация

Развязка

Концовка

  1. Работа в группах.

- Проверим, как вы запомнили содержание этих сказок.

  • Поработаем в группах. Давайте, вспомним правила работы в группах: (Слайд)

Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!

  1. Уважай своих товарищей.

  2. Умей каждого выслушать.

  3. Не согласен - предложи свой вариант.


- Возьмите оранжевые листочки и разгадайте кроссворд.

Вопросы:

1.Кто был хозяином Жар- птицы?

2.В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

3.Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма?

4.О ком сказано: «…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»?

5.К чему прикоснулся Иван- царевич в конюшне царя Кусмана?

6.Как звали невесту Иванушки-дурачка?

7.Какие яблоки росли в саду царя Берендея?

8.Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха?

Ответы:

Афронт, козлёночек, Алёнушка, конь, уздечка, Елена, золотые, перстень.


  • Какое главное слово у вас получилось? (Слайд)

  • Кто знает, что оно означает?

- Почему фольклор называют мудростью народа? (Ответы)

  • Оцените работу своей группы. Всё ли вам удалось?

  • Над чем ещё надо поработать? Как вы будете это делать?


  1. Работа в РЭШ.РУ

- А какие жанры мы ещё не вспоминали?

Отгадайте …… № 10, 13.

- Давайте попробуем спеть её.


VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Давайте подведем итоги.

  • Ребята, какая была тема нашего урока? (УНТ)

  • Какую цель мы ставили?

Вспоминая произведения УНТ, с которыми мы знакомились ранее, глядя на выставку книг, можно сказать, что УНТ сопровождает нас всю жизнь.

  • Почему УНТ называют народной мудростью?


Произведения устного народного творчества есть у каждого народа. Это эго живая память, передаваемая из поколения в поколение. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле. И мы должны гордиться своей Родиной, уважать наших предков за то богатство, которое они передали нам в виде УНТ.

- Представьте себе, что эта ниточка может разорваться, прерваться? Что надо делать, чтобы этого не случилось? (Ответы детей)

- Правильно, если мы будем петь народные песни, знать народные обычаи, пословицы, скороговорки, играть в народные игры, ценить своё прошлое, то это не случится.


  • Вам было интересно? Как вы думаете, справились?

Вы большие молодцы!


Рефлексия.

  • В волшебных сказках часто встречается яблонька с наливными яблочками. Вот и у нас выросла яблонька, но она у нас пока грустная. Почему? На ней пока нет яблочек.

  • Давайте украсим её яблочкам, оживим.

  • У вас в конвертиках есть яблочки. Вы берёте:

  • Красное яблоко – если вы считаете, что урок для вас прошёл интересно и всё получилось.

  • Жёлтое яблоко - испытывал затруднение, что-то не получалось.

  • Зелёное яблоко - получилось, но не всё, есть трудности, значит надо немного созреть.


VIII. Домашнее задание.

  • Как выдумаете, какое будет дом. задание?

а) Придумать свою волшебную сказку. (Не забудьте, о признаках волшебной сказки.)

б) Инсценировка сказки или небылицы, (в группах).

  • А сейчас по очереди выходите к доске и с помощью магнитиков прикрепите свои яблочки. Посмотрим, какая яблонька у нас выросла.

В заключении я хочу сказать:

Книги могут рассказать

Обо всём на свете.

Очень любят их читать

И взрослые и дети.


  • Урок окончен. Можете выйти.

















































Считалки - вид детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из нескольких.

  • Скороговорка - шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: "на дворе трава, на траве дрова". Скороговорка - частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья



Потешки это детские стишки-забавы, которые сопровождаются какими-нибудь движениями, чтобы ребёнок тоже в ответ выполнял эти движения.

Небылица - небольшое стихотворение или рассказ, где рассказывается о том, чего на самом деле не бывает, это неверное сообщение.


  1. Родина мать - умей за неё постоять. (посл)

  2. Семь пятниц на неделе. (Пог)

  3. Трещит, как сорока. (Пог)

  4. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи. (Посл)

  5. У Федорки всегда отговорки. (Пог)

  6. Сам пропадай, а товарища выручай. (Посл)


Правила работы в группе:

Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!

  1. Уважай своих товарищей.

  2. Умей каждого выслушать.

  3. Не согласен - предложи свой вариант.


Это то, что интересно

Посмотреть и прочитать.

Но ещё, пожалуй, лучше

По ролям её сыграть.

Может быть она весёлой,

Грустной, страшной, озорной,

Про мышонка, про медведя,

Про другой народ лесной.

Загадал я вам загадку-

Жду от вас теперь отгадку.

Есть для вас ещё подсказка.

Ну конечно, это … .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"

Автор: Калинина Лилия Викентиевна

Дата: 10.01.2023

Номер свидетельства: 622671

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по литературному чтению тема «Устное народное творчество. Сказки»"
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiutiemaustnoienarodnoietvorchiestvoskazki"
    ["file_id"] => string(6) "294337"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455636112"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Устное народное творчество. Обобщение""
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniiavo2klassiepotiemieustnoienarodnoietvorchiestvoobobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "259386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448730029"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок литературного чтения по теме "Устное народное творчество (обобщение)""
    ["seo_title"] => string(78) "uroklitieraturnoghochtieniiapotiemieustnoienarodnoietvorchiestvoobobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "257636"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448368528"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество""
    ["seo_title"] => string(64) "uroklitieraturnoghochtieniiapotiemieustnoienarodnoietvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "256055"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448037595"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Устное народное творчество."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_literaturnogo_chteniia_vo_2_klasse_po_teme_ustnoe_narodnoe_tvorch"
    ["file_id"] => string(6) "478604"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1537767998"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства