Начало урока | Вводное задание. В начале урока для создания позитивного настроя у учащихся и логического перехода к теме урока проведите игру «Светло - темно». Попеременно продемонстрируйте картинки, изображающие светлое или тёмное время суток. Учащиеся должны будут изобразить в виде пантомимы деятельность человека в разное время дня и ночи, основываясь на личном опыте. После игры предложите учащимся подумать над тем, почему при свете они были более активны, чем в темноте. Подведите учащихся к выводу: когда светло и всё вокруг хорошо видно, тогда жизнь более разнообразна. Темнота вносит ограничения в жизнедеятельность живой природы и человека. Обратите внимание учащихся, что в темноте активный образ жизни ведут те представители живой природы, которые имеют очень хороший слух, прекрасное обоняние, обладают специально адаптированным зрением. Некоторые люди по роду своей профессиональной деятельности (пекари, врачи, пожарные, полицейские, рабочие на заводах и фабриках ночной смены) работают, когда темно, спят и отдыхают в светлое время суток. | |
Середина урока | Отгадай загадку. Предложите учащимся отгадать загадку. Можно предложить прочитать её хорошо читающим учащимся. Спросите: «Почему днём светло? Что освещает Землю?» Учащиеся смогут сделать вывод о том, что днём светло, потому что солнце своим светом освещает нашу планету. Беседа. – Почему солнце светит днем, а звезды и луна – ночью? Ученики. Солнце всходит, освещает землю, начинается день. А когда заходит солнце, начинается ночь. Ночью светят луна и звезды, но их свет слабее солнца. Учитель. Наверное, в безоблачный ясный вечер вы видели на небе множество звезд. Они кажутся маленькими, сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. Самые горячие из них голубого цвета, менее горячие – красного. Звезды отличаются друг от друга размерами. Есть звезды-гиганты, а есть звезды-карлики. Еще в древности люди заметили, что некоторые звезды образуют на небе фигуры, которые назвали созвездиями. Показ карты звездного неба, созвездий. Есть созвездия Льва, Рака, Близнецов. Соедините звезды линиями (с. 33) так, чтобы получилось созвездие Льва. Ребята, а что такое Солнце? Ученики. Огромный пылающий шар. Учитель. Солнце – это тоже звезда, громадный раскаленный газовый шар. Но если Солнце – звезда, то почему оно нам кажется больше и ярче? Ученики. Оно ближе к Земле. Учитель. Если представить, что Солнце величиной с футбольный мяч, то наша Земля будет величиной с фасолинку. (Показ футбольного мяча и фасоли.) Солнце очень горячее. Без него было бы в нашем космическом доме – Солнечной системе – темно и холодно. Без него не было бы на Земле жизни, да и нас тоже. Ученые, которые изучают Солнце, говорят, что его поверхность напоминает кипящую «кашу». Температура такой «каши» – 6000 °С. Все, что попадает на Солнце, превращается в газ, даже камни и металлы. А самих ученых раньше называли звездочетами, а сейчас – астрономами.
Рассмотрите рисунки в учебнике, на примере подснежника обсудите с учащимися значимость солнечного света для развития и роста растений. 19 апреля в мире празднуют День подснежника. Этот цветок - символ наступления солнечных дней. Днём, когда тепло и светло, растение раскрывает свои лепестки, а с наступлением темноты цветок закрывается и становится похожим на капельку. Расскажите легенду о подснежнике. Однажды Зима со своими слугами, Морозом и Ветром, решила не пускать на землю Весну. Но бесстрашный Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил Солнце защитить его. Солнце согрело землю и открыло дорогу Весне! Учащиеся смогут понять: Солнце - необходимое условие для жизни растений на земле. Сравните иллюстрации, спросите: «Почему на полянке в тёмное время суток нет сороки, медвежонка и зайчонка? Что произошло с подснежниками?» Акцентируйте внимание на том, что солнечный свет является необходимым условием и для жизни животных и растений. Спросите, какие сказки с участием медвежонка и зайчонка знают учащиеся. Предложите придумать свою сказку по сюжетной картинке учебника. Для понимания естественной природы появления такого источника света, как молния, покажите учащимся короткое видео, демонстрирующее процесс образования молнии. Посмотри на рисунок. Спросите, какие источники света изображены на рисунках. Предложите рассмотреть каждый отдельно, спросите:: как называется, как освещает. Чем отличается свет Луны от света Солнца? Спросите: «Можем ли мы, если захотим, включить или выключить Солнце?» Учащиеся должны понять, что человек не может управлять естественными источниками света. Oтветы Светлячки, Солнце, звёзды, Луна - естественные источники света. Рубрика «Исследуй». Проведите исследование на улице в солнечный день. Раздайте учащимся блокноты и карандаши, чтобы они могли зафиксировать свои наблюдения в виде пометок или рисунков. Если есть возможность, организуйте экскурсию по городу. Предварительно проведите инструктаж по правилам безопасного поведения учащихся в общественных местах. Учащиеся будут наблюдать за тем, кто более активен именно в светлое время суток. Результаты наблюдений они будут фиксировать в блокнотах. Вернувшись в класс, предложите обменяться результатами наблюдения в группах. Учащиеся смогут рассказать, кого они отметили в качестве активного объекта. Общие результаты следует записать на доску, исключая повторы. | Учебник: Что такое естественные источники света, стр. 72-73 Рабочая тетрадь: Рабочий лист 47 «Что такое естественные источники света», стр. 49 Рабочий лист 48 «Естественные источники света», стр. 50 Ресурсы Сюжетные картины, изображающие светлое и тёмное время суток; фрагмент видео об образовании молнии (например, http://intellect-video.com/2888/2- seriya-pochemuchka-family-online/). |
Дополнительные задания Кубик. С целью закрепления изученного материала предложите учащимся назвать изображённые на гранях развёртки куба естественные источники света. Учащиеся смогут ответить, что будет изображено на верхней грани кубика в трёх случаях. Oтветы 2, 1, 3. | Учащиеся знают, какие искусственные источники света использует человек. Свет у нас дома. Дети смогут нарисовать искусственные источники света, которые используются в их семье. Первоклассники понимают значение искусственного света в жизни человека. Аппликация. В рабочей тетради учащиеся в технике аппликации смогут изобразить маяк, отгадав загадку-подсказку. Можно опираться на предложенный образец. Наблюдайте за тем, как ученики выполняют задания. Если ребенок без труда определяет искусственный источник, значит, он хорошо понял тему. Используйте результаты наблюдения для проведения оценивания. | Физкультминутка На солнце сверкает, Мерцает звездой… И ты повторяешь: «А что там?» Точь-в-точь как тебе, Но еще в старину Хотелось узнать Звездочетам – Смотрели на Солнце они, На Луну И тихо шептали: «А что там?» |