Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
Урок окружающего мира в 3 классе на тему:
«Строительные полезные ископаемые»
(с использованием средств ИКТ)
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Олейникова И.В.
г. Благодарный
2014-2015 учебный год
Ход урока
I.Оргмомент. Психологический настрой на урок.
- Добрый день, ребята! Меня зовут Ирина Владимировна. Мне приятно вас видеть. Давайте согреем всех своим теплом: улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение. А хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. А теперь сядьте тихонько на свои места.
II. Сообщение темы, цели урока.
- Ребята, посмотрите , пожалуйста, на экран и скажите: какие герои здесь изображены? (Семья Ивановых) (CЛАЙД )
-Так вот, семья Ивановых решила построить в посёлке Мирном новый благоустроенный дом. Давайте и мы с вами поможем им в этом!
-Но как это сделать? Кто из вас скажет, какие материалы необходимы для строительства дома? (всё, что называют дети, вывешивается на доску, возникает зрительный ряд)
-А теперь выберите из всего названного только полезные ископаемые и отдельно поместите их на доску.(вызвать 1 ребёнка)
-Видите, ребята, как много материалов нужно для постройки дома, и среди них есть даже полезные ископаемые!
-Кто догадался, какова же тема нашего урока? (Cтроительные полезные ископаемые) (CЛАЙД)
- Верно! А сейчас сформулируйте вопросы по теме урока, используя вопросительные слова:
На доске:
(Как добывают полезные ископаемые? Какие бывают строительные полезные ископаемые? Где использует человек?)
- Итак, поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего урока. А найдя ответы на них, мы поможем семье Ивановых построить новый дом.
-А какими известными вам способами, из каких источников можно получить ответы на те вопросы, которые вы сейчас задали? (Книга, Интернет, собственный опыт и наблюдения, учитель, родители)
-На сегодняшнем уроке мы будем пользоваться разными источниками.
III. Открытие нового знания.
- Ребята, кто из вас скажет, а с чего начинается строительство любого дома?
(С закладки фундамента)
-Верно. Без каких материалов здесь не обойтись?
-А где мы можем их взять?
-Верно, но прежде, чем попасть на склад, в магазин, их надо добыть, извлечь.
-Кто знает, как называется место, где добывается песок, глина, известняк?
- Наш Благодарненский район богат залежами строительных полезных ископаемых, и на территории района находятся 2 крупных карьера - Спасский и Красноключевской. Мы с вами отправимся сначала на ближайший карьер
, а вот какой это карьер, вы должны ответить, решив математическую задачу.
Задача (СЛАЙД)
Расстояние от города Благодарного до Красноключевского карьера составляет 6 км, а от города – до Спасского карьера – 20 км 150 м . Какой карьер ближе и на сколько ближе? (дети решают задачу)
-Итак, мы отправляемся на Красноключевской карьер. (на Красноключевском карьере добывают песок)
-Прежде, чем добыть песок, снимают верхний слой почвы-чернозём, затем- глину, и только глубже залегает песок. Добыть песок человеку помогают мощные машины – бульдозеры и эскаваторы. Затем он грузится на самосвалы, железнодорожные вагоны и отправляется в пункты назначения.
-Но Спасский карьер гораздо богаче.
На этом карьере добывается камень-ракушечник (или известняк) . Перед тем, как добыть этот камень, производится взрыв, откалываются глыбы камня, которые затем измельчаются. На этом карьере также добывается белый кварцевый песок. Особенность егов том, что он обогащён железом. Этот песок ценится не только в нашем крае, но и за его пределами. Cпасский кварцевый песок отправляется на стекольные заводы в Минеральные воды, города Краснодарского края, где из него изготавливают посуду из стекла (вазы, стаканы и т д)
В городе Благодарном есть тоже свой песчаный карьер, откуда песок поступает в посёлок Горячий Ключ Краснодарского края и там, на стекольном заводе, из него делают бутылки под нарзан, газированную воду.
(Видеофрагмент о добыче полезных ископаемых)
-Вот видите, ребята, как богат наш район залежами строительных полезных ископаемых!
- Вернёмся к вопросам нашего урока. На какой вопрос мы сейчас нашли ответ? ( Обращаю внимание на доску : Как добывают полезные ископаемые?) (Подчёркиваю это слово).
-Итак, ответив на 1 вопрос по теме, мы смогли возвести фундамент, основу нашего дома. (CЛАЙД )
Мы узнали, как добываются полезные ископаемые, а сейчас остановимся подробнее на строительных полезных ископаемых .
IV. Работа с учебником.
-А сейчас откройте учебники на с.19, найдите условное обозначение. На что оно указывает? (На работу в парах)
-Верно. Один из вас должен будет прочитать информацию о песке, другой – о глине и карандашом подчеркнуть те строки, где говорится об их использовании человеком. Определитесь в парах, с какой информацией будет работать каждый из вас.
-Где человек использует песок? Зачитайте.
-А глину?
-Молодцы!
-А в нашем случае строительства дома где мы найдём применение песку и глине? (песок войдёт в состав цемента, из глины сделаны кирпичи и можно сделать черепицу на крышу)
-Ребята, вы хорошо потрудились в парах, и сумели кирпичик по кирпичику возвести стены нового дома. (CЛАЙД )
А сейчас пришло время встать и отдохнуть.
V. Физминутка
Стук-стук молотком сидя на корточках и стучать кулачками по полу;
Строим, строим новый дом. медленно встать;
Ты пила пили быстрей, руками изображаем движение пилы
Строим домик для людей
То не град, то не гром (Дети встают на носочки, поднимают руки вверх,
Кровельщик на крыше. (изображают стук молотком кулачками)
Бьет он громко молотком –
Вся округа слышит. (закрывают ладонями уши)
Он новой крышей кроет дом,( руки над головой домиком)
Чтобы сухо было в нем. (наклоняются вниз, доставая ладонями пол)
VII. Продолжение открытия нового знания.
-Ребята, скажите, чем мы сейчас накрыли наш дом? (Крышей) (СЛАЙД)
-Итак, строительство дома завершено, но ведь внутри дом тоже должен быть эстетичным и уютным. Поэтому сейчас давайте побудем с вами дизайнерами,
и узнаем, какие полезные ископаемые можно использовать для оформления внутреннего пространства дома.
-Со времён Древней Греции и Древнего Рима этот материал стал одним из самых любимых материалов скульпторов, т.к. «словно светился, горел изнутри, если на него падали солнечные лучи». Мастера делали скульптуры древних богов и богинь(СЛАЙД), колонны во дворцах (СЛАЙД). Наши современники, усовершенствовав данное искусство, создали свои работы (СЛАЙДЫ).
-Ребята, кто знает, о каком материале идёт речь?
-Мрамор – это тоже полезное ископаемое, разновидность известняка. Но перед тем, как получить такое произведение искусства, его надо отполировать и придать нужную форму.
- Ребята, так можем ли мы отнести мрамор к строительным полезным ископаемым?
-Какими же свойствами должен обладать мрамор, если из него можно вылепить такие фигуры? (твёрдость )
-И сейчас мрамор используется в строительстве как отделочный материал: для изготовления лестничных ступенек (СЛАЙД), полов(СЛАЙД), раковин (СЛАЙД)
- С ещё одним полезным ископаемым вы ознакомитесь самостоятельно. Прочитайте предпоследний абзац текста на с. 21 и выделите, подчеркните ключевые слова, которые указывают на свойства этого полезного ископаемого.
-Кто зачитает ключевые слова? (твёрдость и прочность гранита)
-Где же использует человек гранит благодаря его свойствам?
-Гранит используется для отделки метрополитенов (СЛАЙД), фундамента зданий (СЛАЙД), набережных(СЛАЙД), из него делают полы и лестницы во дворцах и музеях (СЛАЙДЫ).
В нашем крае, недалеко от г Кисловодска, можно встретить природный гранит: граниты здесь идут грядой, глубоко прорыты речной водой, и в этом месте образовались знаменитые Медовые водопады (СЛАЙД)
-Скажите, ребята, на какие вопросы были сейчас даны ответы? (обращаю внимание на доску: Какие бывают полезные ископаемые? Где использует их человек? , подчёркиваю эти вопросы)
-Итак, наше строительство, возведение дома близится к концу, а сейчас ответим на такой вопрос: какие же качества характера помогли нам добиться цели? В этом вам помогут пословицы и поговорки, которые, к сожалению, рассыпались. Ваша задача – восстановить их. Работать будем в группах.
Конец делу венец.
Уменье работать дороже золота.
Старанье и труд дивные всходы дают.
Счастливым и красивым делает человека работа.
Птицу узнают в полёте, человека — в работе.
-Чему учат нас все эти пословицы?
-Подходят ли они к нашей сегодняшней работе на уроке?
(Да, мы много и упорно трудились на уроке, старались, шли к намеченной цели)
-А сейчас аккуратно переверните ваши карточки в том же порядке.
- Прочитаем хором предложение ! (Полезные ископаемые - бесценные природные богатства нашей страны!)
-Как вы понимаете эту фразу?
(Да, запас природных богатств не бесконечен, поэтому их надо беречь и охранять)
VIII. Итог урока.
-Ребята, мы с вами ответили на все вопросы?
- Достигли ли мы поставленных целей урока?
-Какие источники помогли найти ответы на вопросы? (текст, иллюстрации, собственный опыт и наблюдения, учитель, видеосюжет)
-Итак, мы с вами сумели ответить на все вопросы, а теперь – посмотрите, какой новый, красивый дом стал результатом нашего труда! (СЛАЙД)
IX. Рефлексия.
Чтобы попасть в этот дом, надо подняться по лесенке, а мы с вами давайте поднимемся по лесенке успеха.Перед каждым из вас лежит фигура человечка Подумайте, на какую ступеньку вы его поместите:
если вы считаете, что успешно справились со всеми заданиями, то поместите его на верхней ступеньке
если у вас были затруднения, но вы успешно их преодолели, то на средней ступеньке
если вам трудно и нужна помощь, то на нижней ступеньке