Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Моя семья"»
Тема «Моя семья»
Задачи:
- Дать представление о семье, её составе, истории, взаимоотношениях; показать детям правила общения в семье.
- Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям (своей семье), чувство семейной сплочённости, ответственности друг за друга.
- Развивать речь, память внимание, обогащение словаря учащихся.
Оборудование: пословицы о семье, рисунки с изображением семьи, рисунок – схема «Что объединяет членов семьи?»
1. Организационный момент. Объявление темы урока.
- Послушайте внимательно стихотворение и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.
Маму очень я люблю.
Папу тоже я люблю.
Мама мне печёт коврижки,
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я -
Наша дружная семья.
Я и бабушку люблю,
Я и дедушку люблю,
Я всегда им помогаю,
Пол мету и пыль стираю.
Мама, папа, дед и я,
Да и бабушка моя –
Наша дружная семья.
И сестрёнку я люблю,
И братишку я люблю.
С братом плаваем, ныряем,
А с сестрой в снежки играем.
Мама, папа, дед и я,
Баба, брат, сестра моя –
Наша дружная семья.
- Тема нашего классного часа «Моя семья». Сегодня на уроке мы поговорим о семье, её составе, истории, взаимоотношениях.
2. Работа по теме урока.
Родословная.
- Что такое семья?
Семья – группа близких родственников, живущих вместе. Это люди, связанные чувством и ответственностью друг за друга.
- Почему люди живут семьями, зачем создаётся семья?
- Помогает ли это избежать опасностей? Каких?
- Как вы понимаете, что значит отвечать в семье друг за друга?
- Вспомните стихотворение, которое я прочитала вам в начале урока, и перечислите членов одной семьи.
- Вокруг нас живут разные семьи. В каждой из них может быть разное количество людей (членов семьи). Семьи различаются и по числу поколений. Поколением называются люди примерно одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – дети одного поколения. – Ваши мамы и папы – среднее поколение. Ваши бабушки и дедушки - люди другого, старшего поколения.
Рассмотри рисунок №1, №2.
- Сколько поколений изображено на каждом рисунке?
- Что объединяет членов семьи? (работа с рисунком №1)
- Как членов одной семьи отличают от других семей?
У каждой семьи общая фамилия. Она одинаковая у всех членов семьи. А имена и отчество у каждого – своё.
Имя ребёнку даётся при рождении, а фамилия и отчество передаётся от отца.
На доске открывается схема.
Юля Миша Аня
Пётр Васильевич Елена Сергеевна
Василий Мария Сергей Ольга
Иванович Петровна Юрьевич Степановна
Определите по схеме имена и отчества Миши и его сестёр, имена его бабушек, имена прадедов. От кого кому предавалась фамилия «Петров»?
У Петра Васильевича есть родной брат, которого зовут Игорь. Назовите полностью имя, отчество и фамилию брата.
У каждого человека есть родственники: братья, сёстры, дяди, тёти и другие. Родственниками они называются потому, что у них общие предки: бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки. Например, если у твоей мамы есть сестра или брат (твои тётя и дядя), то у них общие родители – твои дедушка и бабушка. Всё это можно представить в виде фамильного дерева.
(рассматривается фамильное дерево семьи Миши Петрова)
Забота друг о друге.
В каждой семье родственники заботятся друг о друге, помогают друг другу. Рассмотрите рисунок №3 и расскажите: кто в семье кому и чем помогает.
- А как вы помогаете взрослым?
Чтение и обсуждение рассказа «Помощник».
Всю дорогу из школы Дима думал, как маме помочь.
- Пожалуй, почищу картошку! Вот мама удивиться! А вдруг она хочет не картошку, а макарон. А их я варить не умею.
Лучше я пол подмету и пыль вытру. И цветы полью. Это обязательно маме понравиться! А если захочу, то и пирог могу испечь!
Пришёл Дима домой. Портфель под стол бросил, куртку – на стул, а брюки – на кровать. Телевизор посмотрел, с другом по телефону поговорил, яблоко съел, в шашки сам с собой поиграл. А тут и мама пришла.
- Как мальчик хотел помочь своей маме?
- Почему он ей не помог?
- Как вы думаете, можно ли про мальчика сказать так: «Много слов, но мало дела»? Почему?
Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой»
- Мне не хватает теплоты,-
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
- Мёрзнешь ты
И в летние денёчки?
- Ты не поймёшь, ещё мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:
- Я поняла! –
И тащит одеяло.
- Как вы понимаете выражение «не хватает теплоты»?
- О какой теплоте говорилось в стихотворении?
Как нужно относиться к своим близким, чтобы им с нами было тепло и приятно?
Кто занимается домашним хозяйством.
- Какие обязанности есть у вас?
- Можно ли делить семейные обязанности на мужские и женские? Как?
Любая семья не может обойтись без хозяйственных дел: приготовление пищи, уборка квартиры, шитья, стирки, покупки продуктов, одежды.
- Как ты думаешь, может ли девочка забить гвоздь, починить табуретку, пропылесосить квартиру. Или это мужская работа? Может ли мальчик испечь пироги, постирать бельё, уложить спать малышку? Или это – женская работа?
Послушайте, что об этом думают мальчик и девочка.
Мальчик: Мужчина не должен заниматься женским делом. Он должен выполнять только самую трудную работу в доме: строить, ремонтировать, таскать тяжести.
Девочка: Я не согласна. В дружной семье все друг другу помогают и не говорят: «Это не моё дело».
- Как ты думаешь, кто из детей прав?
- А чем взрослые могут помочь вам? Посмотрите ещё раз на картинку №2.
- Чем родители помогают детям?
3. Закрепление.
- Что такое семья?
- Как члены одной семьи заботятся друг о друге?
- Кто должен заниматься домашним хозяйством?
- Какую семью можно назвать дружной?
- Что нужно делать, чтобы в семье было хорошо всем?
Если ты хочешь, чтобы в семье тебе было хорошо, а всем членам семьи было хорошо с тобой, то запомни некоторые советы:
- Обращай внимание на настроение и чувства своих близкий и умей выражать свои чувства.
- Уважай старших, прислушивайся к их советам.
- Старайся не только получать теплоту и заботу от близких, но и сам дари им своё хорошее настроение и поведение.
- Если ты будешь помогать взрослым в их хозяйственных хлопотах, то у них освободиться время, чтобы поиграть и позаниматься с тобой.
- Не забывай о волшебных словах «пожалуйста», «спасибо».
Надо относиться друг к другу с уважением, не кричать друг на друга, называть друг друга по имени, не давать своим сёстрам и братьям обидные клички. Во время разговора нельзя перебивать друг друга, нельзя вступать в разговоры старших, если вас не пригласили к разговору. Младших братьев и сестёр нельзя обижать, о них нужно заботиться.
4. Итог урока.
Давайте определим, что же главное в семье, на чём строятся крепкие семейные отношения.
Главное в семье – дружба, внимание друг к другу и понимание друг друга, а также взаимная помощь.
5. Домашнее задание. Нарисовать свою семью, подобрать пословицы о семье.