МБОУ «ООШ № 60 имени Юрия Васильевича Бабанского» г. Кемерово
Тема урока: Рыбы.
Цель: формирование общеобразовательных компетенций через реализацию учебного проекта по теме «Рыбы», с особенностями строения рыб.
1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование норм здоровье сберегающего поведения в природе и социальной среде.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формировать учебные задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
- находить наиболее эффективные способы решения поставленных задач.
- сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, готовность слушать собеседника;
Договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.
- умение вести поиск, выделять, анализировать и синтезировать необходимую информацию для ее дальнейшего представления;
- Создавать устные и письменные высказывания.
3. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- совершенствовать навыки результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;
- развивать навыки сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации, умение находить из спорных ситуаций;
- осознавать смысл учения и понимания личной ответственности за будущий результат.
- Учебник по окружающему миру 2 ч. (УМК «Перспективная начальная школа» О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова);
- Рабочая тетрадь для самостоятельных работ № 2 (О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов);
- Хрестоматия (О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова);
- Смайлики для подведения итогов в эмоциональном плане.
МБОУ « ООШ № 60 им. Ю.В.Бабанского» г. Кемерово
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Организационный момент | Предлагает начать урок энергезирующей разминкой со словами: Звонкий прозвенел звонок Он урок начать помог, Встанем вместе в дружный круг. Каждый в нем надежный друг Если трудно мы поможем, Все узнать на свете сможем. | Все берутся за руки, встают в круг и произносят дружно слова | Коммуникативные УУД |
2. Актуализация знаний | - Чего на Земле больше суши или воды? - Кто живет в воде? Загадывает загадку: Вильнет хвостом туда – сюда И нет ее и нет следа. | - воды - рыбы | Регулятивные УУД Познавательные УУД |
3. Определение темы урока и постановка цели. Слайд 1-3 | Мы не случайно говорим о рыбе. Кто догадался, какова тема урока? Откройте содержание в начале учебника, найдите и прочитайте тему сегодняшнего урока, на какой странице она находится? Откройте стр. 12-14, положите закладку. Внимательно изучите условные обозначения, материал урока и попробуйте определить цель и составить план изучения темы. | Определяют тему, находят в учебнике. Определяют цель, понимают, чему должны научиться на уроке, составляют план работы. | Регулятивные УУД |
Слайд 3 | План 1. Кто живет в воде? 2. Основные признаки рыб. 3. Почему рыбы могут жить только в воде? 4. Что едят рыбы? 5. «Записи на чешуе» (проблемы) | Высказывают свои предположения: - Чего на Земле больше суши или воды? - Кто живет в воде? - Почему рыбы могут жить только в воде? - Что едят рыбы? - Все ли рыбы питаются одинаковой пищей? | Регулятивные УУД |
Слайд 4-8 | Презентация о морских и пресноводных рыбах. | Подготовил ученик. | Познавательные УУД |
Изучение нового материала | Ребята, рассмотрите животных, изображенных на стр. 12-13. - лебедь, бобер, морской конек, - летучая рыбка, крокодил Определите какие из них рыбы? | Учащиеся работают с книгой и называют изображенных животных Высказывают свои предположения о том, что к рыбам относятся морской конек и летучая рыба. | Коммуникативные УУД Результативные УУД Познавательные УУД |
Работа в парах | Прочитайте текст на странице 12. Докажите соседу по парте: - что морской конек это рыба, - что летучая рыбка – это рыба. | Учащиеся работают в паре высказывая свои доказательства соседу по парте. | Коммуникативные УУД Результативные УУД Познавательные УУД |
| Почему рыбы могут жить только в воде, а на суше погибают? | Дети высказывают свои предположения. Рыбы дышат жабрами только в воде. | |
Динамическая пауза | А что бы правильно ответить на этот вопрос выполните задание в тетради для самостоятельной работы. Давайте немного отдохнем, выполним физкультминутку вместе с рыбками (музыкальная физкультминутка) Что едят рыбы? | Учащиеся открывают тетрадь для самостоятельной работы, находят тему «Рыбы» и выполняют задание № 9 стр. 6. Получают физическую разрядку. Учащиеся высказывают свои предположения: - водоросли, - насекомых, которые живут в воде, - червяками. | Коммуникативные УУД Результативные УУД Познавательные УУД |
Слайд 9-19 | Презентация | Выступление ученика с презентацией | Познавательные УУД |
Работа в группах | Откройте хрестоматию. Найдите в содержании тем этот вопрос. Учитель предлагает выбрать любую букву в слове РЫБА и записать ее себе на листе. | Учащиеся находят в хрестоматии тему. Что едят рыбы? Читают текст и находят ответ на поставленный вопрос. Учащиеся, записавшие одинаковую букву, собираются вместе. Так формируется 4 группы для дальнейшей работы. | Коммуникативные УУД Результативные УУД Познавательные УУД |
Планирование деятельности | Каждая группа берет карточки с изображением рыб, дает название рыбы и распределяет, к какой группе относятся рыбы: - растительноядные, хищные, всеядные. Перед началом работы, давайте вспомним правила дружной работы. | Учащиеся распределяют роли в группе, планируют свою деятельность, выбирают форму выступления. Называют установленные правила: «Будем вежливы», «Помогаем друг другу», Не перебиваем, позволяем высказаться до конца», Уважаем мнение каждого». | Коммуникативные УУД Результативные УУД Познавательные УУД |
Презентация проектов | Учитель организует презентации проекта каждой группы. Как вы думаете, какие записи есть на чешуе у рыб? ПРОБЛЕМА Чтобы научиться читать записи на чешуе познакомьтесь с текстом в хрестоматии «Записи на чешуе». О чем ты узнал по чешуе леща изображенного на рисунке? | Учащиеся представляют полученный результат, демонстрируя полученные знания и умения. Учащиеся подсчитывают количество колец на рисунке и определяют, что лещ живет 14 лет. | Коммуникативные УУД Результативные УУД Познавательные УУД |
Закрепление и применение новых знаний. | А могут ли рыбы жить у вас в доме? Найдите в словаре слово аквариум. А сейчас продолжим работать в тетради для самостоятельных работ. Стр. 10. | Рассуждение детей, высказывание своих точек зрения о том, что они могут жить, но только в аквариуме. | Коммуникативные УУД Результативные УУД Познавательные УУД |
Итог урока | Какую цель ставили в начале урока? Выполнили ли план? Как вы считаете, достигли поставленной цели? | Повторяют цель урока. Дают обобщающие ответы. | Результативные УУД |
Рефлексия | Закончите предложения: Я узнал на уроке… Я научился… Мне было трудно… Мне понравилось… Молодцы! Урок окончен. | Дают оценку своей работы. | Результативные УУД |