1.Актуализация знаний обучающихся Вспомнить изученный ранее материал о телах и явлениях | Организационный момент. (на доске прикреплены рисунки детей с явлениями природы.) - Ребята, а вы любите загадки? Тогда слушайте! Домашним заданием было подготовить рисунки. Найдите рисунки-отгадки и с их помощью составим схему «Явления природы» ЗАГАДКИ А). На минуту в землю врос Разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил Мост высокий, без перил. (РАДУГА) Б). Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце И зовут тебя все…. (СОЛНЦЕ) В). Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет. (БАБОЧКА) Г). Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (СНЕГ) Д). Меня часто зовут-дожидаются, А приду - от меня укрываются. (ДОЖДЬ) Ж). Стучат, стучат – не велят скучать. Идут, идут, а всё тут да тут. (ЧАСЫ) - Почему оставшиеся рисунки вы не использовали? Что же такое тело? А о каких явлениях природы мы не упомянули? Некоторые ребята приготовили сообщения. Послушаем их. | «Прозвенел для нас звонок, Начинается урок. К нам без опоздания Приходи старание. Помоги нам потрудиться Мы пришли сюда учиться». Дети заполняют схему, отвечая на вопросы и прикрепляя рисунки-ответы на доске. На оставшихся рисунках изображены тела. Обучающиеся рассказывают о Листопаде; Смерче; Ледоходе; Цветение. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Обобщать и классифицировать по признакам. 4. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты 1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение. 2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
2.Целеполагание Создание проблемной ситуации. Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий. | (На фоне музыки учитель читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Туча») Тучки небесные, вечные странники Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто неба изгнанники С милого севера в сторону южную. - Ребята, а вы не слышали эти стихи? Кто их написал? - Обратите внимание на запись на доске. «НЕБЕСНЫЕ СТРАННИКИ» - А кто такие странники? - Где можно уточнить информацию? -Какой словарь нам понадобится? | Дети высказывают свои предположения. (словари лежат на отдельном столе) Вызванный обучающийся находит среди всех словарей толковый словарь, ищет информацию, зачитывает всему классу. | Познавательные УУД 1. Выявлять сущность, особенности объектов. 2. На основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты 1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с полученной информации. 2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
3.Открытие новых знаний | Как вы думаете, а о каких странниках пойдет сегодня речь на уроке? По воле ветров облака могут «плавать» по небу то в одну, то в другую сторону; могут долетать до далёких стран. -Сегодня мы с вами продолжаем наблюдение, но не обычное. Мы поднимемся высоко над землёй. И с высоты птичьего полета понаблюдаем за облаками. - Ребята, а на какой вопрос по сегодняшней теме вы хотели бы получить ответ? (показывается отрывок из мультфильма «Трям, здравствуйте») -Приходилось ли вам наблюдать за облаками? А вот как увидел облака поэт, прочитает Бутылина Дария. -Обращали ли вы внимание на то, что иногда облака находятся очень высоко в небе, а другие так низко, что, кажется, вот-вот упадут на землю? Оказывается, облака могут образовываться на разной высоте. Они отличаются друг от друга по форме и имеют свои названия. Хотите узнать новое об облаках? - В солнечный день очень высоко в небе можно увидеть перистые облака. Они похожи на перья птиц, завитки, языки пламени, узловатые точки. Из перистых облаков никогда не выпадают осадки. Очень интересно, что появление таких облаков может свидетельствовать о предстоящем сильном проливном дожде через 36 часов. (фотографии перистых облаков прикрепляются к схеме) - Ниже перистых облаков проплывают кучевые облака. Эти облака напоминают снежные горы, имеют вид барашков, сквозь облака может просвечиваться чистое небо. Летом кучевые облака называют вестниками хорошей погоды. Но, как только эти облака образуют мощное скопление по вертикали – это уже облако гроз и ливней. (фотографии кучевых облаков прикрепляются к схеме) - В пасмурный день всё небо покрывают серые слоистые облака. Они висят очень низко над землей. Сгущаются и становятся грозовой тучей, а зимой образуются снежные тучи. Это облака плохой погоды. (фотографии слоистые облаков прикрепляются к схеме) - Какого цвета бывают облака? От чего он зависит? Как вы думаете, сможете ли вы узнать облака по иллюстрации? Учитель читает стихи: «Облака, облака Пышные, белые, Расскажите, облака, Из чего вас сделали. Может вас, облака, Сделали из молока? Может быть из мела? Может быть из ваты? Может быть из белой Из бумаги мятой?» - Из чего же состоят облака, как вы думаете? - Уточнит Гончарова Ксения. - Предположите, что находится в перистых, кучевых, слоистых облаках. - Посмотрите на экран и сравните свои предположения с изображением на слайде. - Поработайте в паре и выполните задание в рабочей тетради № 1 на стр. 34 № 10. - А как вы думаете, можно ли потрогать облако рукой или пройти сквозь него? Я вас удивлю. Вы общались с облаком, каждый из вас трогал руками и проходил сквозь его родного братца. -Что это за братец, вы узнаете, отгадав загадку. Летним утром спозаранку Выплывает на полянку, Расстилает белый пух, Хоть без ног он и без рук. -А что такое - туман, вы узнаете, прочитав стр. 97 в учебнике. Давайте немножко отдохнем. Мы глазами поколдуем, Круг огромный нарисуем! Нарисуем мы окно И большое облако. Нарисуем ветра бег: Глаз вниз, глазки вверх Глазки влево, глазки вправо! Все зажмурились: раз - два! Закружилась голова. Мы глазами поморгали Сразу тучи засверкали. В небо взгляд мы свой подняли Облака мы увидали. Раз моргнули, два моргнули – Наши глазки отдохнули. | Дети отвечают с опорой на собственный опыт. Дети предлагают следующие вопросы: «Из чего состоят облака?», «Как образуются?», «Какие бывают облака?» Дети смотрят стоя, совершают любые движения. (физкультминутка) Ответы детей «Бегут по небу разные зверюшки: Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки. Плывут по небу снежные утёсы И даже корабли - на них матросы. А если вы фантазией богаты. Там свой портрет отыщите, ребята». На доске прикреплена схема. Дети помогают учителю заполнять схему. Дети отвечают, опираясь на собственный опыт и слайды презентации. Цвет меняется в зависимости от времени суток, года, от высоты расположения облаков. Обучающиеся делают вывод: цвет зависит от плотности и от условий освещенности их солнцем. Обучающиеся выполняют задание № 4 на стр. 25 в тестовой тетради. Работа в парах. Меняются тетрадями, проверяют задание, сверяясь с ответами на слайде, исправляют ошибки. Ответы детей. Облака состоят из маленьких капелек воды или кристалликов льда. Сливаясь вместе, капельки воды увеличиваются. Тяжёлые капли не могут удержаться в воздухе. Вот и падают на землю: летом в виде дождя или града, а зимой часто образуются снеговые тучи, потому что холодно. Предположения детей. Проверяют выполненное задание. Ответы обучающихся с опорой на собственный опыт. Отгадка детей. Обучающиеся работают с учебником. Дети выполняют движения из стихотворения. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля Учиться узнавать характерные признаки различных типов облако на основе самоконтроля | -А теперь поработаем в группах. 1 -я группа у нас будут исследователями, они будут заполнять таблицу по заданию на ноутбуке. 2-я группа - фотографы (делят фотографии по формам облаков). 3-я группа - художники (изображают на листах бумаги гуашью виды облаков). - Ребята, как вы думаете, почему тема называется «Небесные странники»? На какие вопросы мы получили ответы? Какие открытия сделали на уроке? Рефлексия. Ребята, перед вами макеты облаков. Я предлагаю оценить нашу работу в соответствии с вашим настроением. Поднимите облачка. -А у меня какое настроение после общения с вами. (Учитель читает стихотворение К. Отарова и опускает облачка на стол детям с домашним заданием): « ЧТО Ж, ЛЕТИ, БЕЛОСНЕЖНОЕ, ДАЛЬШЕ ЛЕТИ! Я ТЕБЕ ПОЖЕЛАЮ УДА ЧИ ПУТИ, ЧТОБЫ БЫЛИ С ТОБОЮ НЕ СТРОГИ ГОЛУБЫЕ ПРЯМЫЕ ДОРОГИ. ТЫ ПРОЛЬЁШЬСЯ НА ТРАВЫ ДОЖДЁМ ПРОЛИВНЫМ, ТЫ ПРОМОЕШЬ ГЛАЗА ВАСИЛЬКАМ ПОЛЕВЫМ, ТЁПЛОЙ ВЛАГОЙ ОМОЕШЬ ПШЕНИЦУ И ЛЮДСКИЕ УСТАЛЫЕ ЛИЦА» | Дети работают в группах Представляют таблицу в электронном виде. Кучевые | Слоистые | Перистые | Бывают интересной формы, напоминают животных и человека, сооружения | Покрывают все небо, через них даже солнца не видно | Находятся выше всех других облаков. Похожи на перья | Предвестники хорошей погоды | Обычно приносят дожди | Осадков не приносят | Обучающиеся 2-ой группы добавляют к таблице выбранные фотографии. Обучающиеся 3-ей группы добавляют к таблице рисунки с изображением облаков. Ответы детей с опорой на полученные на уроке знания. Обучающиеся рисуют на облачках личико. Сравнивают свое настроение с настроением учителя. Обучающиеся получают домашнее задание на облачках - учебник стр. 96-97, т. №1 стр.35 № 11, 12 | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в группах. Личностные результаты 1.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |