5 | Открытие детьми нового знания | -Хорошо. Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование. Что означает это понятие? Работа со словарём. А в толковом словаре Ожегова говорится так: Исследование – научный труд. Исследовать – это значит: подвергнуть научному изучению; осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового. - А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? - Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием. -Мы тоже можем назвать себя исследователями. -Кто будет предметом нашего исследования? -Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм. Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы. -Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Повторим правила работы в группе. -У каждой группы будет свое задание. - Каждая группа должна выбрать капитана, который будет руководить исследовательской работой. - Капитаны подойдите ко мне за заданиями. Исследование 1: - А с чего мы начнем нашу работу, узнаем, если отгадаем загадку: Брат с братом через дорогу живут, А один другого не видит. (Глаза) Орган зрения. Задание: каждая группа получает конверт с заданиями: - Что общего и в чём различие предметов? (листы картона одинакового размера, но различных цветов ) -Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.( геом. фигуры одного цвета, но разной формы и размера) - Игрушки ( машинки). Рассмотрите игрушки, покатайте. - Рассмотрите журналы. - Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод. - После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? - Вы хорошо справились с заданием. - Помогите нашему герою увидеть красоту северного сияния. Исследование 2 Новая загадка. У зверушки –на макушке, А у нас –ниже глаз..(уши) Орган слуха. С помощью игры «День – ночь» с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки. Игра «Угадай голос». -Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить слово - ПРИРОДА. Водящий должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека) Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать. - Научное название … - Что вам помогло услышать звуки? - Вы постарались, выполнили задание верно. - Что мы еще можем услышать? - Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь? Физминутка (массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга, «качающееся дерево» - расслабление позвоночника) Исследование 3: Орган обоняния Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт. Лаборанты, возьмите по стаканчику. -Определите, что внутри, не снимая крышечки. - Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? Проведём опыт. Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? -Вы хорошо справились с заданием. Какой вывод можно сделать? - Какое научное название? - Давайте прикрепим человечку нос, чтобы он смог почувствовать прекрасные ароматы леса. Исследование 4: Орган вкуса Для продолжения работы нам снова нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их. -Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали -Значит, нам необходимо ещё одно исследование – определение воды на вкус. -Что вы ощущаете? Что помогло вам почувствовать вкус воды? -Дайте научное определение этому органу. - Правильно. Давайте нашему человечку прикрепим рот, чтобы он мог почувствовать вкус спелой ягоды. Физминутка (вращение языком внутри рта – для повышения тонуса, «медвежьи покачивания» - снятие напряжения) Исследование 5: Орган осязания Игра «Узнай, что в коробке» Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в коробке в рукавичках. Все предметы одинакового размера и формы: мяч, клубок ниток, яблоко. Коробка накрыта салфеткой. -Что ты чувствуешь? Можешь ли узнать предмет? Учитель предлагает снять рукавички и определить предмет. -Как же вы смогли определить предмет? Что помогло вам в этом? -Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке , и не смогли отгадать предмет. - Верно справились с заданием. - Поможем нашему герою ощутить мягкость лесных мхов. Практическая работа с увеличительными стёклами по плану в печатной тетради. -Вот и закончилось наше исследование. Давайте вернёмся к цели нашего урока. Цель нашего урока: изучить органы чувств и выяснить их значение в жизни человека. Достигли мы цели, получили ли результат? | Работа со словарём Ожегова Варианты детей Варианты детей - Человек (на доске) Предмет нашего исследования человек, вернее, его организм. Дети проговаривают правила: 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Говори только по делу. 5. Работайте дружно, помогайте друг другу. Капитаны получают задания Выступление представителей от групп: - глаза помогают нам видеть различные цвета. - Глазами мы различаем форму и величину предмета. С помощью глаз мы можем наблюдать движение предметов. - С помощью глаз мы можем читать журналы и книги. Вывод: - Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира. (Орган зрения) Прикрепляют глаза человечку Учитель включает звуки различных предметов -Орган слуха -Уши Разные звуки природы, речь, музыку Вывод: Уши - орган слуха. Именно он помогает нам ориентироваться в мире звуков. Нарисовать уши Дети прикрепляют уши -Невозможно: глаза не видят, уши не слышат. - нос (Приглашается представитель от группы. Он закрывает глаза и определяет по запаху чеснок, апельсиновую дольку, лук). Вывод: Чтобы выполнить задание нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи. - Орган обоняния. Дети прикрепляют нос Затруднение в ответе Дети определяют воду на вкус -язык - Язык - это орган вкуса. Вывод: Орган вкуса помогает нам познакомится со свойствами предмета, когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. Дети прикрепляют рот Дети описывают предмет, но точно назвать его не могут. Дети отгадывают предмет и достают его из коробки. -При помощи рук -При помощи кожи Вывод: На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа- это орган осязания. Дети прикрепляют ручки Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе | 4 мин. 1 мин. 20 мин. |