Урок окружающего мира разработан по УМК "Школа России". В ходе урока использованы игровые приёмы обучения. Урок направлен на развитие интеллекта учащихся, укрепление внутрисемейных отношений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2. развивать речь и мышление учащихся, умение работать в парах;
3. воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким.
Ход урока
1. Психологический настрой.
Учитель: Подарите улыбку друг другу. Прикоснитесь друг другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?
Дети: Тепло.
2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чём, вы узнаете, отгадав ребус.
(на доске ЯЯЯЯЯЯЯЯ)
Дедушка, бабушка, дедушка, бабушка, мама и папа и Я!
Я Я Я Я
Я Я
Я
Учитель: Кто догадался? Мы начинаем изучать новый раздел и первая тема в этом разделе «Моя семья» (на доске большими буквами)
Учитель: А о чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (ответы детей)
Учитель: Мы выясним, что такое семья, что объединяет членов семьи, чем семья отличается от группы людей, как называют членов семьи и как называют людей одного возраста.
3. Решение учебной задачи.
-Прочитайте на доске высказывание великого русского писателя Л.Н. Толстого
"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".
Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
Учитель: Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А как вы понимаете слово семья? ДЕТИ
В толковом словаре Д.Н. Ушакова об этом говорится так: «Семья- группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.»
Учитель: А как вы думает, всегда ли люди жили семьями?
До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, показали, что люди жили небольшими группами. Женщины уже тогда заботились о своём потомстве. А мужчины снабжали женщин и детей едой, но это еще были не семьи. Дома вы приготовили небольшие проекты. Кто из ребят хочет рассказать о своей семье?
(дети представляют свои пректы)
А сейчас сыграем в игру «Кто есть кто?» и узнаем, как хорошо вы знаете свои семьи.
-Даша, а ты для мамы кто? Дочь
-Вадим, кто тебя называет сыном? Мама
-Костя, ты для бабушки кто? Внук
-Настя, ты для брата кто? Сестра
-Сережа, мамин брат тебе кто? Дядя
-Лина, сестра твоей мамы для тебя кто? Тётя
-Антон, ты для папы кто? Сын
-Карина, ты для дедущки кто? Внучка
-Алена, у твоей тети есть сыновья, они для тебя кто? Братья
4. Физминутка
*** Встаньте все те, ...
У кого есть старший брат.
У кого есть младшая сестра.
У кого бабушка и дедушка живут здесь в селе
У кого есть младший брат.
У кого есть старшая сестра.
У кого есть тётя или дядя.
Похлопайте в ладоши, если вы дети для своих родителей.
Учитель: Что значит для меня моя семья?
Конечно- счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь,
Но очень-очень важных.
*** Пальчикова гимнастика
Чтобы продолжить работу, вспомним членов семьи на пальчиках.
Это пальчик - дедушка, (крутим большими пальцами)
Это пальчик — бабушка, (сгибаем указательные пальцы)
Этот пальчик — папа, (сгибаем средние пальцы)
Этот пальчик - мама, (сгибаем безымянные пальцы)
Этот пальчик — я, (сгибаем мизинцы)
Вместе дружная семья. (хлопаем в ладоши)
5. Работа в парах: Выберите из предложенных слов только те слова, которыми можно охарактеризовать счастливую семью: счастье, любовь, зло, уют, дети, забота, терпение, грубость, ответственность, уважение, чистота, дом, смех, грязь, тепло.
(Ученики в парах составляют кластер-ромашку)
6. Работа с учебником. Откройте учебник на странице 56-57.
-Рассмотрите рисунки. Прочитайте надписи. Кто изображен на рисунках? ЧЛЕНЫ СЕМЬИ.
-Почему вы так считаете?
-Чем заняты члены семьи?
-Что объединят членов этой семьи? Труд и отдых.
-Как зовут детей?
-Почему взрослых называют по имени отчеству?
-Что еще может объединять семью? Праздники. Традиции. Дела. Заботы.
Учитель: Как правило, семья имеет общую фамилию, передающуюся от отца к сыну. Так может продолжаться много веков. Каждая семья имеет свои корни и свои ветки, как дерево.
Посмотрите, как некоторые семьи создают "Семейное дерево". (плакат, образец семейного древа)
7. Физминутка
Покружились дочери!
Сыновья присели!
Внучки наклонились!
Братья потянулись!
Сестры улыбнулись!
А теперь все дети в раз
Прыгаем еще 5 раз!
Поиграли, порезвились
И на место удалились.
Семья- это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
«Школьная семья»
- Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьёй?
- У нас с вами тоже семья, только школьная семья. И впереди год совместной учёбы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют... Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.
- Каковы ваши обязанности в семье? (ответы детей)
- Точно так же у нас в классе - никто за нас не придёт навести порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге. Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей семье было тепло, уютно.
Рефлексия
-Хорошо, когда в семье все быстро и дружно справляются с домашними делами и остаётся свободное время для любимого занятия. А во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, слушать музыку, смотреть любимую передачу, играть, шутить, вместе гулять. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был мир и понимание. Берегите своих близких, любите свои семьи.
-Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передается от родителей к детям.
-А может ли человек жить один и называть себя семьёй? (нет)
Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды, он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был он очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь? - спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри! - сказал старик. - Все мы живём в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сёстрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась - ? СЕМЬЯ!
Учитель:
- Давайте сейчас мы украсим классное дерево яблочками.
Девочки, сёстры и дочери украсят дерево красными и оранжевыми яблочками.
Мальчики, братья и сыновья украсят дерево зелёными яблочками.
А кто не знает, как себя назвать, повесит на дерево коричневое яблочко.
- Что нового вы сегодня узнали? О чём вы сегодня расскажете дома?