1 | Органи- зацион ный момент Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | - Ребята, приглашаю вас на урок окружающего мира. Всем, всем добрый день! | Прочь с дороги, наша лень, Не мешай учиться, Не мешай трудиться | Л – проявление интереса к поставленной теме Р– волевая саморегуляция |
2 | Актуализация знаний Цель: Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение | На прошлом уроке мы познакомились с пословицей «Делу время , а потехе -час». Давайте вспомним, что она обозначает Ачто обозначает слово потеха? О каких новых играх вы узнали дома Мы обязательно поиграем в эти игры на уроке физкультуры. | Делай дело, но не забывай и о потехе или игре . Игра «Салки» ,«Светофор», «Гуси», «Прятки», «Казаки – разбойники»» | К – умение слушать мнение других, умение оформлять свою мысль в устной речи. Р -самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
3 | Постановка проблемы. Цель: 1) Выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. 2) Согласовать цель и тему урока. | Посмотрите на эти рисунки..но у нашей выставки нет названия Как можно назвать эту выставку одним словом У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и родные. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это? Назовите их . - Раньше на Руси говорили : семья – это семь Я. Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответ? На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить. | Высказывают предположения. Семья (Мама, папа, бабушка, дедушка) (Семья) Высказывают предположения. Что такое семья. Какой должна быть семья. Какие правила должны быть в семье. | (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя |
4 | Проектирование и фиксация нового знания. | - А где мы можем узнать точное лексическое значение слова. Давайте их послушаем, тех кто нашел значение этого слова Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково. Что же такое семья? А сейчас послушайте древнюю китайскую легенду. Учитель: В давние времена жила одна семья, в которой насчитывалось 100 человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово. Учитель: Какое слово написал старец, вы узнаете, если переставите слоги. Возьмите карточку розового цвета и вместе составьте это слово. Что же написал старец? Что значит это слово? Общаться друг с другом, помогать, давать советы. | В словарях Ученик: Я искал значение слова «Семья» в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова: СЕМЬЯ - это группа живущих вместе близких родственников. Ученик: Я искал значение слова «Семья» в толковом словаре Дмитрия Николаевича Ушакова: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Ответы детей Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге По ни ма ни е 1 2 3 4 5 Работа в парах По ни ма ни е | Р– волевая саморегуляция Р– целепологание, постановка учебной задачи К - слушание и понимание речи других Л – проявление интереса к поставленной теме П- умение ориентироваться в своей системе знаний П– умение находить ответы на вопросы. Установление причинно следственных связей. |
5 | Первичное закрепление нового материала. | А теперь я предлагаю вам открыть учебник с.52 и заглянуть в семейный альбом. Кого вы видите на этой фотографии? - В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, уважали друг друга и любили. Поколение – это люди одного возраста, живущие в одно время. Раньше семьи всегда были большими. В семье было по 6-7,а то и 10 детей. Все старались жить дружно. Сейчас тоже есть и большие семьи и маленькие. Откройте свои тетради, где нарисовано ваше семейное дерево. Сравните вашу семью и семью в учебнике. Какя семья больше? К нашему уроку ученики Максим и Вика провели исследование. Давайте их послушаем Какой вывод вы сделали?Ккаких семей оказалось больш? Маленьких или больших? О какой семь вы Саша, расскажи нам о своей семье и покажи свой рисунок.
О семье очень много составлено пословиц и поговорок. Две из них у вас в учебнике. Прочитает их ....... Как вы понимаете их: Если в семье все хорошо, то и клад не нужен.Если в семье все любят друг друга, то всем в такой семье хорошо. | Бабушка, дедушка дети взрослые Высказывают предположения Высказывают предположения Мы узнавали каких семей в нашем классе больше? В нашем классе семей из 3 чел.- ,из 4ч.- , из 5 ч. - , из 6ч- , и самая большая семья нашего класса состоит из 7 человек. Это семья Хузиной Саши. В нашей семье 7 человек. Мы помогаем друг другу. Старшая сестра помогает маме ухаживать за малышами. Я помогаю братику. Папа и мама помогают всем нам. Мы все любим друг друга. | П Принятие и сохранение учебной задачи. Умение организовывать свою учебную деятельность. Умение анализировать и делать выводы. К – планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером. К Умение слушать других, формулировать мысли вслух. |
6 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Ребята, давайте, , подберем слова, которые нам помогут ответить на вопрос, который мы ставили в начале урока. -Какой должна быть семья ? какие 7 Я должны присутствовать в вашей семье, Задание 2: (Работа в парах) - Ребята, обсудите в парах, что должно царить в доме, чтобы всем членам семьи жилось хорошо? Выберите и приклейте, только те лучики для солнышка, чтобы семья, живущая под его лучами, была счастливой. (Дружная, большая, трудолюбивая, любящая, заботливая, счастливая, славная, милая, единая.) У вас на столе тоже есть солнышки, попробуйте оценить себя .Как вы сегодня поработали на уроке. Все ли вам было понятно. Нарисуйте солнышку свое настроение. А закончим мы наш урок стихотворением. Семья - это счастье, любовь и удача. Семья - это летом поездки на дачу. Семья - это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты, Семья - это труд, друг о друге забота, Семья - это много домашней работы. Семья - это важно! Семья - это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая наша семья. | Понимание дружба любовь уважение помощь | (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. К – планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером. |