3. Работа над новой темой. Работа по учебнику. Фонетическая зарядка. Что говорит бабушка внучке – грязнуле? (А-я-я-я-яй) Что мы сейчас произносили? - Когда мы произносим звук, встречает ли наш язычок преграду? - Как проходит звук - свободно или нет? - Сделайте вывод, какой новый звук? - Почему он гласный, докажите? - Каким цветом обозначим его в звуковой схеме? - Расскажите, что вы узнали о новом звуке. Учитель предлагает рассмотреть постер, отгадать, где буква собралась путешествовать. На что похожа буква Я? (К) 1. Прослушивание стихотворения или чтение детьми на с. учебника Просмотр презентации про букву Я Артикуляционная гимнастика. Чтение слогов открытых и закрытых по таблице. Дополнение слогов до слов Какие звуки обозначает буква Я в начале слова и после согласного? Чтение столбиков слов №2 2. Соотнесение. - Что изображено на картинках? (Якорь, ягода, ящерица, земля) - Назовите слова, выделение первого звука. - Характеристика звука. - Где может стоять новый звук? - Назовите свои слова, где новый звук стоит: в начале слова, в середине, в конце. 3. Штриховка. - Выполнить штриховку по образцу. - Составить звуко - буквенную схему слова - якорь. Критерии. 1. Раскрасить звуковую схему. 2. Поставить ударение. 3. Разделить на слоги. Динамическая пауза «Вверх рука и вниз рука». Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Приседание с хлопками: Вниз - хлопок и вверх - хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.) 4. Знакомство с буквой, заучивание стихотворения. - Как обозначаются звуки на письме? - Посмотрите, это буква –Я я Буква Я шагает гордо Всем на свете буква Я Доложить готова: -А вы знаете , кто я? Вы не знаете , кто я? Я не только буква Я- Буква, Слог, И слово! - На что похожа буква Я? - Что обозначает буква? - Место буквы на ленте букв? Критерии. 1. Рассказал стихотворение самостоятельно. 2. Рассказал стихотворение с помощью учителя. - Называем слова, если буква Я в начале слова – хлопаем раз, в середине слова- два, в конце – три раза.. - (ярмарка, Яма, Данияр, ястреб, стоя, заяц, семья, земля) Работа в прописи №3. Рассматривание элементов буквы. Предварительный просмотр анимированного слайда. Прописывание в воздухе. Прописывание строчной буквы Я. Правила правильной посадки при письме. Прописывание слогов и слов: ля, ря, ся, яма, язык. 4. Закрепление и коррекция знаний. Работа по учебнику. (Г, И) 3. Чтение и составление схем детьми на доске к первым двум предложениям. (К, Г) 4. Работа со стихотворением. Нахождение слов с буквой Я. (И, Г) Составление схем слова «якорь», (К) Заселение буквы Я в домик – лента букв. Заучивание правила о букве Я в начале слова и после согласного. (К, И) Итак буква Я продолжает своё путешествие на рыбалку. Выясняет с детьми, что летом можно пойти позагорать на пляже. Дети объясняют, что нужно взять с собой на пляж, как правильно загорать, чтобы не получить тепловой и солнечный удар. В игровой форме дети рассматривают ситуации правильного поведения на воде и вблизи водоемов. Игра «Рыбалка». На магнитных рыбках записаны загадки. Дети берут удочку с магнитом на конце и, «вылавливая» рыбку, отвечают на вопросы о нахождении звука. Загадки: 1.Может и разбиться, Может и свариться. Если хочешь, в птицу превратиться. (Яйцо) 2. Всегда во рту , а не проглотишь. (Язык) Физминутка «А над морем - мы с тобою!». Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем - мы с тобою! (машут руками, словно крыльями.) Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй, (делают плавательные движения руками.) Работа в прописи №3. Пополнение словарного запаса - выяснение значений слов-отгадок. Фонетический разбор слов «моряк» и «якорь». Списывание с письменного текста. Моряк и маяк - друзья! Списывание с печатного текста. Данияр - молодой моряк. Игры, упражнения с буквой Я. 1. Игра «Что везешь, автомашина? Все, что есть на букву Я». Учащиеся придумывают слова с буквой я, которые привезет машина. 2. «Угадай слово»: Бык - могучий великан, в детстве был ... (теленком), толстый увалень баран - тоненьким ... (ягненком). 3. «Кто быстрее найдет слово». Учитель показывает картинки: яхта, ясень, ящик, заяц, яблоко. Дети находят на доске записанное слово, читают его. Электронная физминутка для глаз. 4. Игра «Буква потерялась». Кто быстрее всех найдет букву и прочитает слова? Земл.. .ника, клу...ника, корз.. .на, .. .года, мали...а. 5. Игра «Слоговое лото». Составьте слова из слогов: я, бя, ре, та, бло, ко, зем, ля. |