Неизвестно, кто и когда запустил первого воздушного змея. Это был первый аппарат тяжелее воздуха, который человек заставил летать. Произошло это более двух тысяч лет тому назад.
В одной китайской легенде говорится так:
«Когда-то очень давно крестьянин работал в поле и, спасаясь от жары, надел на голову шляпу, сплетённую из бамбука. Вдруг налетел сильный порыв ветра, а с ним с головы крестьянина улетела и шляпа.
Он бросился вдогонку, но смог поймать только тесёмку – так и бежал, держа летящую шляпу за верёвочку. В какой-то миг крестьянин понял, как это забавно - летающая бамбуковая шляпа. И смастерил своим детям воздушного змея.»
Первые воздушные змеи были просто игрушкой. Потом они попали на войну. С их помощью подавали сигналы, вели переговоры между войсками. Ещё змеев начиняли порохом и взрывали над головами врагов. Древние китайцы умели летать на воздушных змеях. Такой полёт был очень опасен и часто оканчивался гибелью «лётчика». Поэтому в основном на змеях отправляли рабов.
Было у воздушных змеев и мирное назначение. Они перебрасывали верёвки через широкие реки и глубокие горные ущелья. А потом уже к верёвкам крепились деревянные пешеходные мосты.
Ученые разных стран с помощью змеев измеряли температуру воздуха на разных высотах, его давление, состав газов, силу и постоянство ветров.
Змеев использовали в работе Ломоносов и Ньютон.
Американский ученый Б.Франклин запускал воздушных змеев в грозу, чтобы изучить молнию.
Наблюдая полёты воздушных змеев, учёные сформулировали основные законы аэродинамики, науки о поведении летательных аппаратов в воздухе.
Воздушный змей участвовал в создании аэрофотосъемки (то есть фотографировании с воздуха). Первые в истории снимки с воздуха были сделаны с его помощью.
Воздушные змеи внесли свой вклад в создание радио. Они поднимали в небо проволочные хвосты-радиоантенны.
На воздушных змеях пытались летать. Но повторить то, что умели древние китайцы, не получалось. Но это не останавливало, а только воодушевляло энтузиастов. Мир охватила настоящая «полётная лихорадка».
Создателями самолёта считаются американские братья Райт. Свою первую модель они испытывали сначала как простого воздушного змея. Первые полёты О. Райт совершил на самолёте лёжа на нижнем крыле. Впоследствии аппарат был доработан и у пилота появилось сиденье. После появления первых самолётов попытки летать на змеях прекратились. Самолёты были совершеннее и позволяли не просто парить, но управлять полётом.
Однако воздушные змеи продолжали использоваться в науке и технике. В первую очередь военными.Они наблюдали за противником. Воздушные змеи вели себя более устойчиво, чем воздушные шары. Из-за малых размеров противник не так легко мог их сбить.
В последние годы возник новый вид спорта – кайтинг. Он представляет собой катание на воде с помощью воздушного змея.
В мае 2010 года японцы запустили в космос спутник с красивым именем Икарос. Этот спутник будет лететь с помощью солнечного ветра. Для этого у него есть солнечный парус, который похож на воздушного змея.
С помощью этого «солнечного змея» учёные хотят исследовать особенности движения аппаратов под действием солнечного ветра.
Используемые ресурсы
http://www.skysnake.ru Традиции воздушных змеев.
http://www.moikompas.ru Воздушный змей.
http://www.vmireinteresnogo.com Братья Райт испытали летательный аппарат тяжелее воздуха.
http://www.sitekd.narod.ru История воздушного змея.