kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сочинение по картине Н.В Оввчинникова "Здравствуй, Земля!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Сочинение по картине Н.В. Овчинникова «Здравствуй, Земля!»

Тип урока: Урок развития речи

Цель:

- Продолжать учить детей понимать и «читать» картины разного жанра, умение выражать свою гордость, свое отношение к герою картины - Андрияну Николаеву.

Задачи :

 

1 Формировать умение  создавать оригинальный текст;

2 Развивать умение писать сочинение по картине, речевую культуру обучающихся;

3 Привить учащимся любовь к своему народу и родному краю, формировать чувство уважения и гордости за причастность к великому наследию чувашского народа.

 Воспитывать любовь и уважение к своему земляку – космонавту А.Г. Николаеву.

Словарная работа: добиваться при устном ответе обучающихся полного развёрнутого   ответа с использованием сложных предложений.

Оборудование:

  1. Портрет Н В Овчинникова
  2. картины Н.В.Овчинникова «Здравствуй, Земля!», «На Родине»;
  3. - наборы картин в различным жанром;
  4. - видеозапись «Полет Андрияна Николаева в космос»;
  5. - грамзапись чувашской песни «Герою космоса».

 

Предварительная работа:

- Рассматривание картин Н.В.Овчинникова «Здравствуй, земля!», «На Родине».

- Беседа о жизни А.Николаева («Детские и школьные годы Андрияна», «Слово о сыне», «Светлые ключи», «Перед дальней дорогой»)

- Посещение краеведческого музея (Зал космонавтики)

                                        

 

 

 

Ход урока:

I.Орг. момент

II. Объяснение новой темы:

Подготовка учащихся к восприятию картины.

1. Вступительное слово учителя

           Его мы любим всей душой,

И стар, и молодой.

Он дважды космос покорял,

Чувашию всю удивлял.

Про кого же мы сегодня будем говорить? (А.Г.Николаев)

- Правильно, про Андрияна Григорьевича Николаева. Что мы знаем про него? Родился и учился в с.Шоршелы; трудное детство: отец умер рано, мать четверых детей растила одна; он работал в колхозе помощником комбайнера; закончил Марпосадский лесной техникум, работал в Карелии мастером, учился и работал в Центре подготовки космонавтов.

50 лет назад мы сделали первый шаг в Космос. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе был выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом стал Юрий Алексеевич Гагарин. Началась новая эпоха – освоение Космоса.

Третьим космонавтом в нашей стране, а пятым в мире стал наш земляк, уроженец села Шоршелы Марпосадского района Андриян Григорьевич Николаев. 11-15 августа 1962 года он совершил свой первый полёт на корабле «Восток – 3». Весть об этом событии разлетелась по всему миру.

В пятнадцати километрах от Шоршел на берегу Волги стоит городок Сендерварри – по-русски Мариинский Посад. Здесь после школы в Марпосадском техникуме учился будущий космонавт.

В 1950 году его призвали в армию, Андриян стал курсантом школы воздушных стрелков., а через два года совершил первый самостоятельный полёт. «Я был в небе совершенно один! – восторгался он. – Передать словами чувства лётчика, оказавшегося один на один с небом, очень трудно, их можно сравнить разве  с первыми шагами ребёнка».

После окончания военного училища в 1954 году ему присвоено звание лейтенанта и началась его служба военным лётчиком. В 1960 году он, пройдя успешно все испытания, был зачислен в отряд космонавтов.

А в 1970 году вместе с космонавтом Виталием Севастьяновым он совершил свой второй полёт, который длился 18 суток. В ходе экспедиции  они совершили ряд научных экспериментов.

Героические подвиги Андрияна Николаева вдохновили  писателей, художников и композиторов. П. Хузангай, В. Давыдов-Анатри, Г. Орлов и П. Афанасьев создали поэмы. Известный чувашский поэт, драматург Яков Ухсай с восторгом писал:

                                  Наши деды крыши выше

                                   Не бывали никогда,

                                  Но светила им над крышей

                                  Недоступная звезда.

                                  Ты ракету к ней направил

                                  Поднял неба целину

                                  И Чувашию прославил,

                                  И прославил всю страну.

Учитель  включает  видеозапись  полета А.Г.Николаева в космос.

 

 Вся страна, вся Чувашия рукоплескала герою космоса. Поэты сочиняли стихи, художники писали картины в честь Андрияна. Вспомните, пожалуйста, на чьих полотнах мы знакомились с А.Г.Николаевым. (На полотнах художника Н.В.Овчинникова).

Итак, перед нами картина Н.В. Овчинникова «Здравствуй, Земля!..» (Обучающиеся рассматривают картину, делятся первыми впечатлениями)

 

     2 Выступление обучающегося (о творчестве художника Н. Овчинникова):

     Н.В. Овчинников – профессор живописи, народный художник СССР, лауреат Государственной премии Чувашской Республики. Учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Главной темой его произведений в 50-70 гг ХХ века являлась современность, его герои, его время – герои-победители, время победителей, время активного действия. Поэтическое восприятие мира прослеживается в его пейзажной живописи. Пейзаж присутствует во всех его тематических картинах как сфера действия человека, его многотрудного творчества. (демонстрация картин «Первая борозда» «Трудовая Волга» ,«Трудные километры»,«Лесорубы»

 

3. Слово учителя: Величайшие события времени – подвиги человека в освоении космического пространства, полёт нашего земляка А.Г. Николаева в космос – глубоко взволновали Н.В. Овчинникова, вдохновили на создание новых произведений. В творчестве художника начинается новый этап, рождается космическая тема.

 

     4.Беседа по картине:

 – Что изобразил художник на картине «Здравствуй, Земля!..»? ( И портрет А.Г. Николаева, и пейзаж)

 – Кто изображён на переднем плане? (А.Николаев, Художник хотел подчеркнуть, что он на этом полотне самый главный).

 –  Больше половины пейзажа занимает небо. Почему художник отдаёт предпочтение в пейзаже небу? (Потому что А. Николаев – космонавт, он покорил небо. Художник взаимосвязывает небо и космонавта.)

 – Какое здесь небо? (светлое, чистое, с дымкой только что спустившегося корабля…)

 – Какие качества можно увидеть в характере А.Г. Николаева? (Сильный, уверенный, радостный, мужественный…)

      – Что в руке у Николаева? (Полевые цветы)

      – Как вы думаете,  почему художник нарисовал его с цветами в руках? (Хотел показать, что космонавт рад возвращению на Землю)

      – Во что одет  космонавт? (в специальный лётный костюм оранжевого цвета)

      – О чём думает Андриян Николаев, глядя вдаль? Представьте себя на месте А.Г. Николаева. Расскажите, что вы видите, что слышите, что чувствуете? (высказывания детей)

5. Рассматривание картины Н.В Овчинникова «Здравствуй Земля!»

Вопросы:

  1. В каком году была создана картина Н.В.Овчинникова
  2. К какому из жанров изобразительного искусства вы бы отнесли ее?

6. Вывод учителя:

     Картина «Здравствуй, Земля!..», написанная Н. В. Овчинниковым, хранится в Чувашском государственном художественном музее. Она посвящена лётчику-космонавту, дважды Герою Советского Союза А.Г. Николаеву. Замысел полотна появился в августе 1962 года во время первого полёта Андрияна Николаева в космос. Название будущей картины подсказал Ю.А. Гагарин, когда Н. В. Овчинников показал  космонавтам в Звёздном городке 10 эскизов. Создана картина в двух вариантах.

     Фигура А. Г. Николаева чётким силуэтом вырисовывается на фоне неба с воздушными облаками. Низкий горизонт подчёркивает монументальный строй композиции холста. Чистыми, ясными красками автор придал картине оптимистичность. Лицо космонавта озарено улыбкой, чувством исполненного долга перед Родиной.

 

7. В процессе беседы составляется сложный план описания картины:

  1. Н.В. Овчинников– основоположник профессионального изобразительного искусства Чувашии.
  2. Композиция.
  3. Пейзаж.
  4. Авторский замысел.
  5. Вывод.

8.. Работа над сочинением

 

III.Домашняя работа: завершить сочинение.

    

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине Н.В Оввчинникова "Здравствуй, Земля!" »

Тема: Сочинение по картине Н.В. Овчинникова «Здравствуй, Земля!»

Тип урока: Урок развития речи

Цель:

- Продолжать учить детей понимать и «читать» картины разного жанра, умение выражать свою гордость, свое отношение к герою картины - Андрияну Николаеву.

Задачи :

 

1 Формировать умение создавать оригинальный текст;

2 Развивать умение писать сочинение по картине, речевую культуру обучающихся;

3 Привить учащимся любовь к своему народу и родному краю, формировать чувство уважения и гордости за причастность к великому наследию чувашского народа.

Воспитывать любовь и уважение к своему земляку – космонавту А.Г. Николаеву.

Словарная работа: добиваться при устном ответе обучающихся полного развёрнутого ответа с использованием сложных предложений.

Оборудование:

  1. Портрет Н В Овчинникова

  2. картины Н.В.Овчинникова «Здравствуй, Земля!», «На Родине»;

  3. - наборы картин в различным жанром;

  4. - видеозапись «Полет Андрияна Николаева в космос»;

  5. - грамзапись чувашской песни «Герою космоса».



Предварительная работа:

- Рассматривание картин Н.В.Овчинникова «Здравствуй, земля!», «На Родине».

- Беседа о жизни А.Николаева («Детские и школьные годы Андрияна», «Слово о сыне», «Светлые ключи», «Перед дальней дорогой»)

- Посещение краеведческого музея (Зал космонавтики)




Ход урока:

I.Орг. момент

II. Объяснение новой темы:

Подготовка учащихся к восприятию картины.

1. Вступительное слово учителя

Его мы любим всей душой,

И стар, и молодой.

Он дважды космос покорял,

Чувашию всю удивлял.

Про кого же мы сегодня будем говорить? (А.Г.Николаев)

- Правильно, про Андрияна Григорьевича Николаева. Что мы знаем про него? Родился и учился в с.Шоршелы; трудное детство: отец умер рано, мать четверых детей растила одна; он работал в колхозе помощником комбайнера; закончил Марпосадский лесной техникум, работал в Карелии мастером, учился и работал в Центре подготовки космонавтов.

50 лет назад мы сделали первый шаг в Космос. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе был выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом стал Юрий Алексеевич Гагарин. Началась новая эпоха – освоение Космоса.

Третьим космонавтом в нашей стране, а пятым в мире стал наш земляк, уроженец села Шоршелы Марпосадского района Андриян Григорьевич Николаев. 11-15 августа 1962 года он совершил свой первый полёт на корабле «Восток – 3». Весть об этом событии разлетелась по всему миру.

В пятнадцати километрах от Шоршел на берегу Волги стоит городок Сендерварри – по-русски Мариинский Посад. Здесь после школы в Марпосадском техникуме учился будущий космонавт.

В 1950 году его призвали в армию, Андриян стал курсантом школы воздушных стрелков., а через два года совершил первый самостоятельный полёт. «Я был в небе совершенно один! – восторгался он. – Передать словами чувства лётчика, оказавшегося один на один с небом, очень трудно, их можно сравнить разве с первыми шагами ребёнка».

После окончания военного училища в 1954 году ему присвоено звание лейтенанта и началась его служба военным лётчиком. В 1960 году он, пройдя успешно все испытания, был зачислен в отряд космонавтов.

А в 1970 году вместе с космонавтом Виталием Севастьяновым он совершил свой второй полёт, который длился 18 суток. В ходе экспедиции они совершили ряд научных экспериментов.

Героические подвиги Андрияна Николаева вдохновили писателей, художников и композиторов. П. Хузангай, В. Давыдов-Анатри, Г. Орлов и П. Афанасьев создали поэмы. Известный чувашский поэт, драматург Яков Ухсай с восторгом писал:

Наши деды крыши выше

Не бывали никогда,

Но светила им над крышей

Недоступная звезда.

Ты ракету к ней направил

Поднял неба целину

И Чувашию прославил,

И прославил всю страну.

Учитель включает видеозапись полета А.Г.Николаева в космос.


Вся страна, вся Чувашия рукоплескала герою космоса. Поэты сочиняли стихи, художники писали картины в честь Андрияна. Вспомните, пожалуйста, на чьих полотнах мы знакомились с А.Г.Николаевым. (На полотнах художника Н.В.Овчинникова).

Итак, перед нами картина Н.В. Овчинникова «Здравствуй, Земля!..» (Обучающиеся рассматривают картину, делятся первыми впечатлениями)


2 Выступление обучающегося (о творчестве художника Н. Овчинникова):

Н.В. Овчинников – профессор живописи, народный художник СССР, лауреат Государственной премии Чувашской Республики. Учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Главной темой его произведений в 50-70 гг ХХ века являлась современность, его герои, его время – герои-победители, время победителей, время активного действия. Поэтическое восприятие мира прослеживается в его пейзажной живописи. Пейзаж присутствует во всех его тематических картинах как сфера действия человека, его многотрудного творчества. (демонстрация картин «Первая борозда» «Трудовая Волга» ,«Трудные километры»,«Лесорубы»


3. Слово учителя: Величайшие события времени – подвиги человека в освоении космического пространства, полёт нашего земляка А.Г. Николаева в космос – глубоко взволновали Н.В. Овчинникова, вдохновили на создание новых произведений. В творчестве художника начинается новый этап, рождается космическая тема.


4.Беседа по картине:

– Что изобразил художник на картине «Здравствуй, Земля!..»? ( И портрет А.Г. Николаева, и пейзаж)

– Кто изображён на переднем плане? (А.Николаев, Художник хотел подчеркнуть, что он на этом полотне самый главный).

– Больше половины пейзажа занимает небо. Почему художник отдаёт предпочтение в пейзаже небу? (Потому что А. Николаев – космонавт, он покорил небо. Художник взаимосвязывает небо и космонавта.)

– Какое здесь небо? (светлое, чистое, с дымкой только что спустившегося корабля…)

– Какие качества можно увидеть в характере А.Г. Николаева? (Сильный, уверенный, радостный, мужественный…)

– Что в руке у Николаева? (Полевые цветы)

– Как вы думаете, почему художник нарисовал его с цветами в руках? (Хотел показать, что космонавт рад возвращению на Землю)

– Во что одет космонавт? (в специальный лётный костюм оранжевого цвета)

– О чём думает Андриян Николаев, глядя вдаль? Представьте себя на месте А.Г. Николаева. Расскажите, что вы видите, что слышите, что чувствуете? (высказывания детей)

5. Рассматривание картины Н.В Овчинникова «Здравствуй Земля!»

Вопросы:

  1. В каком году была создана картина Н.В.Овчинникова

  2. К какому из жанров изобразительного искусства вы бы отнесли ее?

6. Вывод учителя:

Картина «Здравствуй, Земля!..», написанная Н. В. Овчинниковым, хранится в Чувашском государственном художественном музее. Она посвящена лётчику-космонавту, дважды Герою Советского Союза А.Г. Николаеву. Замысел полотна появился в августе 1962 года во время первого полёта Андрияна Николаева в космос. Название будущей картины подсказал Ю.А. Гагарин, когда Н. В. Овчинников показал космонавтам в Звёздном городке 10 эскизов. Создана картина в двух вариантах.

Фигура А. Г. Николаева чётким силуэтом вырисовывается на фоне неба с воздушными облаками. Низкий горизонт подчёркивает монументальный строй композиции холста. Чистыми, ясными красками автор придал картине оптимистичность. Лицо космонавта озарено улыбкой, чувством исполненного долга перед Родиной.



7. В процессе беседы составляется сложный план описания картины:

  1. Н.В. Овчинников– основоположник профессионального изобразительного искусства Чувашии.

  2. Композиция.

  3. Пейзаж.

  4. Авторский замысел.

  5. Вывод.

8.. Работа над сочинением


III.Домашняя работа: завершить сочинение.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Сочинение по картине Н.В Оввчинникова "Здравствуй, Земля!"

Автор: Салюкова Ольга Петровна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144224


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства