Цель: формировать у учащихся целостное представление о Кубани, чувство патриотизма, любви к Отечеству на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, развивать познавательный интерес к истории Краснодарского края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок мужества "Краснодарскому краю - 81"»
Уром мужества «Краснодарскому Краю – 81 год»
Цель: формировать у учащихся целостное представление о Кубани, чувство патриотизма, любви к Отечеству на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, развивать познавательный интерес к истории Краснодарского края.
Задачи:
воспитание у подрастающего поколения чувства любви к своей малой родине, её истории и культуре;
знакомство детей с историей развития и становления Краснодарского края;
привитие любви к национальному наследию, к родной земле, природе;
Оборудование: презентация, карта Краснодарского края, цветные полоски бумаги в виде радуги, презентация, конверты с заданием.
Ход классного часа:
1.Вступительная беседа:
Звучит песня Н. Тананко «Краснодарский мой край»
-Дорогие друзья, вы услышали замечательную песню. О чём она?
Конечно же, о нашем любимом родном крае, о Кубани.
- А знаете ли вы, что 13 сентября 2018 года мы празднуем день рождения Краснодарского края? 81 год – это много или мало? А на этот вопрос вы ответите в конце нашего классного часа. А сейчас я приглашаю вас в путешествие. Готовы?
2. Виртуальное путешествие по Краснодарскому краю.
1 остановка «Назад в прошлое» (учитель прикрепляет к доске полоску красного цвета)
Работа с картой.
-13 сентября 1937 года был образован Краснодарский край. Произошло это в результате разделения Азово-Черноморского края на Ростовскую область и Краснодарский край.
- Велик ли Краснодарский край сейчас? Судите сами.
Площадь Краснодарского края составляет 76 тысячквадратных километров. Протяженность края с севера на юг – 370 км, с запада на восток – 380 км. По своим размерам Краснодарский край превосходит ряд европейских государств (Грузия, Армения, Эстония, Латвия, Дания, Голландия, Чехословакия; Бельгия и Швейцария вместе взятые).
- Если мы решим обойти наш край пешком, то идя со скоростью 5км/ч и днём и ночью, потратим на это путешествие 308 часов, или 13 суток. На автомашине, идущей со скоростью 60 км/ч, этот же путь можно проделать всего за 6 часов. А космический корабль, летящий со скоростью 10 км/с промчится над краем всего за 37 секунд. На сегодняшний день в Краснодарском крае проживает более 5 млн. человек. В состав края входят 38 районов, 26 городов, 1717 сельских населенных пунктов.
- Как у каждого человека есть фамилия, имя и отчество , так у каждой страны, края, города есть своя символика.
Краснодарский край имеет свои символы. Назовите их (гимн, герб,флаг).
Я предлагаю вам вспомнить цвета флага Краснодарского края и определить что они означают и приглашаю ребят- «историков».
Игра «Собери флаг» (из разноцветных полос, прикреплённых к доске ребята выбирают полоски малиновую, синюю и зелёную, составляют флаг)
Малиновый цвет- благополучие, радость
Синий цвет- слава,верность, цвет мира.
Зелёный цвет- надежда, изобилие, дружба.
-Угадайте, какой из гербов принадлежит нашему краю?
(«историки» из нескольких гербов выбирают нужный)
- А кто помнит нашего губернатора, который заботится о нас? Кондратьев Вениамин Иванович.
- Что вы знаете о гимне нашего края? Как надо вести себя во время исполнения Гимна?
Автор Гимна Кубани полковой священник казачьего войска Константин Образцов. Написана песня в 1914 году, она помогала казакам поднять боевой дух, вспомнить вольную любимую Кубань. Не для всех казаков Кубань была родиной, большинство из них переселилось на эти земли по величайшему велению императрицы Екатерины. Но как мила, как люба им стала эта раздольная земля и поэтому с гордостью каждый из них произносил: «Ты, Кубань, ты наша Родина!».
(ребята -«историки» немного рассказывают о создании гимна)
Звучит гимн Кубани. Ребята встают.
2 остановка « Нет в мире краше Кубани нашей» (учитель прикрепляет к доске полоску оранжевого цвета
Просмотр презентации. (Несколько учащихся в это время рисуют красоты Кубани)
Кубань – это край необозримых степей, высоких гор, покрытых лесными массивами. Буйный, сказочный мир природы неодолимо манит людей, заставляет волноваться при встрече. Неоглядные равнины сменяются холмистыми полями, ласкают взор лесные массивы и цветущие субальпийские луга, чаруют своей красотой теснины гор и ущелья, глубокие каньоны рек, голубые воды озер и морей. Жемчужиной России называют нашу землю. Живописные побережья двух морей – Черного и Азовского, горы, покрытые девственными лесами, и озера с целебными грязями, многочисленными минеральными источниками.
Всю эту красоту передали ваши рисунки, ребята. Я приглашаю группу «художников», которые изобразили красоты нашей Кубани.
(Группа ребят выходят к доске и рассказывают, что они изобразили на своих рисунках.)
3 остановка «Казачьему роду- нет переводу»
Ученик:
В кубанских станицах негромких
И в шуме больших городов
Живут рядом с нами потомки
Из славных казачьих родов!
Проходят века за веками, Но кровные узы крепки.
Где были отцы казаками, Сыны родились - казаки.
Под песни родимых сторонок
Растут не по дням – по часам!..
Глядишь, озорной казачонок
Уж скачет на лошади сам!
На прадеда очень похожий –
Характер – то пламень, то лед!
Он станет защитником тоже, На смерть за Россию пойдет!
Он будет достоин той славы, Что предком добыта в бою
За Веру свою, за Державу,
За Русь, за Кубань, за семью!
Физминутка.
Учитель: Действительно, Краснодарский край - это казачий край. Ведь первыми переселенцами на Кубани и основателями станиц были казаки-черноморцы. Атаман Захарий Чепега, полковник Савва Белый, войсковой судья Антон Головатый-именно эти славные имена вошли в историю казачества.-
А я, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Знаешь ли ты кубанские диалекты». Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с записанными словами. Через 2 минуты проверяется знание детьми кубанских диалектов.
Вечерять - ужинать
Шукать - искать
Тикать - убегать
Балакать - разговаривать
Бачить - видеть
Кавун - арбуз
Рэготать - хохотать
Рушник – полотенце
4 остановка «Героическая»
Учитель: Степное раздолье- родная земля!
Всего ты дороже и краше!
Зелёной листвою шумят тополя
О славе и мужестве нашем..
(В. Подкопаев)
- В суровые годы войны весь народ встал на защиту своей Родины. Отважные сыны Кубани сражались и на родной земле, и вдали от любимых городов и станиц.
- В 1975 году в городе Тимашевске был открыт музей. Это музей одной семьи- семьи Степановых. Девять сыновей вырастила Епистиния Фёдоровна. И все они героически погибли, защищая Родину.
- Неувядаемой славой покрыли себя защитники Новороссийска. Малой Землёй названа береговая полоса, бои за которую продолжались более 7 месяцев. Каждый метр был изрыт минами и снарядами. Фашисты сбросили на город 17000 бомб.Но герои не только выстояли, но и перешли в наступление. За мужество и храбрость его защитников Новороссийску было присвоено звание «Город- герой».
- В воздушных боях на Кубани наш земляк-летчик истребитель Александр Покрышкин, проявив боевое мастерство, сбил 20 вражеских самолетов и стал трижды Героем Советского Союза.
В память о погибших в годы ВОВ во всех населенных пунктах края построены мемориалы и памятники. Наша Родина помнит кубанских героев, многие из которых были вашими прадедами.
5 остановка «Олимпийская»
Ребятам даётся задание из разноцветных букв по номерам собрать слово.
о
л
и
м
п
и
а
д
а
1
2
3
4
5
6
7
8
9
-В каком городе нашего края проводилась зимняя олимпиада?
- В каком году? Назовите символы Олимпийских игр в Сочи?
Выберите этих героев из предложенного ряда.(Работа в парах)
Белый мишка, леопард и зайка.
-Какие вы знаете зимние виды спорта? Какими качествами обладают спортсмены?
- Совсем недавно, в прошлом году, наши земляки прославили нашу родину на Олимпиаде в Рио. Всего же на Олимпиаде в Рио выступали 25 спортсменов, так или иначе представляющих кубанский спорт. Кубанские спортсмены завоевали
7 наград, из них четыре золотых медали, одна серебряная и две бронзовые.
Мы гордимся нашими славными победителями и призёрами Олимпийских игр.
И так, Краснодарский край – это спортивный край.
6 остановка «Замечательные люди»
За два с лишним века истории нашего края их было много- замечательных людей, отдававших свои силы, знания, здоровье на благо родной земли.
Богат наш край
Моря и горы на Кубани есть,
Но самый главный капитал Кубани -
Простой и скромный труженик – народ.
Не зря на Кубани существует традиция встречать гостей добрым пышным караваем. В кубанский урожай вложен труд многих людей .
Хлеб – это источник жизни. Всю свою жизнь Павел Пантелеевич
Лукьяненко выводил новые сорта пшеницы. И жизнь его оборвалась на пшеничном поле.
Мы славим людей кубанской науки. Это русский селекционер
Василий Степанович Пустовойт, посвятивший свою жизнь выведению новых сортов подсолнечника.
Краснодарский край – это «Край хлеба». Красота земли Кубани не могла оставить равнодушными творческих людей, писателей и поэтов.
Чтение произведений кубанских поэтов (тексты раздаются детям)
1 ученик
Могучие горы,
Степные просторы,
Приморского берега грань….
Леса и поляны,
Сады и лиманы – всё это родная Кубань. (В.Подкопаев)
2 ученик
Густой туман плывёт низиной.
Покоем полнится земля.
И, держат небо, как корзину,
Над хуторами тополя. ( К. Обойщиков)
3 ученик
Мне дороги кубанские рассветы
И свежий запах скошенных полей,
Степных цветов красивые букеты,
Пуховые седины тополей
Мне дороги кубанские равнины,
Сады и реки, горы и моря –
Все эти живописные картиныЖивут с любовью в сердце у меня! (Е.Александров)
Первым из них был Виктор Горбатко. Три полета в космос совершил наш прославленный земляк. И каждый раз брал с собой горсть родной земли.
Вслед за ним в космос поднялись и другие замечательные сыны Кубани: Виталий Иванович Севастьянов, Анатолий Николаевич Березовой и Геннадий Иванович Падалка.
Наши учёные:Очаповский С.В.,Пустовойт В.С., Лукьяненко П.П.
Наши космонавты: Горбатко В.В., Севастьянов В.И.,Березовой А.Н., Падалка Г.И.
Композиторы и искусствоведы:Коваленко Ф.А.- основатель картинной галереи в г. Екатеринодаре, Пономаренко Г.Ф.- известный композитор.
-Итак, ребята, скажите сколько же лет исполняется нашему краю в 2018 году? 81 год - это много или мало? Представьте человека, которому столько же лет. Стар он или млад? А Кубань вы можете назвать старухой? Она молодеет, потому что люди, живущие на Кубани делают ее краше, современнее, лучше.
- Посмотрите: у нас на доске после путешествия появилась радуга. Вот он какой-наш радужный край! Самый красивый, героический, казачий, спортивный Краснодарский край. Радуга - редкое явление в жизни природы. Оно всегда приносит радость. Так пусть в ваших сердцах живёт радость от того, что вы живёте на Кубани.
Помните, что вы – будущее Кубани, от вас зависит, какой будет земля наших дедов, отцов, будьте достойны ее прошлого, в ваших руках ее будущее. Не забывайте историю, гордитесь своими предками, берегите то, что вам досталось по наследству!
- Не забывайте о том в каком удивительном месте вы живёте, если есть на земле рай, то это - Краснодарский край! (все вместе)