Цели деятельности учителя: закрепить знания учащихся по истории своей семьи; развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умения вести диалог; воспитывать интерес к изучению отношений членов семьи.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника, об интересных событиях в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству и фамилии) членов своей семьи; получатвозможность научитьсяотбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для себя событий; интервьюировать членов семьи; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; составлять экспозицию выставки; использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты.
Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностьюпонимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление;формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.
Личностные:формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические –сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные:ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу;оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные:осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: презентация на тему «Моя семья»
Ход урока
I. Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II.Мотивация учебной деятельности
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав загадку.
Сегодня наш урок, друзья,
Про удивительных семь «Я»!
Кто они мне подскажите?
Тему вы определите!
Учитель: Кто догадался? Ответы детей.
III. Сообщение темы урока
Учитель: Молодцы, а каковы ЦЕЛИ нашего сегодняшнего занятия.
IV. Изучение нового материала
1.Беседа по теме урока
Учитель: Приступим к выполнению 1 цели: разберёмся, что же такое семья.
Пока мы послушаем ваши рассуждения на эту тему, я попрошу 1 человека найти в словаре Ожегова это понятие.
Как вы понимаете слово семья?
( ответы детей)
Вот как трактуется понятие "семья" в словарях.
С.И.Ожегов - 1. Это группа живущих вместе близких родственников.
2. объединение людей, сплочённых общими интересами.
Д.Н.Ушаков - Семья- группа людей состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Прочитайте высказывание великого русского писателя Л.Н.Толстого:
(На доске написано высказывание)
"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".
Учитель: Как вы понимаете эти слова?
Скажите, а эта семья счастлива, как вы думаете?
2.Строительство Дома Мечты
Учитель: . Дом... Это слово знакомо всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. Давайте построим дом своей мечты.
Какие же 7 Я должны присутствовать в вашей семье, чтобы она была счастливой?
Но строительство дома начинается с закладки фундамента.
Что же будет у нас фундаментом, узнаем из древней китайской легенды.
Учитель: В давние времена жила одна семья, в которой насчитывалось 100 человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
Учитель: Какое слово написал старец, вы узнаете, переставив слоги?
Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание»)
Это и будет фундаментом нашего дома.
Какие кирпичики выберем для постройки, чтобы семья, живущая в этом доме была бы дружной?
( Дети по группам из кирпичиков строят дом своей мечты)
лень
грубость
ложь
ссоры
жадность
злоба
равнодушие
труд
любовь
вежливость
честность
помощь
дисциплина
дружба
Физкультминутка
Наша дружная семья: (марш на месте)
Мама, папа, брат и я. (наклоны влево, вправо, назад, вперёд)
Спортом любим заниматься, (рывки руками перед грудью)
И, конечно, закаляться. (рывки руками вверх-вниз)
Мы - счастливая семья, (прыжки на месте)
Мама, папа, брат и я. (вдох – руки вверх, выдох – руки вниз).
Учитель:
А о чьей семье говорилось в физкультминутке, вы узнаете, открыв учебник на стр.56-57.
Составьте небольшой рассказ по плану:
ПЛАН
1. В семье ___ … человек.
2.Маму зовут … Ей нравится…
3. Папу (дедушку) зовут … Он любит...
4. Имя брата (бабушки)… Он (она)…
Что же объединяет всех членов семьи?
Разгадайте ребус.
(Фамилия)
У вас на листочке для каждой команды написана фамилия той семьи, которая хочет жить в вашем построенном домике. Превратите каждую букву фамилии в положительное качество членов этой семьи. И пока звучит песня о семье, работаем в группе.
Защита
Если есть время
В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.
Выполним несколько упражнений – игр.
4.Игра " Кто кому кто?"
– Арина, ты кто для мамы? (дочь)
– Стёпа, кто называет тебя сыном? (папа)
– Никита, ты кто для бабушки? (внук)
– Катя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
– Женя, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
– Лиля, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)
V. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья».
1. Знакомство с материалами учебника
Учитель. Благодаря чему вы узнали о важных и памятных событиях в жизни вашей семьи?
Ученики. Благодаря фотографиям из семейного альбома.
Учитель. Что чаще всего запечатлеют на фотографиях?
Ученики. Важные моменты в жизни всех членов семьи: праздники, совместные поездки, путешествия.
Как же будет выглядеть ваш проект?
(На примере семьи учителя)
Песня"Моя семья" на мотив песни "Маленькая страна".
Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.
Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.
Там солнца лучик поселился и греет он меня.
Припев:
Маленькая страна - это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.
Подарок своей семье – солнечное тепло с пожеланием.
Давайте семейные ценности чтить, Давайте всегда своих близких любить, Ведь только в семье мы поддержку найдем, Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!