Предмет | «Математика» |
Учитель | Боровкова Елена Анатольевна |
Образовательное учреждение | МБОУ «СОШ №2» город Волгореченск |
Класс | 4 «В» |
Тема II триместра: | «Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение)» |
Тема урока | «Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями» |
Тип урока | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) |
Технология построения урока | 1) Организационный этап: создание учебно-игровой ситуации, проведение инструктажа, распределение ролей. 2) Самоопределение к деятельности. 3) Актуализация знания: совершенствование навыков табличного и внетабличного деления и умножения. 4) Практическая деятельность учащихся. 5) Физкультминутка. 6) Продолжение практической деятельности учащихся. 7) Рефлексия (самооценка) 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Подведение итогов урока. |
Цель урока | Создание условий для проявления познавательной активности и развития творческой индивидуальности обучающихся при закреплении приёмов письменного умножения чисел, оканчивающихся нулями. |
Задачи урока | Личностные: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, воспитывать активную личность. Предметные: закрепить знания письменного приёма умножения на числа, оканчивающиеся нулями; углублять знания детей в выбранной предметной области; формировать информационную культуру учащихся; развивать правильную математическую речь, творческие способности, логическое мышление учащихся; развивать познавательные процессы. Метапредметные: Познавательные: поддерживать научно-исследовательский интерес; учить использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач; учить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; учить осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; Регулятивные: учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; учить самостоятельному учёту выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале; обучать навыкам самоконтроля, самооценке; научить учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и интересы; учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учить строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи. |
Основные термины и понятия | Умножение, деление, скорость, время, расстояние. |
Планируемые результаты | Личностные УУД: формирование устойчивого познавательного интереса к предмету; способности к организации самостоятельной учебной деятельности, адекватного понимания причин успешности или не успешности в своей оценке. Регулятивные УУД: постановка учащимися учебной задачи, использование на уроке уже известных способов действия и имеющихся знаний, оценка результатов своей работы, самопроверка. Коммуникативные УУД: умение работать в паре, группе, согласованно выполнять совместную деятельность, взаимный контроль, выражать в речи свои мысли и чувства. Познавательные УУД: строить логические рассуждения; произвольно и осознанно владеть общими умениями (решение примеров, задач). |
Материалы и инструменты | Алгоритм умножения на карточке |
Приемы и методы | Активное восприятие, творческая деятельность; метод мотивации учебно – познавательной деятельности: контроля и самоконтроля, практический; метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся; метод стимулирования и мотивации; методы проблемного обучения: частично – поисковый, исследовательский метод. |
Ожидаемый результат | Предметные: В конце урока ученики: 1.Знают алгоритм письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями. 2.Умеют письменно умножать на числа, которые оканчиваются нулями. Метапредметны 1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы. 2.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: 1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками. |
Используемые современные технологии | Информационные и коммуникативные технологии. Технология проблемного обучения (проблемный диалог, проблемная ситуация для определения границ знания – незнания обучающихся). Здоровьесберегающие технологии. Обучение в сотрудничестве (парная работа) . Технология развития критического мышления (маркировочная таблица). Технология игрового обучения. |
УМК | «Школа России» |
Формы организации учебной деятельности | Индивидуальная, парная. |
Межпредметные связи | Русский язык, окружающий мир |
Оборудование | Мультимедийный проектор, экран, компьютер, школьная доска. Мультимедийная презентация . |
Интернет ресурсы | Сеть творческих учителей, сообщество - ИКТ в начальной школе, «Электронные физкультминутки» |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1) Организационный этап: Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся. -организует проговаривание правил поведения на уроке; - организует проговаривание девиза урока; -организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности; создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | - Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. - Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра… улыбнитесь. - Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть успешным, жизнерадостным, здоровым? - Улыбаясь друг другу, какие эмоции вы получили? Учитель предлагает занять свои рабочие места. - Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделали 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок? - Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока. На доске: Девиз нашего урока: «С МАЛОЙ УДАЧИ НАЧИНАЕТСЯ БОЛЬШОЙ УСПЕХ». - Как вы понимаете данное высказывание? - Вы с ним согласны? Не будем терять времени. | Проговаривают девиз урока - Пожелания друг - другу успешной работы на уроке. Вспоминают правила «рабочего» человека. | Регулятивные: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - настроить обучающихся на позитивную деятельность. |
2) Самоопределение к деятельности: мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне. | - Посмотрите на слайд: «Четвёртое лишнее» - Что можете сказать, по какому признаку можно найти лишнее? - Как называются такие числа? - Какое правило умножения повторили? | -Высказывания детей - Надо вычислить 55* 100 = 5500, а в других произведениях три нуля: 27000, 31000, 47000. - Круглые числа - Умножение на 10, 100, 1000. | Личностные: - самоопределение темы урока. - Регулятивные: - научить строить речевые высказывания в устной форме; - формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием. Коммуникативные: - научить формулировать собственное мнение и позицию. |
3). Актуализация знания: совершенствование навыков табличного и внетабличного деления и умножения. | - Посмотрите на круглые числа 27000, 31000,47000, 5500 -Как они называются по количеству цифр? -Как назвать одним словом? - Какие действия мы умеем производить с круглыми числами? - На какие числа можно умножить каждое число? ( Записать полученные произведения на доске) - Подумайте, какая тема нашего урока? - Какие цели поставим перед собой? 1. Закреплять умение решать примеры на умножение чисел, оканчивающихся нулями 2. Решать задачи -Хорошо, молодцы! - Вспомним алгоритм умножения чисел, оканчивающихся нулями. Возьмите листочки на партах. В паре расставьте по порядку, какие действия выполняются сначала, а какие потом. Проверка СЛАЙД Возьмите лист самооценки и оцените свою работу: + - всё получилось верно - - возникли трудности 0 – ничего не понял | -Пятизначные, чытырёхзначные. - Многозначные - Умножать Предложения детей. Высказывания детей - Умножение круглых чисел - Продолжать учиться решать примеры на умножение Парная работа | Познавательные, коммуникативные, предметные УУД: - закрепление навыка логического мышления; - проводить сравнение по заданным критериям; - освоение способов решения проблем поискового характера; - овладение навыком анализа объектов с выделением существенных признаков при работе с текстом; - умение работать в группе; - самостоятельное создание способов решения проблем; - осуществлять анализ учебного материала; - овладение навыком работы с источником информации. |
4). Практическая деятельность учащихся: a) самостоятельное решение примеров с объяснением; | - Вам необходимо решить числовые выражения, которые мы составили. - Итог: что важно помнить при решении примеров такого вида? | (Решают примеры). 2 примера -1в. 2 примера-2в. Проверка ( за доской 2 ученика) - Правило умножения на числа, оканчивающиеся нулями и хорошо знать таблицу умножения. Отмечают лист самооценки | Регулятивные УУД: - строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; - определять последовательность своих действий на уроке; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
5). Физкультминутка. | СЛАЙД (Физминутка музыкальная). | | |
6). Продолжение практической деятельности учащихся: Решение задачи Самостоятельная работа | - СЛАЙД 1. Запишите выражение: Проверка 2. Отгадайте загадку: Быстрее ветра мчится зверь — Был здесь, а где же он теперь? Мгновенно взяв отличный старт, Уже у финиша...(гепард) СЛАЙД: - Прочитайте самостоятельно текст. Что это? (задача) - Докажите, что этот текст является задачей. (есть условие и есть вопрос) - Прочитайте условие. - Прочитайте вопрос. Беседа по задаче. - О чем говориться в задаче? (о гепарде) - Что сказано о гепарде? (за добычей он пробегает 130 м за 5 секунд) - Какой вопрос в задаче? (сколько метров преодолел бы гепард за 30 секунд с одинаковой скоростью?) Как удобнее записать краткое условие?(таблицу) - Какие слова запишем в столбики? (скорость, время, расстояние) - Где главный вопрос задачи? Поиск решения задачи. - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет) - Почему? (мы не знаем, скорость гепарда) - А сможем её найти? (да, т.к. она одинаковая, зная время и расстояние ) - Каким действием? (действием деления) - А теперь зная скорость и время, можем найти расстояние? (да) - Каким действием? (умножением) - Мы ответили на главный вопрос задачи? (да) Решение задачи. - Самостоятельно запишите решение задачи. Взаимопроверка «5» - 5 примеров верны «4» - 4 примера «3» -3 примера | (4000*15+ 230* 30 = 66900 Читают задачу. Записывают таблицу и заполняют её. Решают задачу 130: 5 = 26 (м/с) – скорость гепарда 26 * 30 = 780 (м) Ответ: 780 м преодолеет гепард за 30 секунд. | Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД: - осуществлять отбор необходимой информации, выделять главное; - осуществлять анализ учебного материала; - строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; - слушать и понимать речь других; - осуществлять самоконтроль; - рационально строить самостоятельную деятельность. Личностные УУД: - создать условия для формирования логического мышления. |
7. Рефлексия (самооценка). | - Мне бы хотелось знать, как каждый оценивает сегодня свой труд, свои старания. - Может кто-то считает, что он поработал сегодня очень хорошо, потому что у него замечательное настроение, или потому что задания были несложные, или потому что вам было интересно сегодня. | (Ученики дают оценку деятельности, показывают сигнальные карточки, ставят отметку своей работе). | Регулятивные УУД контроля (самоконтроля), коммуникативные УУД: - определять критерии оценивания выполнения работы; - анализировать свою деятельность; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам. |
8). Подведение итогов урока. | - Какова же была главная цель нашего урока? (научиться выполнять умножение многозначных чисел на число, оканчивающееся нулями) - Достигли мы цели? На следующих уроках мы еще будем работать и отрабатывать знания и умения, полученные сегодня, и дома вы еще потренируетесь. Оценивание учащихся | ( Учащиеся вспоминают тему заседания, подводят итог, говорят о проблемах, возникших в ходе урока, как справлялись с ними в ходе урока, кто помогал в трудных ситуациях). | Регулятивные, коммуникативные УУД: - оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |