ФИО автора: Кащеева Надежда Ивановна, учитель начальных классов Саумалкольской СШ №1
Тема: Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями
- Цель: Закрепить навык умножения чисел, оканчивающихся нулями; упражняться в решении задач на движение, на нахождение площади фигуры.
- Развивать навыки устного и письменного счёта, умение сравнивать числа.
- Воспитывать чувства взаимопомощи; развивать интерес к математике, активность и внимание учащихся.
Возраст учащихся: 10 лет
Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: Урок систематизации знаний.
Вид урока: Урок – практикум
Оборудование: презентация, карточки рыбная кость, тесты
Ход урока:
І. Организационный момент.
Целевая установка. Психологический настрой.
Необычный день у нас,
И гостями полон класс
Что гостям сказать нам надо?
- Видеть вас мы очень рады!
Чтоб урок прошел прекрасно,
Хорошо, отлично, классно
Говорю вам пожеланье:
Пожелание удачи, пожелание добра
Пожелание терпенья и, конечно же, уменья
Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра, улыбнитесь.
Сегодня мы на уроке продолжим работу над умножением и делением чисел оканчивающихся нулями. И конечно же поговорим о энергосбережении. Мы убедимся в том, что энергосбережение- это не только экономия, но и умное потребление. Конечно речь пойдет о электроприборах. Что может сделать каждый из вас для достижения этой цели. И начнем сегодня с вами создавать свой современный энергоэффективный дом.
- Ребята, вы со мной согласитесь
Что в жизни много интересного,
Но пока нам неизвестного
Будем думать и считать
И о многом узнавать.
- А сейчас откройте тетради, запишите число.
Минутка каллиграфического письма
- 103 102 101
- Вам знакомы эти числа? Это номера служб. Каких?
104- газовая служба
103- скорая помощь
102- полиция
101- пожарная служба
- А сейчас время не ждет, только вперед
У нас важная работа- устный счет (слайд)
- Ребята, назовите самую ближайшую к Земле звезду? Источник тепла и света? (Солнце)
- Тогда такой вид работы. Я читаю текст о солнце, а вы выписывайте в тетрадь встречающиеся числа.
Солнце ближайшая к Земле звезда. Это огромное раскаленное тело.
Диаметр солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в 333 тысяч раз больше массы Земли. Расстояние от Земли до Солнца 150 млн. км, температура на поверхности Солнца 6 тысяч градусов, а в его центре до 20 миллионов градусов.
109 330000 150000000 6000 20000000
Слайд: Проверьте, если вы всё сделали правильно, то расставьте числа в порядке возрастания
- 6000 330000 20000000 150000000
Назовите число, которое относится к 1 классу единиц, ко 2 классу тысяч, 3 классу миллионов
330000= 300000+30000 (устно) разложите на разрядные слагаемые.
Слайд: Вычисли устно:
20*800= 80*400= 5*7000=
15*3000= 9000 : 300= 12000 : 300=
27000 : 9000= 1200*40= 3100*20=
48000 : 6000= 1800*20= 400*100=
Вспомним умножение и деление на 10, 100, 1000. применяя технику «Рыбная кость»
У вас на парте лежат карточки.
- Назовите результат последнего примера. 30
30- это число нам говорит о том, что грязные окна поглощают 30% солнечного света.
Вывод: Нужно следить за чистотой окон.
Дальше движемся по дому. Показывается зарядное устройство.
- Найти значение выражения:
(36140 – 15*11+27755:7)-39845=95
95% используется впустую, если зарядное устройство для сотового телефона оставлять включенным в сеть.
Задача от Киловатика (слайд)
Телевизор в режиме ожидания за месяц потребляет 9 квт/ч, музыкальный центр- 8 квт/ч, а видеомагнитофон – 4 квт/ч. Сколько всего потребляется энергии тремя приборами в месяц?
Сколько сэкономим денег за месяц, если мы будем отключать эти приборы, если 1 квт/ч – 13 тенге?
- 9+8+4=21 (кВт/ч)
- 21*13=273 (тенге)
Физ.минутка: «Шутка на пол минутки» «Да будет свет!» (сценка)
- Свет в доме как-то тускловат
- Наверно не хватает ватт
- Какой- то слабоватый ток
- Пришел монтер достал платок
- Да будет свет! Сказал монтер и люстру пыльную протер.
Частушки:
В голове который день
Динь- дилень, динь- дилень
Стенки ходят ходуном,
Не выдерживает дом.
- Что случилось?- между прочим
У соседа я спросил.
- Это же электросчетчик
Выбивается из сил.
У меня микроволновка,
Телевизор, ноутбук,
Холодильник, сушка, плойка,
Двадцать лампочек, утюг,
И стиральная машина,
и компьютер, пылесос…
-Это страшная картина.
Подаю сигнал я SOS
Я соседа уважаю,
Чем смогу, тем помогу.
Я, конечно, много знаю
И ему все расскажу.
Отгадайте загадки, о каких электроприборах сейчас пойдет речь? А как правильно их использовать, мы узнаем, когда решим уравнения.
- Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор
Но не болеет, не чихает
(пылесос)
х+3490=706*5
х+3490=3530
х=3530-3490
х=40
- Дом стеклянный пузырек
А живет в нем огонек
Днем он спит,
а как проснется
Ярким пламенем зажжется
(лампочка)
(40000 : х)-5800=2200
40000 : х=2200+5800
40000 : х=8000
х=40000 : 8000
х=5
- Закипает изнутри
И пускает пузыри
(х*100)+2750=4750
х*100=4750-2750
х*100=2000
х=2000 : 100
х=20
- Накипь в электрочайнике увеличивает расход энергии на 20%
- Заполненный мешок для сбора пыли в пылесосе дает увеличения расхода электроэнергии на 40%
- Энергосберегающие лампы могут снизить электропотребление в квартире в 5 раз.
Работа в группах. Тестовые задания. Задачи на движение. На время
Я предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат:
В верхнем углу карточки с тестовыми заданиями видите круг.
Закрасьте зеленым цветом, если вы уверены в своих силах, желтым- если сомневаетесь, красным цветом- правильность счета.
Тестовые задания:
- Муха летела 15 секунд со скоростью 5 м/с. Какое расстояние она пролетела?
А) 75 м
Б) 3 м
С) 75 км
Д) 3 км
- Пешеход за 4 часа прошел 12 км. Вычислите скорость движения пешехода?
А) 3 км/ч
Б) 16 км/ч
С) 3 км/ч
Д) 3 км/мин
- Поезд шел со скоростью 80 км/ч и преодолел расстояние 480 км. Сколько времени он находился в пути?
А) 6 ч
Б) 5 ч
С) 15 мин
Д) 60 км/ч
- Совпал ли ваш прогноз с результатом?
- Проверка: Ответ «А»
- А кто знает, что обозначает буква А на электроприборах?
- Класс экономичности : «А», «А+», «А++» (слайд)
Это прачка автомат
Нам стирает все подряд
Как очень просто утеплить пол? Постелить ковер.
Решить самостоятельно:
а=9 м
в=6 м
S=?
Викторина для энергоэрудитов
- Какой бытовой прибор потребляет больше энергии за месяц?
а) компьютер
б) холодильник +
в) стиральная машина- автомат
г) телевизор
2. Какая лампа наиболее энергоэффективная?
1) паяльная
2) керосиновая
3) лампа накаливания
4) светодиодная
3.При покупке автомобиля для вас главным будет?
1) в каком году произведен автомобиль?
2) на каком топливе работает?
3) какова марка автомобиля?
4)Сколько топлива потребляет автомобиль?
Итог урока.
Урок сегодня был удачный
Не прошел для вас он зря
Вы все очень постарались
Вам понравилось друзья!
Рефлексия: смайлики (желтые, зеленые, оранжевые). Дети прикрепляют на магнитную доску.
Д/з стр. 113 № 5,6,7 выбор по желанию.
Мы- за светлое завтра!
Мы-за процветающий Казахстан!
Мы – за энергосбережение!
Песня на мелодию «Позвони мне»
Сохраним тепло в домах
Наших сельских и квартирах
Чтоб была наша страна
Всех богаче в целом мире
Чтобы через много лет,
Все потомки твердо знали:
Мы ресурсы сберегли,
Нет тревоги для Земли.
Мы иначе не могли.
Будет меньше пусть машин,
Больше нефти и бензина.
Мы природу сохраним-
В жизни все необратимо.
Знаем, в наших все руках:
Что посеем- то пожнем мы.
Радость светится в глазах
И улыбка на устах.
Это все в наших мечтах.
Литература: интернет - ресурсы
Список дополнительных материалов и приложений: Презентация