Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 3 классе по теме: "Деление на однозначное число"»
5
УРОК математики для родителей
3 класс
ТЕМА: Закрепление изученного по теме:
«Деление на однозначное число. Решение задач»
Ход урока:
Самоопределение к деятельности
- Прочитайте пословицу. Объясните ее значение (Слайд №1)
Ум хорошо, а два лучше.
- В каких ситуациях ее уместно использовать? (говорится, когда при решении какого-то вопроса обращаются за советом к кому-нибудь, когда решают дело вместе)
- Сегодня вы тоже будете работать в группах. Уверена, вы сможете доказать истинность этой пословицы.
Актуализация знаний
- На уроке мы будем узнавать интересные факты о нашей стране, ее животном и растительном мире.
- Покажем, как мы научились считать (Слайд №2, щелчки)
Устный счет
- Найдите значения выражений и назовите ответ, в случае затруднения объясняйте подробно
29 + 19 60 : 12 25 4 16 6 48 : 3
: 12 15 - 49 : 2 + 72
14 - 13 : 3 - 4 : 11
56 62 17 44 8
- Какое число из получившихся лишнее? Почему?
(56 – сумма цифр не равна 8;
17 – нечётное;
44 – записано одинаковыми цифрами;
8 – однозначное)
- Как вы думаете, какая птичка самая маленькая в России? (щелчок)
197 - колибри
187 - королёк (масса 6 г, 8-9 см)
170 - пеночка
- Правильный ответ вы узнаете, вычислив сумму полученных чисел.
- Какая же птичка самая маленькая в России? (королёк)(щелчок)
Деление многозначных чисел
- Сейчас, решая примеры, мы воспользовались устными приемами вычислений.
- Каким еще способом можно решать примеры? (столбиком)
- Выполнив деление столбиком, мы узнаем, какое море в России самое большое по площади
- с комментированием 1 ученик на доске (Слайд №3, щелчок)
6945 : 3 = 2315
- самостоятельно по вариантам (щелчок)
- Кто решит, встает.
3225 : 5 = 645
2952 : 4 = 738
- Проверьте (Слайд №4)
- У кого нет ошибок, сядьте.
(у кого были ошибки, называют, в каком месте и исправляют)
- Назовите наибольший результат (2315)
- 2315 км2 – это площадь самого большого моря, омывающего берега России.
Как же оно называется? (Берингово) Оно и самое глубокое. Максимальная глубина 5500 м. Выразите в км и м
Физминутка (стоя)
- Назовите дату первого полёта человека в космос(Слайд №5)
- Прочитайте это число (щелчок точки исчезают)
- Хлопните в ладоши столько раз, сколько показывает цифра в разряде единиц миллионов (2)
- Присядьте столько раз, сколько показывает цифра в разряде десятков тысяч (4)
- Дерните себя за ухо столько раз, сколько показывает цифра или в разряде сотен, или в разряде единиц (1) (на выбор)
- Прыгните столько раз, сколько показывает цифра в разряде сотен тысяч (0)
Решение задач
- Где нам может пригодиться умение хорошо считать? (при решении уравнений и задач)
а) – Решим задачи (Слайд №6)
Прочитайте задачу и узнайте, самую высокую горную вершину России.
Высота Эльбруса около 5642 м. Смогут ли альпинисты подняться на ее вершину за 3 дня, проходя в день одинаковое расстояние?
- Какая же самая высокая горная вершина России? (Эльбрус) (щелчок)
- Каким действием решается задача? (делением)
- Запишите решение столбиком с комментированием
5642 : 3 = 1880 (м)
3
26
24
24
24
0 2
Ответ: не смогут, т.к. получается остаток 2 м.
- А можно ли было ответить на этот вопрос, не выполняя деление?
- Оказывается, в математике есть способ, с помощью которого можно определить, делится или не делится любое число на 3 без остатка, не выполняя деления.
- Какую цель можно поставить перед собой? (узнать, каким способом можно определить, делится число на 3 или не делится, не выполняя деление)
- Вы откроете этот способ, работая в группах.
- Сейчас вы получите карточку. Внимательно прочитайте и выполните все задания. Затем сделайте вывод. Для этого вставьте пропущенные слова в правило.
Выберите ответственного. Помните о правилах работы в группах.
- работа в группах (на карточках)
Делится или не делится любое число на 3, не выполняя деления, узнают по такому правилу (в правиле некоторые слова пропущены): «Если сумма цифр любого числа ________________ на ____, то это число ________________ на 3».
Чтобы узнать, какие слова пропущены в правиле, сделайте следующее:
Проверьте, делится ли число 771 на 3
771 : 3
Подчеркните правильный ответ: «ДА» или «НЕТ»
Найдите сумму цифр числа 771:
7 + 7 + 1 = ______
Проверьте, делится ли эта сумма на 3
Подчеркните правильный ответ: «ДА» или «НЕТ»
А теперь, вставьте пропущенные слова в правило.
- Проверим работу в группах.
- Какое число делила 1-ая и 2-ая группа? (771)
Разделилось оно на 3 без остатка? (да)
Чему равна сумма цифр этого числа? (15)
Разделилась сумма цифр на 3? (да)
(аналогично 3-ья и 4-ая группа; 5-ая и 6-ая группа)
- Прочитайте, какое правило у вас получилось.
(одна группа читает)
- У кого такой же ответ? Молодцы!
- Вы открыли признак делимости на 3 (Слайд №7)
- А теперь, пользуясь этим признаком, скажите, как можно было ответить на вопрос задачи, не выполняя деления? (щелчок)
(сумма цифр числа 5642 = 5+6+4+2 = 17; 17 не делится на 3, значит и число 5642 не делится на 3)
(Слайд №8) - Найдите среди предложенных чисел то, которое делится на 3, и узнайте, какое самое высокое дерево в России
2173 – кедр (высота 35-40 м)
2476 – дуб
2880 – пихта (кавказская пихта высотой до 100 м) (щелчок)
- Объясните
б) - Прочитайте следующую задачу (Слайд №9) и узнайте, какое наземное животное в России самое крупное.
Масса двух белых медведей 1т 800кг. Какова масса 4 таких медведей?
- Какое наземное животное в России самое крупное? (белый медведь) (щелчок)
- Что известно? Что нужно узнать?
- К какому виду относится эта задача? (на приведение к единице)
- Как удобнее записать краткое условие задачи? (в таблице)
(1 ученик записывает на доске)
2 м. – 1 т 800 кг
4 м. - ? кг
1 м. - ? кг
1т 800 кг = 1800 кг
1800 : 2 = 900 (кг) масса 1 медведя;
900 4 = 3600 (кг) масса 4 медведей.
1800 : 2 4 = 3600 (кг)
- Как можно решить эту задачу другим способом?
- Что можно узнать первым действием?
1) 4 : 2 = 2 (раза) масса 4 медведей больше массы 2 медведей;
2) 1800 2 = 3600 (кг) масса 4 медведей.
1800 (4 : 2) = 3600 (кг)
3600 кг = 3 т 600 кг
Ответ: 3 т 600 кг.
в) – А теперь предлагаю родителям продемонстрировать свои умения в решении задач.
Родители будут решать задачи, а дети, если согласны, хлопают в ладоши (дети стоят лицом к родителям)
Кто сможет объяснить, почему такой ответ?
Сколько концов у двух палок? (4) А у двух с половиной? (6)
На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
Сколько углов останется у квадрата, если отрезать 1 угол? (5)
У Коли в сумке 3 кг конфет, а у его друга 3 кг ваты. У кого груз тяжелее?
Рефлексия
- Какими фразеологизмами вы можете охарактеризовать свою работу на уроке?
Гонял лодыря (бездельничал)
Засучив рукава (усердно)
Дошёл своим умом (самостоятельно додумался)
Внёс свою лепту (сделал посильный вклад в общее дело)
Д/з Найти интересные факты о России в числах (н-р, самая быстрокрылая птица, самый древний город и т.п.)
Через неделю мы проведем классный час по теме «Рекорды России»
Делится или не делится любое число на 3, не выполняя деления, узнают по такому правилу (в правиле некоторые слова пропущены):
«Если сумма цифр любого числа ________________ на ____, то это число ________________ на 3».
Чтобы узнать, какие слова пропущены в правиле, сделайте следующее:
1) Проверьте, делится ли число 771 на 3.
7
7
1
3
Подчеркните правильный ответ: «ДА» или «НЕТ»
2) Найдите сумму цифр числа 771:
7 + 7 + 1 = ______
3) Проверьте, делится ли эта сумма на 3.
Подчеркните правильный ответ: «ДА» или «НЕТ»
4) А теперь, вставьте пропущенные слова в правило:
Если сумма цифр любого числа ________________ на ____, то это число ________________ на 3».
Делится или не делится любое число на 3, не выполняя деления, узнают по такому правилу (в правиле некоторые слова пропущены):
«Если сумма цифр любого числа ________________ на ____, то это число ________________ на 3».
Чтобы узнать, какие слова пропущены в правиле, сделайте следующее:
1) Проверьте, делится ли число 435 на 3.
4
3
5
3
Подчеркните правильный ответ: «ДА» или «НЕТ»
2) Найдите сумму цифр числа 435:
4 + 3 + 5 = ______
3) Проверьте, делится ли эта сумма на 3.
Подчеркните правильный ответ: «ДА» или «НЕТ»
4) А теперь, вставьте пропущенные слова в правило:
Если сумма цифр любого числа ________________ на ____, то это число ________________ на 3».
Делится или не делится любое число на 3, не выполняя деления, узнают по такому правилу (в правиле некоторые слова пропущены):
«Если сумма цифр любого числа ________________ на ____, то это число ________________ на 3».
Чтобы узнать, какие слова пропущены в правиле, сделайте следующее:
1) Проверьте, делится ли число 648 на 3.
6
4
8
3
Подчеркните правильный ответ: «ДА» или «НЕТ»
2) Найдите сумму цифр числа 648:
6 + 4 + 8 = ______
3) Проверьте, делится ли эта сумма на 3.
Подчеркните правильный ответ: «ДА» или «НЕТ»
4) А теперь, вставьте пропущенные слова в правило:
Если сумма цифр любого числа ________________ на ____, то это число ________________ на 3».