Просмотр содержимого документа
«Урок математики «Тема: ЧИСЛА 1,2,3,4,5. ЦИФРА 5»»
Конспект урока
Тема урока: «Тема: ЧИСЛА 1,2,3,4,5. ЦИФРА 5»
Класс: 1 класс
УМК: «Школа России», Математика: М.: Просвещение, 2015
Автор УМК: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
Обучающие: создать условия для формирования умения соотносить числа с соответствующими цифрами; ознакомления с образованием числа 5 и его графической записью - цифрой 5; формировать умения увеличивать (уменьшать) число на 1; развивать умения находить значение числового выражения опираясь на знание состава чисел.
Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма.
Планируемые результаты (предметные): знать образование числа 5 и его графическую запись - цифру 5; уметь писать цифру 5.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь организовывать своё рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.
Коммуникативные: уметь читать и пересказывать текст; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Познавательные: уметь выполнять анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Личностные: проявляют основы самоорганизации - организация исследовательского пространства.
План урока:
Организационно-мотивационный этап - 1 мин.
Актуализация знаний – 3 мин.
Самоопределение к деятельности – 2 мин.
Работа по теме урока- 15 мин
Физкультминутка – 2 мин.
Закрепление изученного материала– 15 мин.
Рефлексия деятельности и подведение итогов урока – 2 мин
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой и установка на продуктивную учебную деятельность.
II. Актуализация знаний.
Устный счет
Счёт до 10 вперёд и обратно.
Сосчитайте от 4 до 10, от 3 до 9.
Сосчитайте от 10 до 2, от 7 до 1.
Назовите последующее число для 4, 1, 8.
Назовите предыдущее число для 9, 6, 10.
Назовите «соседей» числа 2, 3, 4.
Вспоминаем состав числа 2, 3, 4.
III. Самоопределение к деятельности.
На д о с к е изображён рисунок:
– Найдите закономерность.
– Сколько вишенок должно быть на второй веточке? (Две.)
– Сколько на последней? (Пять.)
– Плачет Ира, не унять,
Очень грустно Ире.
Стульев было ровно пять,
А теперь четыре.
Начал младший брат считать:
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Не реви!- сказал малыш-
Ведь на пятом ты сидишь. (А.Барто)
-Ребята, кто догадался, какое число сегодня будем изучать? (5)
-Итак, тема нашего урока число и цифра 5.
-Кто скажет, чему мы должны сегодня научиться? Какова цель нашего урока?
– Что вы знаете об этом числе? (Дети могут сказать, что число 5 следует за числом 4; что 5 – нечётное число; что 5 больше чисел 1, 2, 3, 4 и т. д.)
– Число 5 записывается с помощью цифры 5.(Увеличенный образец цифры 5 учитель вывешивает на доску.)
IV. Работа по теме урока
– На что, по вашему мнению, похожа цифра 5? (Ответыдетей)
– А вот поэту она напомнила фокусника:
Это – фокусник – пятёрка.
Вы за ней следите зорко.
Кувыркнётся – раз и два! –
Обернётся цифрой «два».
Г. Виеру
Далее следует анализ образца цифры и письмо цифры по этапам:
В воздухе;
по точкам.
Объяснение. Цифра 5 состоит из трех элементов: наклонной и горизонтальной палочек и правого полуовала. Начинаем писать наклонную палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее чуть наклонно, не доводя до середины клетки, затем пишем правый полуовал. Сверху от палочки пишем горизонтальную палочку и ведем ее вправо до вершины верхнего правого угла.
Самостоятельное письмо в тетради (с. 9 в тетради № 1, задание 2).
V. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
VI. Закрепление изученного материала.
Учитель. А теперь мы – строители. Мы будем строить башню из кубиков. (Для этого задания можно использовать детские кубики.)
– Итак, берём 1 кубик – один.
– Ставим на него следующий – два.
– На него ещё один – три.
– Добавляем ещё – четыре.
– И последний – пять.
– Посчитаем хором этажи башни. (Один – два – три – четыре – пять.)
Счёт сопровождается показом соответствующего кубика.
– А теперь сложим кубики обратно в коробку.
– Сколько этажей у башни? (Пять.)
– Уберём один кубик. Сколько осталось? (Четыре.)
– Уберём ещё один. Сколько осталось? (Три.)
– Уберём ещё один. Сколько кубиков осталось? (Два.)
– Уберём ещё один кубик. Сколько осталось? (Один.)
– Посчитаем хором. (Пять – четыре – три – два – один.)
Состав числа 5 .
- Строим домик.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
– Посмотрите на рисунок 2 (с. 32, часть 1).
– Что на нём изображено? (Геометрические фигуры: круги и треугольники.)
– Сколько кругов? (Пять.)
– Сколько треугольников? (Пять.)
– Как получили 5 кругов? (К четырём прибавили один.)
– Как получили 5 треугольников? (К трём прибавили два.)
Далее учитель может познакомить учащихся с монетой – 5 рублей, а затем поупражнять детей в наборе различных сумм разными монетами.
– Матрёшка стоит 5 рублей. Какими монетами можно заплатить за матрёшку? Как это сделать разными способами? (Учитель записывает на доске все варианты: 1 + 1 + 1 + 1 + 1; 2 + 1 + 1 + 1; 2 + 2 + 1; 5.)
– Перчатки стоят три рубля. Какими монетами можно заплатить за них?
– Можно ли заплатить монетой в 5 рублей?
– Сколько сдачи должен будет дать продавец? (Для того чтобы посчитать сдачу, дети могут использовать счётный материал наборного полотна или рисунок в учебнике.)
Работа над развитием внимания, наблюдательности учащихся.
В заключение урока ученики выполняют задание, требующее наблюдательности: «Сравни картинки и найди 5 отличий» (с. 33 учебника, часть 1). Учитель может провести выполнение этого задания в форме игры «Кто самый внимательный?».
VII. Рефлексия деятельности и подведение итогов урока.