Этапы урока | Деятельность учителя, задания ученикам | Деятельность учеников |
Актуализация | 1. Организационный момент | |
2. Интрига Лисичка из леса прислала письмо, просит помочь вычислить выражения. Отправимся в путешествие в математический лес. Надо подготовиться. Что для этого нужно сделать? Молодцы! Приготовьте карточки и палочки. | Предлагают повторить числа от 1 до 20 |
3. Блицопрос (игра «Кто быстрее?») А) Весь класс – прямой счёт от 1 до 20. Б) 1 ряд – обратный счёт 2 ряд – чётные числа в обратном порядке от 20 до 1 3 ряд – нечётные числа по возрастанию. В) 1 слагаемое – 6, 2 слагаемое – 2. Покажи сумму Г) 1 уменьшаемое – 10 вычитаемое 3 покажи разность Д) Я задумала число, вычла из него 4, стало 10. Какое число я задумала? Оно какое? Что означает: 1 цифра в записи 2 цифра в записи Покажите смежные числа для числа 10 | Используют математическую терминологию и производят вычисления Сравнивают числа по разрядам Показывают карточки со смежными числами |
| 4. Работа в парах Предлагает ученикам за каждой партой повернуться друг другу и выполнить упражнения. А) Составьте выражение суммы. Скажите другу Б) Составьте любое простое неравенство В) Составьте любое сложное неравенство Г) Я задумала число, прибавила к нему 7, стало 10, увеличила его на 6. Сколько стало? Д) дайте характеристику числу 9 (состав, чётное/нечётное, однозначное/двузначное, смежные числа | Выполняют упражнения: составляют выражение суммы, простое и сложное неравенства, производят вычисления, дают характеристику числа |
5. Предлагает выполнить задание «Летим на парашютиках» - слайд №1 А) Следует приземлиться на соответствующее место в ряду чисел: 2 … 6, 8, 10, 12, 14, …., …., 20 Б) прочитать двузначные числа В) Определить – сколько десятков и сколько единиц. | Выполняют задание |
Предлагает провести самооценку своей работы, поднять соответствующую карточку («отлично», «хорошо», «подумать»). | Самооценка (рефлексия) |
Постановка проблемы. Формулировка темы, цели | -
А) Помогите лисёнку (слайд №2) найти значение выражений: 3+4=? 7+3+=? 10+3=? 9+2=? Лисёнок не смог сложить 9 и 2. Некоторые дети тоже затруднились сложить два однозначных числа, сумма которых больше 10. Как называется затруднение, с которым мы пока не можем справиться? Б) Почему не можем её сразу разрешить? В) Тогда что нового мы должны узнать сегодня на уроке? Чему научиться? Г) Молодцы! А как назовём тему урока? В) Молодцы! Это и будет тема нашего урока, но её формулировку я немного уточню: «Сложение чисел с переходом через разряд (через десяток)». Что будем делать для достижения нашей цели? Г) Достаньте палочки и составьте модель суммы чисел 9+2=?. У кого какие варианты? | Отвечают: Проблема! Отвечают: Потому что не решали такого выражения раньше. Отвечают: научиться складывать однозначные числа с суммой больше 10. Отвечают: Сложение чисел с переходом через через десяток. Отвечают: Будем искать способы решить эту проблему Составляют IIIIIIIII | + | II | = | ? | 9 | + | 2 | = | ? | |
Открытие нового знания (умения) | На помощь приходит Зайчик-математик (слайд №3). Как будем складывать 9 и 2? Правильно, сначала 9 дополним до 10. Для этого у 2 ед. заберём 1 часть и переместим её к 9, получится 10. Оставшуюся часть (1ед.) прибавим к 10 и получим 11. +1)+1=10+1=11. Слайд №4 А как 2+9? Каким способом удобнее вычислять? Почему суммы равны? Какие выводы мы сделаем на основе нашей работы? Сверим наши выводы со справочником (с.11). | Отвечают: Складывать можно по частям: 2 – это 1+1. Отвечают: Сначала 2 дополним до 10. Для этого 9 разложим на части: 8+1. (2+8)+1=10+1=11 Отвечают: Первый способ удобнее. Отвечают: От перестановки мест слагаемых сумма не меняется Отвечают: - удобнее, когда 1 слагаемое больше, тогда его легче дополнить до 10; - от перестановки мест слагаемых сумма не меняется; - чтобы сложить два слагаемых, надо меньшее слагаемое разложить на части, одну часть прибавить к первому слагаемому и дополнить его до 10 и прибавить оставшуюся часть. Работают со справочником |
Закрепление нового знания | Первичное закрепление Работа в малых группах Предлагает ученикам повернуть стульчики, вспомнить правила работы и роли Слайд №5 8+4=8+2+2=10+2=12 9+5=9+1+4=10+4=14 | Вспоминают правила работы и роли |
| Самостоятельная работа Слайд №6 Предлагает выполнить упражнения 9+7=? 6+7=? 7+8=? 10+9=? Предлагает - в группах помочь тем, кто затрудняется - оценить работу группы способом «Цветочек» | Производят вычисления: 9+7=9+1+6=10+6=16 6+7=3+3+7=3+10=13 7+8= 2+5+8= 10+5=15 Проводят взаимооценку |
Домашнее задание | Стр.22 №2. Справочник – с.11 | Записывают домашнее задание в дневники |
Физминутка | Контроль здоровья «Отдохнём на полянке среди цветов, птиц, животных» Слайд №7 «Мы друзья!» | Делают разминку под звуки песенки «Барбарики» |
Повторение, обобщение, систематизация изученного | Работа в больших группах Математика – царица наук. Но в жизни все науки взаимосвязаны друг с другом. В математическом лесу мы это увидим. И русский язык, и литературное чтение, и сведения об окружающем мире готовят нас решать жизненные задачи. Загадка Кто в беретке ярко-красной В пёстрой курточке атласной На меня он не глядит А стучит, стучит, стучит | | |
| Слайд №9 «Дятел» Предлагает ответить на вопросы и показать карточку с цифрой: - Сколько букв в слове? - Сколько звуков в слове? - Сколько мягких согласных? - Сколько звуков? Какие? Слайд №10 «Дятлы – дальневосточный седой и дальневосточный малый» Спрашивает учеников: знаете ли вы, что в лесах Дальнего Востока и Сибири водится 9 видов дятлов – большой, малый, пёстрый, седоголовый, желна, белоспинный и другие? Вы слушали стук, а вы слышали, как они говорят? Послушайте ….. Да? Здорово? Вы слышали, конечно, но, наверно, думали, что это другие птицы. | Показывают карточки с цифрами Слушают запись голосов птиц |
| Слайд №11 Задаёт вопросы: Кто и что это? Что объединяет их? Какие признаки? Кто из них лишний? | Отвечают хором: ёж, стрекоза, сирень, дятел Отвечают: Все они относятся к живой природе. Признаки - рождаются, растут, едят, пьют, дышат, размножаются, умирают. Сирень -«кормилец», остальные – «едоки» |
| Слайд №12 Предлагает выполнить задания по ролям (организатор, защитники, писари, художник, ответственный за здоровье). Провести разбор слов «ёж», «стрекоза», «сирень» по плану. Защитить задание. План Проговорить слово. Показать транскрипцию с помощью звуковичков. Назвать, сколько в слове букв, звуков и слогов. Почему? Показать орфоэпическое и орфографическое представления слова Назвать орфограмму Что знаете интересного об этом существе (животном, насекомом, растении)? Провести физминутку Сделать рисунок | Распределяют роли и выполняют задания. Интересные сведения и рисунки – см. приложения |
| Предлагает решить задачу: Лена написала в слове «стрекоза» 8 букв, а в слове «дятел» - 5 букв. Сколько всего букв написала Лена? | Решают: складывают числа, как научились с переходом через десяток 8+5=8+2+3=13 |
| Предлагает оценить работу группы | |
Рефлексия | Предлагает задание (слайды №13 и 14) 4 | 7 | 3 | 1 | 2 | 5 | 6 | и | о | л | о | т | ч | н | Для выполнения задания разделиться на группы мальчиков и девочек. Кто быстрее расположит буквы в порядке увеличения чисел, тот получит мою оценку. Чему новому сегодня вы учились и научились? Слайд №15 Читает Урок полезен, всё понятно – Кому? Лишь кое-что чуть-чуть неясно – Кому? Ещё придётся потрудиться - Кому? Да, трудно всё-таки учиться – Кому? | А вам учиться нравится? А в школе кому интересно? | Решают задачу. Собирают слово «отлично» Отвечают: Научились складывать числа через разряд, через десяток. Научились складывать числа, сумма которых больше 10 Учились решать разные жизненные задачи Показывают соответствующие смайлики |