Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе. Татарская народная сказка «Три сестры».»
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: Сказки народов России о семье. Татарская народная сказка «Три сестры».
Цели урока, направленные на достижение
личностных результатов обучения:
развивать навыки сотрудничества со сверстниками, творческую, речевую и мыслительную активность, прививать любовь к русской литературе.
метапредметных результатов обучения:
регулятивные: формировать умение понимать, принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу; адекватно оценивать результаты своей деятельности;
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, формирование умения анализировать текст с точки зрения его жанровой специфики, извлечение и анализ необходимой информации из текста, структурирование её с использованием знаково-символических средств (схем, чертежей);
коммуникативные: формировать умения вступать в общение, соблюдать правила общения, выражать свою точку зрения и аргументировать своё мнение, чётко и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
предметных результатов обучения: раскрыть психологический характер конфликта в рассказе; совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы; формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
Ход урока.
Орг. момент.
Дорогие ребята! Сегодня у нас на уроке гости. Они пришли посмотреть, как вы умеете работать. Как мы должны настроиться на работу, чтобы урок был плодотворным, интересным, чтобы у нас были в конце урока только положительные эмоции?
(Быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. )
2. Выявление читательского опыта.
В начале урока мы повторим изученный материал в виде тест-разминки.
Задания.
Кто автор строк:
Спи младенец мой прекрасный
Баюшки-баю!
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Ответы:
Б
А. Майков.
В
Русская народная песня
С
М. Лермонтов
2. Произведение фольклора, которое имеет поучительный смысл.
Ответы:
А
Загадка
К
Пословица
О
Потешка
Из какого произведения данные строки:
« Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!»
Ответы:
Л. Толстой « Лучше всех»
О
А
В. Осеева «Сыновья»
4. О каком человеческом качестве говорится в произведении Е. Пермяка «Случай с кошельком»
Ответы:
В
о дружбе
Г
З
о честности
о трудолюбии
Автор рассказа «Сыновья»
Ответы:
К
Валентина Осеева
Д
Лев Толстой
Б
Сергей Аксаков
Какое растение первым расцветает к Женскому дню 8Марта?
Ответы:
М
Ландыш
У
Подснежник
А
Верба
-В каком произведении мы узнаём об этом? (Ю. Коринец «Март»)
3. Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения Ю. Коринец «Март».
Актуализация знаний.
-Вспомните произведения, каких жанров мы читали на уроках?
(Быль, рассказы, стихи, легенды.)
- Какой общей темой объединены эти произведения?
(Тема: «Семья и я»)
- Сегодня мы познакомимся с произведением ещё одного жанра. Если вы сложите буквы выбранных ответов теста-разминки, то узнаете, что это за жанр.
Учит. - Сегодня мы в гостях у сказки. Откройте учебник на странице … Прочитайте название сказки.
Учит. -Какие задачи поставим сегодня на уроке?
Познакомимся… (с татарской сказкой «Три дочери»)
Узнаем….( что же больше ценит в людях народ Татарии)
Будем учиться….(работать с текстом, выразительно читать)
Первичное чтение .
Учит. - Что понравилось? Что не понравилось? Какие чувства возникали у вас во время чтения?
Учит. - Вернёмся к структуре сказки. Какого этапа нет в сказке?
Учит. - Какая это сказка? Найдём место этой сказки в таблице.
Учит. - На столе у вас книжки-малышки, сделайте на первой странице обложку к этому произведению.
Дети высказывают своё мнение.
Присказки.
Три сестры» - народная, бытовая сказка.
За доской выполняет ученик. После выполнения, дети проверяют.
7. Аналитическое чтение.
Учит - Назовите героев этого произведения.
Мать, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, Белочка.
(На экране появляются схемы-образы.)
мать
младшая дочь
старшая дочь
средняя дочь
белочка
Учит. - Ребята, у меня сложилось такое мнение, что мать, наверное, была не так заботлива, добра, внимательна к дочерям, если они так поступили с ней, когда выросли.
Учит. -Докажите, прочитайте в книге.
Учит. - Если она день и ночь трудилась, значит, мы можем сделать вывод, какой она была?
Учит. - Почему ей приходилось так много работать?
Дети высказывают своё мнение.
Дети зачитывают отрывок
Мама была трудолюбивой
Чтобы накормить и одеть своих трёх дочерей.
В схеме подписать.
мать трудолюбивая
заботилась
заботилась
заботилась
младшая дочь
средняя дочь
старшая дочь
белочка
Учит. - Какие выросли дочери? Как об этом говорится в сказке?
Учит. -Почему татарский народ сравнивает дочерей с быстрыми ласточками и со
светлой луной?
Учит. - А, где в сказке мы можем найти подтверждение того, что дочери были трудолюбивыми?
Дочери выросли красивыми, как светлая Луна в ночи, трудолюбивыми и шустрыми, как ласточки.
Когда белочка приходила к дочерям, они все были заняты делом: старшая дочь чистила тазы, средняя дочь – к ярмарке холст ткала, младшая месила тесто.
мать трудолюбивая
заботилась
заботилась
заботилась
средняя дочь трудолюбивая
младшая дочь трудолюбивая
старшая дочь
трудолюбивая
белочка
Учит. - Понятно ли вам значение слов: ярмарка, холст?
«Книгочей» зачитывает из толкового словаря значение этих слов.
Ярмарка – торг, на который съезжаются для продажи и закупки товаров.
Холст – льняная ткань полотняного переплетения.
Работа над характерами героев.
Учит.: - Как повели себя старшей и средней дочерей на печальную весть от белочки о болезни матери?
Учит.: - Зачитаем в книге об этом.
Учит.: - Как белочка отреагировала?
(На схеме подписать отношение белочки к старшей и младшей дочерям.)
Учит.: - Что же ожидало старшую и среднюю дочерей? Прочитайте.
Учит.: - Ребята, подумайте, а почему именно в черепаху превратила белочка старшую дочь и в паука среднюю?
Учит.: - За, что же были наказаны старшая и средняя дочери? Может их несправедливо наказала белочка, они же трудились, работали?
Учит.: - Какое мнение сложилось у вас об этих дочерях?
Учит.: - Задание будете выполнять в парах. У вас на парте есть таблица характеристики героев. Посоветуйтесь и выберите из списка те качества, которые присущи только старшей и средней дочерям.
Учит.: -Значение каких слов вам не понятно.
Дети : Старшая и средняя дочери сначала огорчились. Потом вспомнили, что свои дела важнее.
Дети. - Белочка рассердилась.
Дети зачитывают отрывки из сказки.
Дети высказывают мнения.
За то, что для них оказались свои дела важнее, чем ухаживать за больной матерью.
Дети заполняют таблицу. Старшая и средняя дочери: бессердечные, жестокие, неблагодарные
чуткая
справедливая
жестокая
бессердечная
отзывчивая
неблагодарная
сердечная
Учит.: - Как отреагировала младшая дочь на печальную весть белочки? Прочитайте.
Учит.: - Что пережила младшая дочь?
Учит.: - Выберите душевные качества младшей дочери и заполните таблицу
Дети: -Страх, жалость, испуг.
мать трудолюбивая
заботилась
заботилась
заботилась
средняя дочь трудолюбивая
младшая дочь трудолюбивая
старшая дочь
трудолюбивая
чуткая
отблагодарила
бессердечная
отзывчивая
наказала
наказала
жестокая
сердечная
неблагодарная
белочка
Проверка.
Позиция автора-народа.
Учит.: - Какой герой помог выразить отношение автора-народа к происходящим событиям, героям?
Учит.: - Найдите в тексте слова белочки, обращённые к старшей дочери. Перечитайте.
Учит.: - Белочка переспрашивает, потому что не расслышала?
Учит.: - Перечитайте слова белочки с таким чувством.
Учит.: - Как ответила белочка средней сестре?
Учит.: -Что ожидало младшую дочь?
Учит.: -Как белочка её отблагодарила за душевные качества? Прочитаем.
Учит.: Откройте тетради на стр. 47 и выполните задание №6.
Учит.: - Ребята, а вот мне кажется странным это предсказание. Лучше бы белочка превратила младшую дочь в бабочку или стрекозу: они красивые, яркие беззаботно порхают с цветка на цветок.
Учит.: Правильно ли поступила с дочерями белочка?
Учит.: Что вы скажете о белочке? Какая она? Выберите характеристику для белочки и заполните таблицу.
Белочка
Дети: - Нет, она возмущается, сердится.
Дети зачитывают отрывок, передавая негодование белочки голосом.
Зачитывают отрывок.
Выполнение и проверка задания.
Дети: - Пчёлы трудолюбивые, собирают всё лето мёд, приносят пользу людям.
Дети высказывают своё мнение.
Дети выбирают – справедливая.
Работа с пословицами.
Учит.: -Я хочу, чтобы вы обратились к народной мудрости – пословице. Поработайте в парах и подберите пословицу к данной сказке. Запишите её в книжке-малышке.
Работа в парах.
Родители трудолюбивы и дети не ленивы.
Бывает, что родители заботливы, а детки не работливы.
Мать кормит детей, как земля людей.
Тот вовек не погибает, кто родителей заботой окружает.
Проверка.
Самооценка.
Учит.: - Оцените работу в парах.
Рефлексия
Учит.: - На нашем дереве расцвёл ещё один цветок. Какие качества в людях научила нас ценить эта сказка?
Домашнее задание.
Выполнить задания в тетради №1-4, рассказать сказку родителям. Если кто-то хочет изменить концовку сказки, может сочинить продолжение сказки.
Для дополнительного чтения возьмите в библиотеке русскую народную сказку «Белая уточка»
Лист оценки работы в парах
№ п/п
Что оцениваем?
Критерии оценивания
Оцен-ка
Участие в работе?
Все работали одинаково (2 балла)
Один работал, другой соглашался (1 балл)
Никто не хотел работать (0 баллов)
Взаимодействие во время работы.
Работали дружно, ссор не было (2 балла)
Работали дружно, спорили, но не ссорились (1 балл)
Не всегда получалось договориться (0 баллов)
Правильность выполнения
Всё выполнено верно, без замечаний (2 балла)
Были замечания, дополнения (1,2 ошибки) (1 балл)
Более 2-х ошибок . (0 баллов)
Всего
Лист оценки работы в парах
№ п/п
Что оцениваем?
Критерии оценивания
Оцен-ка
Участие в работе?
Все работали одинаково (2 балла)
Один работал, другой соглашался (1 балл)
Никто не хотел работать (0 баллов)
Взаимодействие во время работы.
Работали дружно, ссор не было (2 балла)
Работали дружно, спорили, но не ссорились (1 балл)