Конспект урока по литературному чтению во 2 «В» классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант»
УМК Школа России
учитель: В.Н. Шамшутдинова.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Тема: В.В. Бианки «Музыкант». Выработка умений работать с текстом.
Цель: .Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».
Задачи: 1. Продолжить обучение пересказу текста по наводящим вопросам учителя;
2. Отрабатывать грамотное выразительное чтение; развивать речь, навыки выразительного чтения, дружелюбие в общении;
3. Расширять представления учащихся о взаимоотношениях человека с природой, животным миром, формировать бережное отношение ко всему живому. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе, любви в родной природе, чувство сострадания, сопереживания к животным.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС )
универсальные учебные действия
(УУД)
Регулятивные: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация, портрет В. Бианки, выставка книг писателя; плакат «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи», рисунки для рефлексии, сигнальные карточки, учебник «Литературное чтение» - 1 часть (авторы М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, А.Ф. Климанова)
I.Организационный момент: (На доске парят бабочки потом на этом месте появится скрипка)
Цель этапа: мотивация учащихся к учебной деятельности.
-Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, пожалуйста, повернитесь и поздоровайтесь с ними, подарите им свои улыбки.
(Дети приветствуют гостей и поворачиваются к учителю.)
II. Подготовка к восприятию нового материала
Психологическая установка. Создание настроя.
- Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку хорошего настроения друг другу. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы все здоровы и добры, ласковы и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
-У вас на столах лежат маленькие посланцы нашего великого солнца
(обращаю внимание на доску, показываю солнышко на доске!!!!!) – Светила, покажите мне то солнышко, которое показывает ваше настроение на уроке?
-Ребята улыбнитесь своему солнышку, и как говорят у нас на Руси “Да возрадуйтесь новому дню!”
- Я, надеюсь, что ваше хорошее настроение сохранится в течение всего урока. А чтобы он получился интересным, хочу вам посоветовать: (на доске плакат):
«Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи »
- Как вы понимаете эти слова? (Слушаю ответы детей)
- Верно, ребята, чтобы получить положительный результат от своей работы, нужно, прежде всего, отдать всего себя ей.
- На каждом уроке литературного чтения мы с вами открываем дверцу в хранилище русской литературы и поднимаемся на одну ступеньку выше в своих знаниях.
- А что же сегодня нас ожидает за этой волшебной дверью? Закройте глаза и прислушайтесь!
(включаю музыку: А.Рыбак , отрывок из произведения «Игра на скрипке»)
III. Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний.
III. Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний.
- На минутку мы окунулись в мир классической музыки. Вы прослушали сейчас отрывок из музыкального произведения А.Рыбака. А какие музыкальные инструменты вы услышали?
- А какой из них звучал наиболее ярче, звучнее? Как вам показалось?
Слайд 1- Да, ребята, это скрипка, - инструмент душевный, звучный, тонкий, которым владели и владеют многие знаменитости, одним из которых является А. Рыбак.
- Я думаю, что вы можете назвать мне и другие музыкальные инструменты, да? Какие?
(Дети называют: баян, пианино, аккордеон, балалайка)
- Правильно! А люди, которые владеют этими инструментами, или проще, умеют на них играть, называются……………….. (пауза). – Музыканты!
СЛАЙД 2
Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, человек, занимающийся музыкой.
- И в нашей школе есть дети, которые занимаются музыкой, их немало, а всего ребят нашего города, которые занимаются в муз. школе - 185человек ! Многие из них достигли значимых результатов и неплохо устроились в жизни. Например; Иванец Леша, закончил консерваторию им. Рахманинова г. Краснодар и продолжает там работать, , Гунько Наталья, окончила Московскую консерваторию, сегодня живет в Швеции, у нее своя частная школа.
А вот Сотников Валентин-победитель ГАЛА-КОНЦЕРТА «Звездопад Нефтекумья», который проходил у нас в городе 29ноября!
- Может, из вас, если вы захотите заниматься музыкой, тоже получатся в будущем великие музыканты, будем надеяться!
- Ребята, а как, по-вашему, может ли медведь быть великим музыкантом? (слушаю ответы детей)
IV. Актуализация знаний. Речевая разминка.
IV. Актуализация знаний. Речевая разминка.
- А кто знает, какое любимое лакомство медведей? (слушаю ответы детей)
- Верно, мёд!(щелкаю постепенно , появ -ся на доске скороговорка!!!!!!)
(Учитель читает скороговорку, которая появляется на экране )
СЛАЙД 3 (картинка как медведь ест мед)
Мед в лесу медведь нашел, мало мёда – много пчел.
( дети вместе со мной проговаривают эту скороговорку!)
Работа со скороговоркой.
- Прочитаем вместе:
А) медленно; А) тихо;
Б) громко; Б) быстрее;
В) еще громче. В) еще быстрее
- Замечательно, вы настоящие артисты! Аплодисменты!
V. Постановка детьми цели урока, темы.
Учитель:
Медведь… медведь…медведь…
А что, если я вам скажу, что медведь будет одним из главных героев нашего рассказа, с которым мы сегодня познакомимся.
- А чтобы вы хотели о них узнать?
1.- Где обитают медведи?(Аджиманбетов) )
2.- Вес медведя?(Красельников))
3.- Чем питаются медведи?(Колесникова)
4.- Сколько их видов ?(Галушко)
- А я сегодня чуть-чуть хочу дополнить ваши знания о медведях ,только самым интересным.
СЛАЙД 4 (про Бурого медведя!!!!!!)
Микроитог.
- Бурый медведь встречается все меньше и меньше.
А у нас в Ставропольском крае они встречаются крайне редко. Эти замечательные
животные занесены в Красную книгу и наша задача с вами, беречь все живое вокруг,
бережно относиться к природе и приумножать ее богатства!
Вопросы ваши были интересные, глубокие, но ответ мы на них найдем на уроках окружающего мира, а сегодня мы с вами узнаем ,что же необыкновенного произошло с Медведем из рассказа детского писателя Виталия Бианки.
СЛАЙД 5 (портрет писателя.) 1.Знакомство с творчеством писателя.
СЛАЙД 5 (портрет писателя.) 1.Знакомство с творчеством писателя.
Валёк, не забудь прочитать слова со слайда!
В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения писателя.
- Большую часть своего детства Бианки проводил в деревне около леса, куда часто ходил с отцом-ученым. Вот там, в лесу, отец учил его терпеливо наблюдать за животными, растениями, учил записывать свои наблюдения. И вот эти записи пригодились писателю, когда он стал взрослым. Для детей он начал писать в 28 лет. Герои Бианки – это не только звери, птицы и насекомые, но и их друзья – люди.
2.Работа с выставкой книг.
- Я предлагаю оформить выставку книг В. Бианки, которые вы читаете .
- Кто что сегодня читает, приготовьте свои книги!
(Дети выставляют книги на полку и говорят названия произведений)
Итак, (беру книгу «Музыкант» со своего стола, показываю ее и ставлю на выставку), вот книга, которую мы будем сегодня читать, она гостья нашей выставки.
- Дети , кто догадался какая тема урока?
(дети называют тему)
СЛАЙД 6 Тема урока: «Виталий Валентинович Бианки «Музыкант»
Учитель: Зная тему урока, давайте попробуем вместе поставить цели урока
Познакомиться с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант» (Шиянов С.)
Учиться правильно, выразительно читать и анализировать (Шелудько Л.)
Учиться давать полные грамотные ответы на поставленный вопрос учителя (Антонюк Д.)
-Хорошо, ребята!
VI . Словарная работа. Установка лексического названия слов
-В произведении нам встретятся несколько незнакомые для вас слова .
Давайте, ребята прочитаем эти слова как в 1-м классе.
Слайд 7 со словами О-ПУШ-КА - ОпУшка (поставить ударение!!!!)
КОЛ-ХОЗ-НИК - колхОзник
ЗА- ва - ЛИН –КА - ЗавАлинка
МЕД-ВЕ-ЖАТ-НИК – медвежАтник
СЛАЙД 8 с картинками
СЛАЙД 8 – 9 10 с картинками
Опушка?
А кто такой колхозник?
Завалинка?
VII. Физминутка. Слайд 11 полянка
- А сейчас, перед чтением произведения, давайте отправимся отдохнуть на лесную полянку!
Я буду вам называть – музыкальный инструмент, а вы мне показываете, как на нем играть. А если я назову вам любое другое слово, тогда пусть звучат аплодисменты.
Итак, начали:
Скрипка! (дети показывают)
Завалинка! (аплодисменты)
Медвежатник! (аплодисменты)
Баян! (дети показывают)
Пианино! (дети показывают)
Барабан! (дети показывают)
Саксофон! (дети показывают)
- Замечательно, пожалуйста, садитесь!
- Произведение, которое мы сегодня будем читать, для нас объемное, и одна из задач урока как можно больше узнать о героях рассказа, а поэтому сейчас сядьте поудобнее и приготовьтесь меня послушать, а когда я закончу чтение, ответьте мне на вопрос:
- «Почему автор назвал рассказ «Музыкант»?
СЛАЙД- 12 с вопросом: Почему автор назвал рассказ «Музыкант?»
VIII. Изучение нового материала.
VIII. Изучение нового материала.
Первичное чтение произведения учителем (читаю текст сама).
(С вопросами после каждой смысловой части)
2. Проверка первичного восприятия.
- Как вы думаете, почему автор дал такое название рассказу?
Возвращаешься к слайду ПОЯВЛЯЕТСЯ КНИГА Бианки рядом с вопросом
(медведь играл на щепке, а это необычное явление в природе)
- А сейчас посмотрим, как внимательно вы меня слушали! У вас на столе лежат сигнальные карточки, я вам буду читать утверждения, и если вы с ними согласны, показываете мне +, если нет, то -.
Итак, начинаем:
Старик медвежатник играл на балалайке (-, на скрипке)
Знакомый колхозник видел в лесу волка (-, медведя)
Старик присел отдохнуть на пенек (+)
Звук, который услышал старик, слышался с опушки (+)
Медведь сидел на дереве (-, под деревом)
Старик убил медведя (-).
IV. Закрепление изученного материала.
IV. Закрепление изученного материала.
-А сейчас откроем учебники и начнем работу………
Чтение произведения учащимися. (1 часть читает Шелудько Л.)
Вопросы после прочтения 1 части:
Ребята, вы догадались кто такой медвежатник?
- Любил ли старик музыку?
- На чем играл старый медвежатник?
- Что сказал ему колхозник?
2) Чтение цепочкой 2 часть (выборочно)( Гаджибагомедов, Касимов, Колесникова, Антонюк, Курбанов, Ибрагимова, Биймурзаев.)
Вопросы после прочтения 2 части:
- Зачем медвежатник пошел в лес?
- Что услышал охотник в лесу?
- И на что был похож этот звук?
- Найди в тексте описание, прочитайте (дети ищут и находят)
3) 3 часть чтение цепочкой (3 ряд, 2 ряд)
Вопросы после прочтения 3 части:
- Что же увидел охотник на опушке?
- Как оценил охотник пение щепки? (хорошо поет щепка)
- Рассмотрите иллюстрацию на стр 144 (дети рассматривают)
- Кого вы видите? Что он делает?
- Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке.
- Сравните, как слушали музыку старик и медведь
- Найдите в тексте эти строки (в 3 части), прочтите мне их.
4) 4 часть. Жужжащее чтение.
4) 4 часть. Жужжащее чтение.
Учитель:
- А эту часть прочтите самостоятельно, вполголоса (дети читают, а я хожу по рядам и слушаю).
Вопросы после прочтения:
- Найдите, где говорится, почему охотник не убил медведя (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я)
- Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку? (Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю)
Учитель:
- Верно дети, человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.
- Какие действующие лица в 4 части? (автор, колхозник,старик-охотник, струна .)
5). Чтение 4 части по ролям. ( Автор, старик-охотник, колхозник, струна )
Автор- Антонюк
Мужик- Касимов
Колхозник- Шиянов
Струна- Шелудько
- Мы прочитали сегодня сказку или рассказ?
-Как вы думаете? (Это рассказ!)
- А могло ли такое произойти в реальной жизни?
-Ребята, кто по-вашему главное действующее лицо нашего рассказа?
- Верно, ребята! Главное действующее лицо – старик-охотник, не медведь! С ним связаны все события рассказа и с ним связана основная мысль рассказа.
- А о чем стоит нам задуматься после прочтения этого произведения?
(-надо беречь животных, природу!!!)
Микроитог. Слайд 13 с медведем
Микроитог. Слайд 13 с медведем
- Давайте ещё раз посмотрим на этого могучего красивого зверя. Оказывается медведи, как и люди, могут быть неравнодушны к музыке. Мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково. Охотник понял это. Мы будем надеяться, что и все охотники когда-нибудь придут в лес, чтобы послушать пение птиц, шум ручья, понаблюдать за удивительной жизнью животных и забудут о своих ружьях.
X. Подведение итогов урока.
Слайд 14 Красив тот, кто красиво поступает.
- К какому герою рассказа может подойти эта пословица? (слушаю ответы детей)
Учитель: Да, старик поступил красиво. От встречи с такими красивыми душой людьми у нас возникает святое чувство любви к природе, нам хочется совершать добрые поступки.
- А что бы вы взяли для себя из этого рассказа?
1. животных будем беречь
2. относиться к природе бережно
3. приумножать запасы природы
XI.Домашнее задание
- Выразительно прочитать рассказ, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку , возможно ваши рисунки нам помогут составить кинофильм к р
VII. Рефлексия.
-Ребята, вернемся к высказыванию на доске…..
Прочтем его еще раз…….
«Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи»
-Как вы думаете, решили мы с вами поставленные задачи на сегодняшнем уроке?
-да, решили, мы дорожили каждой минутой на уроке! Активно работали, старались давать полные грамотные ответы на поставленный вопрос учителя.
-Чему учились на уроке?
-Что нового узнали?
-Если вы радостны, и получили большое удовольствие от урока, покажите весёлое солнышко.
- И если вы огорчены, и думаете, что лучше бы вы сегодня остались дома поспать – вот такое! Грустное!
XII. Слайд 15 Самооценка работы на уроке учащимися:
-Какую оценку поставим себе за урок? Сейчас узнаем.
-
Посмотрите внимательно на буквы, выстроенные в ряд!
-Букв какого цвета больше?
-Сложите из этих букв слово!Оно и будет яв-ся оценкой нашего урока!
-Какое же слово,ребята?
- Спасибо за дружную работу!
Я с вами не прощаюсь, я говорю вам ДО СВИДАНИЯ! Помашем мы рукой, друг другу на прощанье!
Я с вами не прощаюсь, я говорю вам ДО СВИДАНИЯ! Помашем мы рукой, друг другу на прощанье!
Стоя выпрямили спинки
И следите все за мной.
Покачали головой,
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали.
Две руки теперь скрепили,
А теперь разъединили.
Повторяем 10 раз. 1-2-3…
Ускоряем мой показ , Молодцы! Не поленились,
Аплодисменты , получились!
Слайд 16 «До свидания, до новых встреч!»
Литература.
Г.А. Бакунина. Уроки литературного чтения. Развиваем интеллект, творчество, активность. 2 класс – Киров, 2007.
С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению (к УМК Л.Ф. Климановой и др. «Школа России») – Москва, «ВАКО», 2012 год
Музыку из файла не стирай- не будет звука!