Тема урока: Л.Н.Толстой «Отец и сыновья» | Дата: 11.2016г. КЛАСС: 2 "В" |
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке: формирование умения определять главную мысль в тексте. К* цель: корректировать слуховое восприятие учащихся на основе упражнения в узнавании и соотнесении «Да-нет» | Все учащиеся: перечисляют героев произведения, дают им характеристику. |
Большинство учащихся: понимают тему и определяют основную мысль, подтверждают свои суждения цитатами из текста. |
Некоторые учащиеся: оценивают свои поступки и поступки героев. |
Тип урока | Формирование умений и навыков |
Методы работы | словесный, репродуктивный, частично-поисковый |
Форма обучения | Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная |
Ресурсы | Таблица оценивания, презентация, |
Планируемые сроки | Планируемые действия |
1. Психологический настрой. 1мин | ДУ | ду |
Прикоснитесь ладошками друг к другу и подарите уверенность перед предстоящей работой. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся -Что еще вместе с уверенностью вы сможете подарить своим одноклассникам? | Проверяют готовность к уроку, принимают установку. Все - проговаривают Большинство и Некоторые – отвечают на вопросы |
2. Повторение 2 мин | - Какой раздел мы изучаем? ( «Я и мои товарищи») Вспомните название произведений и авторов, которых мы изучили. На доске: Рассказ Стихотворение: Притча Послушайте отрывок, определите жанр, название произведение и автора . Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара. «Друг детства» В. Драгунский - Чему научило это произ-е? (не забывать старых друзей, помнить дружбу даже если это игрушка) Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам….«Надежный человек» Е. Пермяк –Чему научило это произ-е? ( помогать слабым, быть надежным человеком: сильным, верным) Друг напомнил мне вчера, Сколько сделал мне добра: А.Барто – Чему научило это произ-е? ( делать добрые дела, не требуя доброго дела взамен) -С каким произведением познакомились на прошлом уроке «Добрая хозяюшка» В.Осеевой. –Чему оно вас научило? (если ты находишь нового друга, старого друга не бросай) | Все –Слушают, вспоминают, отвечают Больш.-назовут авторов. Нек.- ответят, чему научили их произведения. |
3. Проверка домашнего задания. 10 мин | Все дома готовили пересказ. Вы получаете одну карточку с рисунком той части, которую будете пересказывать. Объединитесь в группы. Правила работы в группе: слайд *Слушать внимательно каждого ученика. * Оцени пересказ по критериям *Запиши отметку в таблицу Имя | Последовательно | Правильно | Передаёт настрое ние | Оценка +++ «5» ++ «4» + «3» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Кто получил 5- Что помогло вам справиться с заданием? 4 –Как улучшить пересказ? 3- В чем были ошибки? Как их исправить? Проверка творческого задания. | Вспоминают требования, читают, оценивают Все–пересказывают, оценивают. Большинство-объясняют причины успеха и неуспеха Некоторые-предоставляют д\з творческого хар-ра Критерии творческого задания: По теме Последовательно Интересно |
4. Физминутка 1 мин | У жирафа пятна пятна… | Отдыхают Музыкальное сопровождение |
5. Определение темы и цели урока 3мин | - Чтобы определить тему урока, разгадайте ребус «7я» - Какие возникают у вас ассоциации к слову СЕМЬЯ. Мама, папа, родители, сестра, брат, дом, дружба, любовь, забота, помощь. -Как слово дружба относится к слову семья? Любовь? Забота? Узнаем, как ответил бы на этот вопрос писательЛ. Н. Толстой в поучительном рассказе «Отец и сыновья» - Какая цель нашего урока? Продолжите предложения: Определить, чему научит……… Научиться читать…..( быстро, вдумчиво, плавно) | Работа в группах «Кластер» Все–называют ассоциации Большинство – назовут тему урока Некоторые назовут цель урока |
6. Усвоение новых знаний 15мин 5 мин | А) Факты из жизни писателя. Работа в парах. Лев Николаевич родился в Ясной Поляне. Там прошло его детство. Родился в знатной графской семье, но любил тяжёлый крестьянский труд и сам много трудился. Писать он начал в 22 года.(книги) Он создал школу для крестьянских детей. Написал учебник «Азбуку», включил в неё рассказы. Один из таких рассказов мы будем сегодня читать. Этому рассказу почти 150 лет. - Что вам показалось интересным в жизни писателя? | Презентация (портрет) Все- составляют предложения, читают Большинство –определяют порядок слов Некоторые –отвечают,какие факты интересные |
2 мин | Б) Первичное чтение произведения «Отец и сыновья» учителем. Слушайте внимательно, я проверю, как вы слушали. Читаю утверждения к тексту. Если вы согласны – встаете, если нет- сидите. К* «Да», «нет» -О ком и о чем это произведение? ( об отце и сыновьях) 1.Отец часто говорил сыновьям: «Живите дружно» (да) 2.Сыновья слушались его (нет) 3. Тогда отец сказал: - Принесите веник.- Сломайте! (да) 4. Сыновья сразу сломали веник. (нет) 5. Тогда отец развязал веник и сказал: -Ломайте по одному пруту (да) 6.Будете жить дружно – никто вас не осилит, а будете ссориться –вас каждый легко погубит(да) - Оцените себя, ка вы умеете слушать. | Настраиваю на внимательное прослушивание. Все- воспринимают на слух художественное произведение Больш.- отвечают на вопросы по содержанию. Некоторые – правильно отвечают |
1 мин | В) Вторичное знакомство с текстом. Прочитаем трудные слова: О-тец отец Сы-новь-я сыновья Ссо-ри-лись ссорились Раз-вя-зал развязал Пруть-я прутья По-о-ди-ноч-ке | Все читают по слогам, целыми словами |
5 мин | Г) Чтение учащимися. Работа над содержанием текста. Читаем текст самостоятельно вполголоса, обращая внимание на те слова, которые мы учились читать.Читайте вдумчиво, так как вам нужно будет составить вопросы по тексту. Кто? Что? Как? Почему? Что будет, если……? - Что отец часто говорил сыновьям? - Объясните, почему сыновья ссорились? - Что тогда отец сказал сыновьям? -Что попросил сделать отец? - Объясните, почему сыновья не могли сломать веник? - Было ли сыновьям легко? - Что тогда сказал отец? - Объясните, почему они не смогли сломать веник, но легко переломали прутья? Работа над главной мыслью басни. - О чем это произведение? Найди в тексте основную мысль, самые важные слова. Чему учит это произведение? Рассказ, в котором есть нравоучение называется притчей (показываю определение). Проговариваем это слово. Нравственность –это поведение человека. | Все-развивают умения читать текст правильно, плавно, по слогам и целыми словами Большинство-задают вопросы низкого порядка Некоторые – вопросы высокого порядка , дают ответы на вопросы выс. порядка участвуют в коллективном обсуждении прочитанного (о том, что надо всегда жить в мире и согласии). ( не нужно ссориться с близкими людьми). использовать понятие «притча» |
7. Физминутка 1мин | Музыкальное сопровождение | Отдыхают, смена деятельности |
8. Проверка понимания нового материала 4 мин | Работа в группах подбор определений: Какой отец? Сыновья? Назовите героев этого рассказа. Кому присущи данные слова: *глупость, непослушание, ссора *мудрость, забота, любовь, наставление | определять авторский замысел и главную мысль произведения, находить в тексте слова, ее выражающие, |
9. Работа с пословицами Работа в группах.5мин | - Каждой группе предложено по три пословицы, из которых вы должны выбрать только те, которые подходят к теме семья. Пословицы: Своя семья – самые верные друзья. Птица сильна крыльями, а человек дружбой. Вся семья вместе, так и душа на месте. Красив тот, кто красиво поступает. Один и камень не сдвинешь, а вместе и гору поднимешь. Согласного стада и волк не берёт. Друзья познаются в беде. Век живи, век учись. Один за всех и все за одного. Подумайте, какие из них подходят к басне «Отец и сыновья»? Почему?Какой вывод сделали сыновья. Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом. Доведение до сознания детей, что семья –это самое дорогое, самоеблизкое, что есть у человека. Сплоченность семьи–это залог благополучия. | - Напомню, что в группе уважаем друг друга, помогаем, выслушиваем каждого. Самонаправленность в процессе работы над заданиями все-придумывают Большинство- отвечают на вопросы Некоторые- формулируют несложный вывод о прочитанном |
10. Подведение итогов урока 3мин 11. Рефлексия. | Подведение итогов урока. - С каким произведением познакомились? - Чему научились на уроке? На доске у нас сердце. У вас на партах у каждого лежат сердечки трёх цветов. Если вам было легко справляться с заданиями – возьмите красное сердечко, если пришлось подумать – розовое, а если вызвало трудности – жёлтое. Давайте наклеим наши сердечки на наше большое сердце. Посмотрим, какой цвет преобладает. Как замечательно мы с вами поработали на уроке. | Оценивают, делают выбор Оценка и рефлексия собственной деятельности |
Д\з 1мин | Инструктаж по домашнему заданию. *Чтение по ролям *Попробуй сочинить: Небольшой рассказ, который начинается или заканчивается одной из пословиц. | Все – читают сам-но Большинство – читают в парах Некоторые – составят рассказ |