Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Методическая разработка урока
по литературному чтению
во 2 классе
Л. Толстой «Отец и сыновья»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Макурина Оксана
Васильевна
Тема урока: Л.Н.Толстой «Отец и сыновья» (Басня)
Цели урока:
Организовать знакомство с произведением Л.Н. Толстого, учить находить главную мысль в тексте. Формировать умение и навыки работы с текстом, умение различать жанры.
Развивать логическое мышление, технику чтения и монологическо-диалогическую речь, развивать воображение.
Ход урока:
- Мы друг к другу повернулись и красиво улыбнулись.
Подготовка учащихся к изучению нового материала.
Звучит отрывок песни «Родительский дом».
(Слайд №1)
Беседа:
- О чем эта песня? Кого вспоминали, когда слушали песню? (родителей, семью).
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (формулирование целей урока учащимися)
ІІІ. Сообщение темы и целей урока.
- Правильно, сегодня мы продолжим разговор о семье. Семья играет большую роль в жизни каждого из нас. Русский народ неслучайно сложил много пословиц о семье, о семейной жизни.
1) Работа в группах.
- Каждой группе предложено десять пословиц, из которых вы должны выбрать только те, которые подходят к теме семья.
Пословицы:
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Своя семья – самые верные друзья.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Красив тот, кто красиво поступает.
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Один и камень не сдвинешь, а вместе и гору поднимешь.
Добрый человек добру и учит.
На что и клад, коли в семье лад.
(Слайд № 2)
ІV. Проверка домашнего задания.
Творческое задание. Сочинить стихотворение или рассказ о маме.
( в течение дня вы можете обсуждать свои работы, и выбрать наиболее вам понравившиеся)
Работа в группах. Составить пословицы о маме.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
(Слайд № 3)
Изучение нового материала.
- А кто сегодня на уроке будет одним из персонажей нового произведения?
Отгадайте мою загадку:
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, … (папа)
- Подберите синонимы к слову папа.
(Слайд № 4)
Сегодня мы вместе познакомимся с произведением Л. Н. Толстого «Отец и сыновья». Но сначала немного о жизни Льва Толстого.
(Слайд № 5 – 11)
Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Это уголок русской земли, которой известен всему миру. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей.
Человек, чьё имя хорошо известно не только в нашей стране, но и во всём мире, произведения которого переведены на разные языки.
Родители Льва Николаевича принадлежали к старинному знатному роду. Но когда мальчику было три года - умерла его мать, а в девять он потерял отца. Воспитанием будущего писателя занялась тётушка.
Писать он начал в двадцать два года и после успеха первой повести почувствовал, что настоящее его призвание – литература.
В Ясную Поляну Лев Николаевич вернулся уже известным писателем. Здесь он создал почти все свои произведения.
Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился. В летние месяцы целыми днями пропадал он на риге и гумне, на покосе с крестьянами, на пасеке, и каждый день в самых разных местах Ясной Поляны он делал многочисленные зарисовки лиц и пейзажей в записных книжках и черновиках.
VІ. Первичное чтение произведения «Отец и сыновья» актёром.
(прослушивание звукозаписи)
(Слайд №12)
Словарная работа (объяснить лексическое значение непонятных слов).
1) Работа над текстом.
- О чем это произведение? (о том, что надо всегда жить в мире и согласии).
- Над чем надо задуматься? ( не нужно ссориться с близкими людьми).
- Какому жизненному правилу вас учит произведение?
2) Работа над содержанием текста. Откройте учебник на стр. 79.
- Что приказал отец своим сыновьям? (зачитать)
- Как поступили сыновья?
- Что велел принести отец?
- Смогли сыновья сломать веник?
- Почему?
- Что сделал отец?
- Удалось сыновьям сломать прутики?
- Почему? Как вы думаете?
- Что сказал отец сыновьям?
- Читая это произведение, на чём бы вы заострили своё внимание?
- К какому жанру относится это произведение? (обсудите в группе)
СКАЗКА (содержит вымысел)
РАССКАЗ (повествование о событии)
СТИХОТВОРЕНИЕ (написано в поэтической форме)
БАСНЯ (содержит мораль, нравоучение)
- Что такое басня? С этим понятием мы уже знакомились.
(Басня - небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет.)
Физминутка.
VІІ. Первичное закрепление.
Беседа по вопросам «Обдумаем прочитанное»
- Какова мораль басни? В каких предложениях она заключена? Прочитайте.
- Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы вы повели себя в этой ситуации?
«Что нужно для счастья? – спрашивал Л.Толстой и сам же отвечал. – Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь.
VІІІ. Закрепление пройденного.
Составление синквейна о семье.
- Что такое синквейн?
Это особая форма стихотворения, которая составляется по определённым правилам.
Как же пишется синквейн? Условия его написания таковы:
1. На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
2. На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3.Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4. На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
5. Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.
Синквейн о семье
Семья.
Дружная, крепкая.
Помогает, воспитывает, учит.
Своя семья – самые верные друзья.
Родители.
(Слайд № 13)
ІХ. Подведение итогов урока.
- С каким произведением познакомились?
- Чему научились на уроке?
Х. Инструктаж по домашнему заданию.
Попробуй сочинить:
1. Напиши свою басню, название которой можешь заимствовать у Толстого.
2. Составь рассказ, который начинается или заканчивается одной из пословиц.
ХI. Рефлексия.